Израильтянина можно узнать издалека. Он мчится, он летит, оставляя в душном воздухе запах озона, он искрит и потрескивает - такой ближневосточный Электроник с регулятором громкости, навеки застывшем в положении «максимум». Израильтянин всегда опаздывает на важную встречу, он ужасно спешит, у него столько дел, что просто сесть и выслушать вас – нет, это решительно невозможно! Тем более, что и сказать-то вам, по большому счету, нечего, израильтянин сам все прекрасно знает. Задайте любой вопрос, и вы убедитесь: знает! Даже о яйценоскости арктических пингвинов. Ну и что, что пингвины в Арктике не живут? А вот если бы жили, то несли именно столько яиц, сколько сказал израильтянин. И работы наш Электроник никакой не боится, если, конечно, он будет этой работой руководить…
Вот это и было самым трудным: освоить с детства знакомую каждому жителю здешних краев науку, научиться отвечать на любой вопрос «знаю», «могу», «справлюсь», «нет проблем», «есть опыт», «рекомендации лучших собаководов». Во всем разобрались, всему научились репатрианты начала 90-ых – растягивать гласные в конце слова, с интенсивностью вентилятора размахивать руками, носить неглаженные майки и вязанки ключей на поясе, и только манера отвечать «запросто» на любой вопрос поначалу им не давалась. Задумывались, начинали прикидывать, а получится ли, а хватит ли навыков, и в результате оставались с носом, за воротами, вдали от заветного рабочего места. Но потом преодолели и это, наловчились. И только глупая поговорка «скромность украшает» все еще не дает им занять достойное место в рядах израильских тружеников.
Ну, что это за украшение – скромность? Это вериги, а не украшение. Не так надо, совсем не так. Вот сидит израильтянин, чинно пьет кофе, наслаждаясь заслуженным покоем: встал рано, торчал в пробках, ругался на стоянке, занятой наглецом из соседней конторы, теперь все позади, рабочий день начался, спешить больше некуда. Но тут – фанфары! Распахиваются двери, влетают кавалькадой помощники и референты, кричащие в два мобильных сразу, а следом быстро, но с достоинством вносит в комнату ухоженное тело Большое Начальство. А что же наш израильтянин? А он уже мчится к телу, прорываясь сквозь заслон референтов, он уже кричит, он рапортует, он докладывает, а потом, когда начальство удаляется, возвращается за свой стол, к недопитому кофе и проводит остаток дня в напряженных раздумьях: заметили? Оценили? Увидели в толпе мечущихся сотрудников? Пока длится переполох, очкарик-репатриант, высунув от усердия язык, лупит по клавишам, разрабатывая что-то такое нужное - важное… Высокому Начальству его из-за монитора не видно, значит, прибавки к жалованью он не получит и проект по внедрению важного – нужного не возглавит.
С другой стороны, это, может быть, и не плохо. Проект ведь нужно не только реализовать, надо еще, чтобы клиент его принял. И тут нашему очкарику придется тяжело: толком пошутить он не может, назвать клиента «ахи» и предаться воспоминаниям о срочной службе – никаких оснований, обсудить достоинства и недостатки эйлатских гостиниц и тель-авивских рыбных ресторанов - даже этого он не сумеет. Хорошо еще, если наш доблестный труженик, знает, когда переходить на крик и в какой момент останавливаться, но и это бывает не часто. Так что не надо ему в начальство.
Нет, он мог бы, конечно… Пошел бы к высокому начальству, рассказал, как в его отсутствие израильтянин, которому отдали проект, пьет кофе и бродит по порносайтам, глядишь, и заметили бы, и возвысили. Но это же не наш метод! Как же можно выдавать сослуживца? Да запросто. Даже не просто можно – нужно. Только это называется не предавать, а выполнять свой гражданский долг. Высоко нести знамя ответственности перед коллективом. И это всякий израильтянин знает с детства. И наши дети, родившиеся в Израиле или попавшие сюда в нежном возрасте, тоже это знают. Им уже рассказали – серьезно и обстоятельно, что у них есть права, и на родителей, если те вздумают эти права нарушать, надо жаловаться в полицию. А еще рассказали про обязанности перед обществом. Обязанности простые: чего увидел – стучи. Бочки варенья, может, и не получишь, но моральное удовлетворение – обязательно.
Только не пробуйте эту систему поломать, может так получиться, что вместе с нею отвалятся и другие механизмы, на которых держится демократия, причем не только израильская, любая. Тоталитаризм – это я для государства. А демократия – это государство для меня и кому, как не мне, о нем позаботиться и проследить, чтобы остальные вели себя также. Поэтому не грузите детей рассказами о добродетельной скромности. И сказку о Мальчише-Кибальчише им не читайте. Не поймут, буржуины несчастные.