Чтобы написать эту статью, пришлось проделать над собой смелый эксперимент. На компьютер была установлена программа с романтическим названием «Мозгоправ», затем, покопавшись в справке, я определил нужный режим, выставил полозок на шкале в положение, соответствовавшее максимальной работоспособности, и нажал кнопку «Запуск». Опыт по воздействию бинауральных биений на мозг неподготовленного пользователя начался.
Тут у нас затемнение, тревожная музыка, можно добавить кадры старой кинохроники с вращающимися шестеренками, дымящими трубами и семейством Кюри, увлеченно копающемся в тазике с радиоактивными веществами.
Даем свет. Бинауральные биения – это, вообще-то просто два близких по частоте тона. Но если правильно подобрать частоту, то они, вроде бы, будут воздействовать на биоритмы головного мозга. В справке было сказано, что сидеть придется долго - мозг сопротивляется попыткам навязать ему ритм извне. Но сидеть под размеренно жужжащими колонками, да еще с черным экраном оказалось скучно. Работоспособность явно не росла, зато в голову настойчиво лезли кадры из старого фильма, где нашего разведчика пытали в «музыкальной шкатулке» - маленькой комнате с динамиками, генерировавшими монотонный звук. Разведчик лез на обитые поролоном стены и, добравшись до верха, принимался яростно грызть мягкую обивку.
Включить экран никак не получалось – программа предусматривала только два режима: или полная темнота, или быстрое мелькание – от белого к черному и обратно. Раздражало это не хуже однообразного воя в колонках. Запускаться, не завладев предварительно экраном, программа тоже не желала. Продержавшись несколько минут, я выключил «Мозгоправа» и решил, что для работы мне хватит собственного запаса бодрости.
Пристальное изучение справки показало, что без посторонней помощи программе с моим мозгом не справиться. Чтобы облегчить ей работу, надо было проделывать дополнительные упражнения. Скажем, при использовании частоты, соответствующей глубокому расслаблению, принять наиболее удобную позу и свести к минимуму мыслительный процесс. О том, как выполнить эту рекомендацию, в справке ничего не говорилось. Нет, все-таки таиландец Сараню Пуняратанабунбу (Saranyou Punyaratanabunbhu), придумавший Anti-Mal - программу для отпугивания комаров, больше заботился о пользователе. Он, по крайней мере, не предлагал сперва поймать и обездвижить кровососа, а уж потом наслаждаться сценой агонии. Конечно, у его детища были свои недостатки – во-первых, радиус действия был ограничен всего 2 метрами, а во-вторых, запуск программы вызывал головную боль, но зато от вас требовалось только нажать на кнопку и спокойно отправляться за таблеткой от мигрени.
Вторая же версия, рассчитанная еще и на то, чтобы отпугивать тараканов и мышей, даже не требовала таблеток, так как волны, вызывавшие у тараканов дурное расположение духа, находились в другой части диапазона. Но одно дело – братья наши меньшие и совсем другое – человек, царь природы, венец творенья, существо сложное и непредсказуемое. Странно, что «Мозгоправ» вообще появился на свет. Он как будто прибыл из иной эпохи, когда Интернет был просто страшной сказкой для взрослых. В глаза его в ту пору мало кто видел, зато все, а особенно читатели желтых газет, очень боялись.
Вот тогда эта идея действительно была популярна! Фантасты, те вообще заерзали, как мыши при виде сыра и срочно принялись сочинять истории о зловещих вирусах-убийцах. Вирусы меняли частоту обновления экрана, да так ловко, что пользователи немедленно валились с приступом жесточайшей эпилепсии. Или расставались с жизнью из-за сердечной недостаточности, вызванной какими-нибудь малозаметными мерцаниями окон. В крайнем случае, завороженный гипнотическим вращением screensaver’a клиент сам доставал дедовскую шашку и методично крошил себя в капусту. Звук в этих страшных историях фигурировал реже, только когда надо было заставить загипнотизированного пользователя взорвать атомную бомбу на территории банно-прачечного комбината. Затем эмпирическим путем было установлено, что единственным, кто преуспел в нанесении ущерба здоровью пользователей, были производителя некачественных мониторов, и тема заглохла.
Теперь она, кажется, возвращается, правда, пока на уровне анекдота о палестинских вирусописателях: «Здравствуйте! Вы только что получили страшный палестинский вирус. Поскольку опыта у нас маловато, пожалуйста, сами сделайте format С: и разошлите это письмо по адресам из вашего Outlook. Спасибо за поддержку!» Да, сегодня это выглядит именно так, но кто знает, что будет завтра?