Добрая сказка о злых евреях
06.06.2004 | 14:00
«Коран по месье Ибрагиму» - это доброе трогательное кино, которое вызывает чувство тягостного недоумения. Смотришь, умиляешься и спрашиваешь себя: вот так они нас видят? Вот такие мы, выходит, уроды?
Краткие сведения о предмете разговора: «Коран по месье Ибрагиму» (Monsieur Ibrahim et les fleurs du Coran), режиссер: Франсуа Дюпейрон (Francois Dupeyron), в ролях: Омар Шариф, Изабель Аджани, Пьер Буланже, производство: Франция-Италия, 2003 год.
История, рассказанная в фильме не простая, а очень простая: Париж, 60-ые годы. На Голубой улице, надо полагать, не самой шикарной улице в городе, живет мальчик Момо. Вообще-то он Моисей. Мамы у него нет, она бросила нашего героя в раннем детстве. Папа есть, но сын ему совершенно безразличен. Папа приходит с работы, ест приготовленную Момо еду и уходить читать книги. Да, улица, судя по соседям Момо и персонажам, мелькающим на заднем плане, расположена в еврейском квартале. Или это только одна улица такая, не важно, главное, евреев там предостаточно.
Так вот, Момо одинок. Утешение мальчик находит в объятьях проституток. Они очень милые и гораздо более человечные, чем папа Моисея. А еще на улице есть лавка. Ее держит старый Ибрагим, одинокий, мудрый и добрый.
Ибрагим видит, как одинок Момо и начинает всячески его привечать. Угощает продуктами, покупает новые туфли и рассказывает о Коране. А тут как раз папа Момо пишет прощальную записку сыну и исчезает в неизвестном направлении. Момо продает отцовскую библиотеку, тратит вырученные деньги на проституток, а когда франки кончаются, ему становится совсем одиноко. Всем это, разумеется, безразлично. Никому и в голову не проходит хотя бы пригласить его на чай, потрепать по голове и спросить – ну как он там, в пустой квартире. Мать, решившая навестить сына, не узнает его. Сказал мальчик, что его зовут Мухаммед, она и поверила. Ушла и больше не появлялась. А что, евреи – они такие. Зато Ибрагим совсем не такой. Он берет с собой мальчика в Стамбул. Ибрагим у нас турок, к тому же не ваххабит какой-нибудь, а суфий. В Стамбуле Момо окончательно понимает до чего же хорош Коран, а тут еще Ибрагим очень удачно попадает в аварию и умирает, своевременно завещав Моисею все свое имущество.
Оптимистичный финал: в магазинчике Ибрагима сидит Момо. Его все зовут «арабом», как раньше Ибрагима. А он очень радуется этому обстоятельству и по-доброму улыбается мальчикам, которые заходят к нему в лавку.
Конечно, всякое бывает. Человек может расти сиротой при живых родителях. Чужой дядя может оказаться куда добрее, чем родная кровь. Даже в Израиле евреи принимают ислам. Да, и не такое случается. Но впечатление от фильма все равно отвратительное. Сам Франсуа Дюпейрон в интервью говорил, что хотел сделать фильм о терпимости и взаимопонимании. Но он оказался пристрастен и распределил эти качества подчеркнуто неравномерно – кому-то дал с избытком, других лишил их вовсе. И оттого верить ему не хочется.
А когда вспомнишь, что снимали кино во Франции, не хочется верить вдвойне. Франция четко определила свое место на баррикадах: в арабо-израильском конфликте ее симпатии всецело на стороне арабов. И оттого фильм выглядит посланием соседям по европейской коммуналке: да, мы сделали свой выбор, но у нас были на то веские основания. Но соседи и сами не грешат объективным отношением к происходящему. Так что дело может быть вовсе не в них, а в ситуации внутри страны. Количество мусульман во Франции растет не по дням, а по часам. Их голос слышен все громче и если в книгах, которые иммигранты обычно не читают, французы еще позволяют себе поворчать (вспомним хотя бы судебный процесс затеянный мусульманской общиной Франции против писателя Мишеля Уэльбека), то в самом массовом из искусств ситуация обстоит по-другому.
Вот «Такси» Люка Бессонна: главный герой, обаятельный пройдоха, которого просто не могут не полюбить зрители, - араб. Его партнеру-французу досталась роль недотепы, но это еще по-доброму – в «Ямакаси» единственным героем «со знаком плюс», не считая, разумеется, шайки юных иммигрантов, оказывается полицейский – «наполовину араб», а все французы там – сугубые негодяи. «Коране по месье Ибрагиму» прекрасно вписывается в этот ряд. Только своих Дюпейрон решил на этот раз пощадить – по его разнарядке в негодяи попали евреи.
Вот такое кино. Профессионально сработанное, с прекрасным актерским составом, мастерской режиссурой и хорошей операторской работой и, к тому же, актуальное донельзя. Такими, надо полагать, и будет в скором времени большинство фильмов на континенте Eurabia, который мы когда-то знали, как Europe.
Матвей Чуткий
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: