Шарона-тактика не существует. Есть Шарон-программа, не реагирующий на доводы, ультиматумы и угрозы. У него свои цели, обещания и сроки. Пока формально Шарону принадлежат бразды правления, все государственные институты будут работать только на демонтаж, отвлекаясь, разве что, на заборостроение. Чем скорее члены ЦК Ликуда осознают тщетность попыток переориентировать своего лидера на созидательные проекты, тем раньше у власти окажется человек с более широким кругозором. И, Бог даст, более свободный в принятии решений.
Так-таки и тактика?
Большинство аналитиков, берущихся комментировать падение правительства при голосовании по проекту госбюджета, исходят из аксиомы о тактических талантах Ариэля Шарона. С тем, что у главы правительства отсутствует дар стратегического видения, согласны почти все. Однако, должен же отставной генерал просчитывать события хотя бы на два-три хода вперед! Иначе, что же получается? Как сказал когда-то раввин Овадья, «слепая коза во главе стада овец»?
Если премьер-министр контролирует ситуацию с коалицией, есть надежда, что и запланированный демонтаж поселений имеет все-таки некий, недоступный разумению обывателя, смысл. Пока нам известно лишь то, что «односторонняя программа» – не просто важная, но единственная, первостепенная цель правительства во главе с Шароном. Все остальное: террор, экономика, социальные проблемы, абсорбция – подождет. Теперь к списку прибавилась стабильная коалиция. Шарона вполне устраивает «плавающее» парламентское большинство, калейдоскоп наемных коалиций, сколачиваемых для утверждения текущих вопросов, нуждающихся (по недосмотру законодателя) в санкции кнессета. В промежутках между голосованиями он готов оставаться в меньшинстве – процедура будет соблюдена. Но и временных союзников, как показало предварительное чтение по бюджету, у него нет.
Странное упорство премьера воодушевляет его немногочисленных сторонников, но озадачивает противников. Кажется, что кабина бульдозера давно пуста, и машина переведена на режим программного управления. Даже проще – руль закреплен на положении «вперед», на педаль газа положили кирпич, ковш на изготовку, и поехали. Какая уж тут «тактика»! Результаты партийного референдума не устраивают – давить. Министры проголосовали против – уволить. Шарон только и делает, что подписывает письма об увольнении. При таком руководстве обанкротится любое предприятие, не говоря о правительстве. Вот уже и Шинуй за бортом. Никого не осталось, один Ликуд, да и тот, на грани раскола. А комментаторы всё ищут логику в свете бульдозерных прожекторов, всё спорят срежиссированных кризисах и скрытых тактических замыслах. Нет их, и не было!
Шарон самым бестолковым образом растерял коалиционных партнеров, рассорился с самыми верными союзниками, растратил доверие собственной партии, разрушил годами создававшийся имидж. Стиль его правления отличает крайняя грубость и прямолинейность. Примитивные способы подкупа поселенцев стоило бы высмеять, не будь эта тема столь серьезной и, увы, актуальной. Но ведомство депортации поджимают сроки. Ни в коем случае нельзя допустить отклонение от графика! Шарон так часто говорит о незыблемости сроков, о невозможности отодвинуть отступление хотя бы на месяц, будто выполняет какое-то обязательство. Но, какое? И главное – перед кем? Нельзя же считать лишение самого себя свободы маневра «гениальным тактическим ходом».
Шарона-тактика не существует. Есть Шарон-программа, не реагирующий на доводы, ультиматумы и угрозы. У него свои цели, обещания и сроки. Пока формально Шарону принадлежат бразды правления, все государственные институты будут работать только на демонтаж, отвлекаясь, разве что, на заборостроение. Чем скорее члены ЦК Ликуда осознают тщетность попыток переориентировать своего лидера на созидательные проекты, тем раньше у власти окажется человек с более широким кругозором. И, Бог даст, более свободный в принятии решений.
Долгое эхо Азама
Несколько лет назад по радиостанции Решет-бет передавали интервью с братом заключенного тогда в египетской тюрьме друза Азама Азама. Поводом для беседы было тяжелое душевное состояние узника или дежурное упоминание его имени в переговорах с египетскими представителями – сейчас уже не важно. Сказанное братом Азама возмутило гостя в студии – придворного журналиста Ури Дана. А говорил он примерно такие слова. Египтяне захватили Азама Азама не просто так, не из-за шпиономании или ненависти к Израилю, а единственно с целью последующего выгодного обмена. Ни к чему убеждать их в том, что израильский бизнесмен не занимался шпионажем. Египтяне это прекрасно знают. Поэтому, попытки давления на Египет ни к чему не приведут. Равно, как и демонстрации солидарности с заключенным, посещения его в тюремной камере и прочие показушные мероприятия, наполнявшие сердце Ури Дана гордостью за нашу державу и ее героическое правительство.
Брат Азама обвинял Израиль в бездеятельности, потому что, по его мнению, пользу могли привести только переговоры об обмене. Цена сделки его, естественно, не интересовала – братские чувства сильнее патриотических. И он оказался прав. Египет не освободил пленника год назад в обмен на Самира Кундара – в отличие от израильского правительства, Мубарак не заинтересован в усилении «Хизбаллы». И в обмен на Маруана Баргутти – в автономии достаточно других кандидатов. Подходящей ценой стал фактический пересмотр Кемп-Девидских договоренностей 1977-го года, позволяющий милитаризацию Синайского полуострова и вовлечение Египта в процесс запланированного отступления из сектора Газы. Это – подходящая цена.
А шестеро студентов-террористов и обещанная массовая амнистия – общий фон, на котором совершаются любые перемены в регионе. Освобождение террористов – непременный атрибут политического процесса. Этим «партнеры» показывают израильскому правительству, а правительство – нам с вами, бессмысленность борьбы с террором. Египетские СМИ подчеркивают отсутствие связи между освобождением террористов и помилованием «израильского шпиона». Египет поступает с позиции силы и увеличивает свое влияние, а Израиль, отпуская боевиков, закрепляет очередное отступление. Израильская же пресса переполнена телячьим восторгом по поводу самого факта «чудесного освобождения» Азама Азама и «потепления» отношений с Египтом. Но кого согреет холодной тель-авивской зимой посол государства, добивающегося политических целей, путем захвата заложников? Как поспособствует государство-терроорист решению проблемы террора в секторе Газы?
Египет не признал судебной ошибки в случае с израильским бизнесменом, не выразил и тени сожаления за случившееся. О выплате компенсации Азаму за восемь лет одиночной камеры и речи не идет. Помиловали – и на том спасибо. Если бы у нас было ответственное правительство, на следующий же день после возвращения Азама, МИД выступил бы с предостережением к израильским туристам, и особенно бизнесменам, посещающим Египет. Были бы заморожены торговые отношения и прекращены политические контакты. Следует вернуть нашего посла, а не добиваться возвращения любителя танцев живота. От таких соседей лучше держаться подальше. Должно же суверенное государство хоть как-то реагировать на похищение ни в чем не повинного гражданина! Безнаказанная авантюра египетских властей вызывает законные опасения в повторении опыта.
Жгучая тайна
На прошлой неделе в Израиле отмечался Всемирный день борьбы со СПИДом. Как и во многих других странах, откликнувшихся на призыв Всемирной организации здравоохранения, мероприятия проводились на официальном уровне и преследовали просветительские цели. Прежде всего – лишить синдром приобретенного иммунодефицита ярлыка «стыдной болезни». СПИДом давно уже болеют не только наркоманы и гомосексуалистов, им можно заразиться не только при половом контакте, но и при переливании крови в больнице, при нарушении медицинским персоналом правил стерильности и т. д. Известны многочисленные случаи врожденного СПИДа. В нашей стране насчитывается 4300 больных и десятки тысяч носителей, из которых каждый четвертый не подозревают об этом, так как, не входит в группу риска. Поэтому, в интересах общества повысить сознательность населения и выработать рациональное и гуманное отношение к самой масштабной эпидемии в истории человечества.
У нас стараются не отставать по уровню расходов на профилактику и научные изыскания. Открываются центры анонимных обследований, отделения по лечению СПИДа, проводятся лекции, уроки в школах и т. д. Причем, ни одно публичное выступление на тему СПИДа не обходится без призыва к терпимости по отношению к больным. СПИД – тяжелое, неизлечимое заболевание, вызывающее у нормального человека сочувствие, а не злорадство. И, пока не найдена вакцина, от него никто не застрахован. Ни друг, ни родственник, ни заклятый враг.
Официальный Израиль на словах поддерживает стратегию ВОЗ, а на деле – цинично использует предрассудки в политических целях. Пример – распространение слухов о том, что именно от СПИДа умер главарь автономии Ясер Арафат. Начиная с вечера 4 ноября, посыпались утечки информации о причинах смерти архитеррориста. Источники – самые высокопоставленные, хотя и не названные по именам и должностям. Судя по ссылкам на разведданные, распространители слухов, как минимум, заседают в подкомиссии по спецслужбам при парламентской комиссии по иностранным делам и обороне. О том, что Арафат болел СПИДом, сообщила даже газета «Авода» – рупор одноименной партии. О «правых» СМИ и говорить не приходится, особенно, о сетевых. Сенсационные «подтверждения» неизменно выносятся на первую полосу и снабжаются аршинными заголовками. После чего, перемалываются на разные лады в форумах.
На слухах о «стыдной болезни» Арафата не заработаешь политический капитал. Скорее, это месть за несбывшиеся надежды. Или – маскировочный туман, скрывающий нечто более важное. Для других – лишний аргумент в старом споре. Красным словцом кашу не испортить. Еще как испортить! Не важно, от чего умер Арафат. От СПИДа, холеры или разлития желчи, убили ли его французы или отравили «наши». Важно лишь то, что Арафат, как и его израильские «партнеры» и «спонсоры», избежал открытого суда и намыленной веревки. Обсуждения заслуживает только тот факт, что он умер своей смертью, а не от руки палача. И те, кто позволил ему уйти от возмездия, пытаются сконцентрировать внимание общества на «загадках диагноза». Очевидный вред, наносимый слухами и утечками профилактике СПИДа, эти господа, разумеется, в расчет не берут.