О идее единого государства на территории Палестины
29.10.2004 | 10:27
Марат Кветный, Нюрнберг
Идея единого государства в Палестине в развитии может стать вдохновляющей, чтобы совершить важнейший поворот в общественном сознании.
С предложением такого государства в конце 2003 или начале 2004 выступил премьер Палестинской автономии Ахмед Курейя. В сообщении об этом (радио Рэка, Иерусалим) оно комментировалось как заведомо неприемлемое для Израиля из-за слишком большой нагрузки для его экономики и угрозы скорого вытеснения еврейского населения.
Конечно, в нынешних условиях провозглашение такого государства нереально. В то же время, представляется, что идея единого государства в Палестине в развитии может стать здесь вдохновляющей, чтобы совершить важнейший поворот в общественном сознании. Поворот от всего того, что питает этот длительный конфликт к осознанию перспектив жизни в едином государстве на основе норм общепризнанного международного права.
Обоснования идеи
Это прежде всего то, что арабов и израильтян на этой небольшой территории очень многое связывает и объединяет. И в местах совместного проживания и деятельности, и по участию в научной, экономической деятельности, в том числе по многому из того, что здесь создавалось и создается. Несомненным является влияние этих связей на общественное, культурное развитие, повышение образовательного уровня.
Сам Израиль со своего воссоздания в 1948г. является государством не только евреев, около миллиона арабов его полноправные граждане, имеющие представителей в Кнессете, а арабский язык входит в число государственных языков.
Ни один из народов, населяющих Палестину, нельзя назвать пришлым, ранее не жившим на этой земле. Они относятся к одной и той же семитской расе, поэтому по внешнему облику многие представители этих народов не отличаются друг от друга. Они также близки по религиозным традициям, соседствуют и их религиозные святыни. Иудаизм и ислам имеют общие истоки, в обеих религиях высшее духовное начало едино и не ассоциируется с каким-либо образом, признанными являются пророки Авраам, Моисей.
Несмотря на то, что уже не одно поколение здесь воспитывается в духе враждебности и недоверия при существенном влиянии на это некоторых государств и организаций, большая часть населения Палестины, как показывает статистика, высказывается за мирное урегулирование арабо-израильского конфликта.
Другие известные на сегодняшний день идеи урегулирования, не говоря уже о таких, как идеи вытеснения или разделения народов, которые не имеют перспектив пока живы представители этих народов, сводятся к размежеванию с автономией и созданию отдельного арабского государства на территории Палестины. Вряд ли осуществление этих идей приведет к улучшению отношений между арабами и евреями, особенно при создании независимого арабского государства. Ухудшение экономических условий, перенаселенность и низкий жизненный уровень не приведут к уменьшению враждебного отношения к Израилю, вероятнее всего это государство окажется хорошим укрытием для баз терроризма, оснащенных современным оружием.
Единое же государство имеет гораздо большие возможности сосредоточить значительные средства на повышение жизненного уровня и качества жизни на территориях Палестинской автономии (строительство жилья, предприятий, учебных и лечебных учреждений, улучшение условий среды, развитие туризма). Кстати, в этом государстве не потребуется никого никуда переселять и разрушать созданное поселенцами.
Все это может говорить о том, что никак не идеи разделения или обособления соответствует глубинным жизненным интересам большинства живущих в Палестине людей. Этим интересам в наибольшей степени соответствуют возможности, которые может предоставить им единое правовое государство.
Правовое единое государство
Непростые вопросы формирования властных структур из представителей разных народов, приема новых граждан и другие могут решаться только на основе законов, соответствующих или не противоречащих общепризнанным международным правовым нормам. В едином государстве должны быть прежде всего обеспечены разделение властей, независимость судебной власти, представительная законодательная власть, выполнение других основоположений международных правовых документов.
Мнение об отсутствии, и даже невозможности прогресса в правовом сознании в арабском мире опровергается прогрессивными изменениями в политических системах Иордании, Йемена, Марокко, Бахрейна, Омана, Катара такими как предоставление всем избирательных прав и проведение свободных выборов, введение многопартийной системы и появление представительных парламентов, принятие демократической Конституции и рост политической активности женщин.
Государство, действующее как правовое, исключает вытеснение или подавление какой-либо нации или народности. Сейчас Израиль для евреев в мире является единственным национальным очагом, где они могут без ограничений получить право на жительство. В настоящее время прирост населения за счет алии незначителен и нет оснований ожидать его увеличения. Совершенно ясно, что массовое возвращение арабов, покинувших в разное время Палестину, приведет на такой малой территории к перенаселенности, резкому падению жизненного уровня и в результате к невозможности для евреев переезда в страну. Поэтому прием репатриантов в едином государстве должен происходить с учетом уровней рождаемости у арабского и еврейского населения, условий проживания, экономических возможностей государства так, чтобы это не приводило к резкому изменению соотношения численности между этими группами населения.
Представляется, что конфедерация с жестким территориальным разграничением субъектов не является подходящей формой единого государства, т.к. она будет поддерживать отношения обособления по национальному признаку.
Несомненно, единое государство, как правовое, должно быть светским и в то же время оказывающим поддержку всем действующим в нем религиозным концессиям. Только в таком государстве возможно наиболее приемлемое сочетание соблюдения прав личности с уважительным отношением к религиозным традициям.
Создание единого государства
С учетом глубины конфликта создание единого правового государства не может быть делом пары лет, оно может оказаться достаточно длительным процессом. Начаться он может с принятия акта, провозглашающего одинаково понимаемую всеми и ясную для людей цель, для чего в этом акте должны быть зафиксированы принципиальные основы этого государства, пути его создания и принимаемые сторонами обязательства.
Вожделенная земля Палестины в условиях единого правового государства будет принадлежать каждому из народов, что для них никаким другим путем недостижимо. Эта очень небольшая территория, со скудными ресурсами влаги и полезных ископаемых может оказаться слишком тесной для двух отдельных государств на ней, но она не будет таковой для единого правового государства.
Выводы
1. Предложение автономии является конструктивным, отвечающим жизненным интересам населения Палестины.
2. Ввиду этого в Израиле предложение автономии должно быть активно поддержано услышанном всеми встречным предложением, а именно принятия как цели долговременной политики – создание единого правового государства на территории Палестины.
3. Цель в предложении должна быть ясной, понятной далеким от политики людям. Для этого она должна сопровождаться конкретными мероприятиями, без выполнения которых начать создание единого государства невозможно. Такими прежде всего являются: полное исключение идеологии и пропаганды враждебности (программные установки, учебники, видеоматериалы) и действенные меры по недопущению террора. С выполнением этих мер связывается снятие защитных сооружений, обеспечение свободы перемещений и экономической деятельности на всей территории Палестины.
4. Активность и настойчивость в выдвижении указанной цели должны исключить истолкование предложения как ответного пропагандистского хода. Это позволяет предложение автономии, которое говорит об имеющемся там понимании истинных жизненных интересов людей. Оно должно рассматриваться только так, а не как высказанное только в целях пропаганды.
От редакции: редакция не разделяет воззрений автора, но публикует письмо, поскольку оно достаточно полно представляет точку зрения, бытующую как в определенных кругах на Западе, так и в палестинской автономии.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: