Исход из небытия, или 2000 лет в зазеркалье истории
28.12.2004 | 15:48
Александр Майстровой
Двухтысячелетняя трагедия изгнания и возвращения имеет зеркальное отражение – иную, параллельную, историю еврейского народа. У этой истории, контуры которой едва различимы на фоне одиссеи ашкеназского и сефардского еврейства, своя хронология, своя драматургия, своя Катастрофа и свои вожди. Библейские предания, как изображения на черно-белом негативе, обретают новый, измененный до неузнаваемости лик. "Черный Израиль" в дебрях африканских джунглей, "белый Вавилон" на берегах Потомака, грядущий "черный Исход", идущий на смену уже свершившемуся "белому Исходу"...
Очередная псевдосенсация? Вполне возможно, что нет...
Сафари в Димоне
Тому, кто хочет увидеть африканскую деревню в ее первозданном виде, нет нужды отправляться на Черный континент. Достаточно сесть на рейсовый автобус, идущий в Димону. Там, среди провинциального городского ландшафта с сонными улицами, пыльными скверами и неказистыми двухэтажными домами, облепленными, как пластырем, сохнущим бельем, находится деревня, точь-в-точь копирующая поселок где-нибудь в Гане, Либерии или Центрально-Африканской республике.
Между пальмами по ярко-зеленой траве бегают куры и кролики. Среди беспорядочно разбросанных приземистых домов неторопливо передвигаются чернокожие люди с типично африканскими чертами лица в разноцветных долгополых платьях или свободных, широких кафтанах. Почти все они высокого роста и крепкого телосложения. Даже у пожилых нет и намека на ожирение, дряхлость и беспомощность. Дети необычайно подвижны и развиты, а женщины явно не сталкиваются с проблемами избыточного веса.
Все мужчины – в головных уборах: белых, черных, синих шапочках. Большинство носят густые бороды. Некоторые подпоясаны широкими ремнями. На ногах – мягкие, искусно сплетенные сандалии явно не фабричного производства. У женщин волосы заплетены в бесчисленные мелкие косички и собраны в пучок. В волосах – изящные украшения, золотые или позолоченные.
Одежда и у мужчин, и у женщин украшена богатой вышивкой, необычайно разнообразной по цвету и форме. Так же разнообразна и мебель, стоящая возле входа в жилища. Сделанная исключительно из дерева, она покрыта тонкой витиеватой резьбой. Здесь не увидишь и столь привычных нам полиэтиленовых пакетов – местные жители пользуются плетеными корзинами и сумками.
Поселок в значительной степени автономен. Как автономна и любая африканская деревня, жители которой из поколения в поколение привыкли полагаться исключительно на собственные силы и природу, довольствуясь самым необходимым и не связывая себя обременительной зависимостью от достижений цивилизации. В поселке – свой магазин, продуктовая лавка, своя крохотная больница с отделением для рожениц, столовая, ткацкая мастерская, клуб, детский сад, школа, бар и даже спортивный клуб. На обочине – поле с возделанными грядками. Для полного сходства с Африкой не хватает разве что пасущихся стад диких животных и традиционного африканского оружия.
Но по оружию, впрочем, здесь никто не тоскует. В отличие от своих африканских собратьев, жители поселка не охотятся не потому, что здесь нет диких животных, а потому, что навсегда отказались от мясной пищи. Они – убежденные вегетарианцы, не употребляющие в пищу даже рыбу и яйца. Куры, чинно вышагивающие в траве, и кролики – отнюдь не "живое мясо", а домашние животные и любимцы детворы. Точно такие же, как для их израильских соседей – кошки, собаки и волнистые попугайчики.
Обитатели деревни не пользуются одеждой и обувью из кожи животных. Они не употребляют спиртного, не курят и не применяют галлюциногенные средства, которые столь популярны среди их африканских собратьев. Их жилища необычайно ухожены, а одежда, несмотря на свою красочность, очень скромна. Дети в пять-шесть лет уже носят брючные костюмчики с длинными рукавами. На головах у девочек – белые платки, отдаленно напоминающие арабские куфии.
Но чистоплотность, доброжелательность и приверженность к растительной пище – не единственное и даже не главное отличие жителей поселка от их сородичей в Черной Африке. Они говорят между собой не на африканском диалекте, а на великолепном английском. У них нет ни священнослужителей, ни жрецов, нет и культовых сооружений – церквей, мечетей или языческих капищ. Им чужды ритуалы и обряды. В их украшениях нет и намека на какую-нибудь религиозную символику.
Их можно было бы принять за благочестивых хиппи, решивших уподобиться своим африканским предкам, если бы не одна отличительная особенность: белые и голубые нити на полах рубах и халатов у мужчин. Это цицит – образное напоминание евреям о заповедях, данных им Богом. И они же – единственное свидетельство принадлежности этих людей к еврейству. Ибо, считая себя евреями, иври (как называют себя жители этого поселка) столь же далеки от ортодоксального иудаизма, как древние египтяне – от современных граждан Арабской Республики Египет.
Черный пророк "белого Вавилона"
Солнце, поднимающееся над Палестиной, освещает погруженную во мрак Африку. В его лучах проступает дерево – гигантский ливанский кедр, уходящий корнями в африканскую почву. Чернокожий раб, пригнувшийся к земле, распрямляется и обращает свои взоры на северо-восток – туда, где встает солнце. Он видит, как солнце, все больше наливаясь светом, приобретает человеческий лик. Этот лик напоминает лицо черного человека. У него смуглая кожа, приплюснутый нос и широкие губы. Но это не абстрактный человек. У него есть имя. И имя это – Бен-Ами. Так зовут американского провозвестника возвращения в Сион всех чернокожих евреев, разбросанных по миру – от тропической Африки до США и Ямайки.
Образы Бен-Ами, поднимающегося в виде солнца над обретающим жизнь Черным континентом, запечатлены на многочисленных картинах в клубе иври. Этот сюжет – ключевой в мифологии нового религиозного движения, движения "черного сионизма".
"Черный сионизм" возник около сорока лет назад, в 1966 году, когда Бен-Ами и несколько сотен его сподвижников объявили о начале "черного Исхода" из Америки. По словам Бен-Ами, в среде американских негров живут тысячи чернокожих евреев, которые знают о своем происхождении, но скрывают его. Их сходство с остальными афроамериканцами, утверждал он, столь же естественно и объяснимо, как сходство между шведами и шведскими евреями.
Бен-Ами призвал своих собратьев "перестать бояться собственной тени", объединиться и начать возвращение на родину – в Израиль. То же самое, подчеркнул он, должны сделать все африканские евреи, живущие к югу от Сахары.
По признанию Бен-Ами, в прошлом чикагского бизнесмена, он узнал о своих еврейских корнях от родителей, но никогда не задумывался об этом и вообще не был религиозным человеком. Решение вернуться в Сион было принято им после видения, в котором Бог благословлял всех чернокожих евреев и призывал их "проявить свою веру".
Бен-Ами (сегодня он живет в деревне "иври" в Димоне) и его приверженцы не ограничились призывами. От слов они перешли к делу и заявили, что возвращаются в Сион – на родину своих предков. Движимые религиозным вдохновением, чернокожие сионисты покинули Америку и оказались… в Западной Африке. Там они сменили европейские платья, рубашки и костюмы на традиционные африканские одежды и поселились в местных деревнях, разыскивая следы еврейского присутствия на огромной территории – от Зеленого Мыса до истоков Нила.
Еще четыре года спустя они предстали перед пораженными израильскими чиновниками в аэропорту Лода, требуя предоставить им право остаться на Святой Земле. Пусть даже по туристической визе. Такое согласие они получили – и отправились в Димону, где поселились в заброшенном старом здании на территории центральной автобусной станции. Так началась эпопея возвращения "африканских сионистов", истоки которой берут начало в событиях далекого прошлого.
...Иври, или чернокожие американские евреи, верят, что они – потомки евреев, покинувших Эрец-Исраэль после разрушения Второго Храма. Согласно их версии, десятки тысяч евреев, бежавших от римлян, пересекли узкий перешеек между Азией и Африкой и двинулись вдоль побережья на запад. Часть из них осела на находившихся под римской властью землях, но другие продолжили путь дальше.
Затем дороги беженцев разошлись. Одни из них направились в Магриб и дошли до территории современного Марокко, а другие повернули на юг, пересекли Сахару и достигли побережья Западной Африки. Там, осев и смешавшись с местными племенами, они добились господствующего положения, так как обладали более высоким уровнем познаний в земледелии и ремеслах, умели вести торговлю и были сведущи в строительстве.
Процветание евреев в Африке продолжалось полторы тысячи лет – до начала эпохи великих географических открытий. Вместе с первыми европейскими мореплавателями в Западной Африке появились и работорговцы – в основном португальцы, отличавшиеся особой изобретательностью и жестокостью. В первую очередь они стремились заполучить наиболее сведущих в сельском хозяйстве и трудолюбивых рабов. А таковыми были, естественно, местные евреи.
По преданию иври, десятки, а возможно, и сотни тысяч чернокожих сынов Израилевых были силой, хитростью и коварством угнаны в рабство, погружены на невольничьи суда и доставлены в Америку. Большинство из них погибли от жажды, голода и издевательств работорговцев еще во время плавания. Те, кто выжил, разделили участь своих недавних соотечественников на плантациях Северной Америки, португальской Бразилии и Карибских островов. То была, утверждают иври, еще одна, неизвестная миру Катастрофа еврейского народа.
Все это время черные евреи скрывали свое происхождение из страха притеснений и глумления не только со стороны белых плантаторов, но и остальных рабов, насильственно обращенных в христианство и превратившихся со временем в воинствующих апологетов новой веры.
Освобождение негров и обретение ими гражданских свобод не повлияли на настрой чернокожих потомков Моисея. Свою тайну они пестовали с непоколебимым упорством потомков марранов, уже после отмены инквизиции спускавшихся в известные только им подвалы, чтобы прочесть "Шма, Исраэль". Так продолжалось до тех пор, пока не прозвучал призыв Бен-Ами.
Но воплощение пророчеств о возвращении на землю предков не могло произойти без предварительного освобождения от цепей духовного рабства, и Бен-Ами вместе со "своим народом" отправился в скитание. Правда, не в Синай, а в Гану. И не на сорок лет, а всего на четыре года.
Марраны Америки
"Перед возвращением в Израиль мы должны были прожить какое-то время в Западной Африке и очиститься от миазмов рабства, впитываемых каждым новым поколением афроамериканцев. Бен-Ами считает, что человек, выросший в атмосфере застарелых страхов и предубеждений, не может обрести духовную свободу, едва ступив на Святую Землю. Он должен повторить путь своих предков – но уже в обратной последовательности!" – говорит представительница димонских иври Катриэлла Бен-Исраэль.
Несмотря на принадлежность к черной общине США и типичную для африканцев внешность, Катриэлла с детства знала, что она – еврейка. У ее отца и матери был ТАНАХ, унаследованный ими от родителей. Они пели песни, в которых говорилось о возвращении к Иордану и в Галилею, употребляли слова, которые, как она узнала позднее, были очень похожи на ивритские. В этих песнях и мотивах, подчеркивает Катриэлла, не было ничего христианского, ни малейшего сходства с псалмами, исполняемыми в церквях.
"Из поколения в поколение передавался рассказ о тех местах, где когда-то жили наши праотцы, о том, как разрушили Храм, как люди снимались с места и уходили", – говорит Катриэлла.
Элиашув Бен-Исраэль, как и Катриэлла (они однофамильцы), – один из ветеранов движения. Несмотря на весьма почтенный возраст, он сохранил спортивную фигуру и с гордостью демонстрирует свою физическую силу. Элиашув вспоминает, что в его доме родители всегда говорили об Израиле и евреях. Они показывали ему картинки, на которых были изображены Храм, виды Эрец-Исраэль и древние евреи в белых одеяниях. Особенно он запомнил одну – ту, на которой старик-еврей трубит в шофар.
"Я не знал иврита, хотя у нас дома был ТАНАХ. Эта книга была очень древней, и к ней относились как к святыне. Только начав учить еврейский язык, я смог найти там какие-то вещи, о которых рассказывал мне отец", – говорит Элиашув.
В его сознании навсегда укоренилось представление, что где-то есть "земля евреев". Где точно – он не знал, но в детстве твердо верил, что еще его дед и бабка даже жили там. Такими четкими и ясными были образы. Но говорить обо всем, что связано с евреями, Элиашуву (тогда имя у него было, естественно, другое – христианское) категорически запрещалось.
Свое происхождение, дополняет Элиашува Катриэлла, американские черные евреи скрывали из опасений за свое благополучие. Если кто-то из детей проговаривался в школе, его высмеивали, подвергали унижениям. Естественно, что евреи-африканцы ничего не знали друг о друге, даже когда жили по соседству. У них не было своих клубов и объединений. И уж тем более не было своих учителей, школ, раввинов или духовных лидеров. Чернокожие евреи даже не пытались, по ее словам, найти поддержку у белой еврейской общины. Сама мысль об этом казалась нелепой, поскольку белые евреи – и ортодоксы, и светские – жили в совершенно ином мире.
"Мы не хотели идти к раввинам. У них были какие-то свои законы, о которых мы ничего не знали и которые представлялись нам совершенно нелепыми и вообще не еврейскими", – говорит Катриэлла.
Несмотря на все попытки иври сохранить свою веру, она таяла. Даже те, кто знал о своем еврействе, относились к нему скептически.
"Им самим казалось невозможным, что их предки могли быть стопроцентными евреями. Но почему? Ведь в этом не было ничего сверхъестественного. Если евреи могли дойти до России, Китая или Индии, то почему они не могли прийти в Африку, которая была намного ближе?" – вопрошает она.
Израэлиты из земли Ашан
Действительно, почему? Многие исследователи обнаруживают в Центральной Африке следы еврейского присутствия среди племен, не имеющих, казалось бы, ничего общего с иудаизмом и древними ближневосточными цивилизациями. Например, в племени ашанти, населяющем побережье Камеруна, традиционно, еще до прибытия христианских миссионеров, существовал совершенно не свойственный их соседям категорический запрет на сельскохозяйственную деятельность, охоту и даже приготовление пищи в один из дней недели. Ашанти практикуют также обряд обрезания, получивший распространение в некоторых районах Африки. Согласно местной мифологии, это племя вышло из некой далекой земли Ашан, спасаясь от неизвестных врагов.
Возможно, это совпадение, но в древней Палестине существует "земля Ашен", упоминаемая пророком Исайей. Окончание "-ти", в свою очередь, означает на африканском наречии "раса".
В начале 90-х годов в одной из провинций Зимбабве было обнаружено еще одно племя – лемба, члены которого утверждали, что происходят от царей, имена которых – Авраам, Моше и Давид. Племя это было языческим, но исследователей поразил укоренившийся здесь обычай раз в году трубить в огромный рог, чтобы "умилостивить" бога и убедить его даровать здоровье и благополучие всем жителям племени.
В день, когда старейшины племени дули в рог, строжайше запрещалось есть, пить и тем более заниматься какой-либо работой. Нарушивших запрет подвергали жестоким наказаниям.
Не менее удивительно и другое: среди многих африканских племен в разных районах "черного континента" распространено представление о сектантах-израэлитах. Некоторые африканские источники сообщают об израэлитах как о неком прозаическом и хорошо знакомом явлении, не подвергая сомнению их происхождение.
Сделанные мимоходом ссылки на чернокожих "еврейских сектантов" можно встретить даже в описаниях современных африканских авторов, причем весьма известных. Мэри Бенсон, автор биографии Нельсона Манделы и ряда книг, посвященных истории Юго-Восточной Африки, делает сенсационное с точки зрения антропологов сообщение: "В 1921 году генерал Смит отправил воинские подразделения, которые учинили жестокую резню в деревне Бальхук, традиционно населенной сектой евреев-израэлитов..."
Среди ряда племен на западе Африки бытует поверье, согласно которому далеко-далеко, за горизонтом и пустыней, существует "земля Кнаан", населенная такими же, как они сами, чернокожими людьми.
Версия иври о переселении евреев на "черный континент" не выглядит такой уж невероятной. Начиная со времен царя Соломона, между Израилем и Северной (прежде всего – Северо-Восточной) Африкой долгое время существовали тесные культурные и торговые связи, намного более тесные, нежели, кстати говоря, с Европой и Центральной Азией. Еврейская община Египта в период, предшествовавший разрушению Храма, концентрировалась не только в Александрии, но была разбросана по огромной территории – от Нубии (нынешний Судан) на юге до Карфагена на западе. Вполне можно представить себе, что десятки тысяч евреев искали спасения не на севере, не в Европе, от которой их отделяло море, и не на востоке, где путь лежал через римские провинции, а на юге – в Африке.
С другой стороны, движение иври не столь уж оригинально для афроамериканской общины. С середины нынешнего столетия миллионы американских негров-христиан оказались охваченными идеями своей избранности и исключительности. Негритянские проповедники-евангелисты доказывали своим собратьям, что именно они – истинные христиане, ибо подлинный Сион находится в Африке, а истинный Иисус (как и Адам) был ярко выраженным представителем негроидной расы. Соответственно, белые христиане-работорговцы – коварные фарисеи, переписавшие на свой лад Библию и закабалившие "правоверных". Рабство в такой трактовке представляется божественным испытанием, ниспосланным свыше, чтобы чернокожие "дети Иисуса" могли, подобно ему самому, повторить путь к Голгофе и воскреснуть в новом обличье.
Возникали всевозможные движения, призывавшие американских негров без промедления отправиться в африканскую "землю обетованную" и ждать второго пришествия Христа. Одно из направлений – "растафари", существующее и по сей день, утверждало, что Спаситель уже пришел в образе эфиопского короля Хайле-Селассие I, который представлялся чернокожим мессией и живым богом. Причем христианские мотивы причудливо переплетались в "растафари" с еврейскими. Например, живого бога "растафари" называли "Джа" – Иегова. После смерти короля энтузиазм приверженцев "растафари" несколько сник, но вера в скорый приход чернокожего мессии все еще живет в их сердцах.
Подобные эсхатологические представления получили распространение и среди негров-мусульман с поправкой на исламскую мифологию и шариатские законы. Можно ли предположить, что иври пошли по аналогичному пути и создали собственные мифы, но на этот раз – на базе иудаизма? Теоретически – да. Но такой оптимистический подход вдребезги разбивается об уникальность представлений иври, которые никак не могут быть выданы за новую, "перекрашенную в черный цвет" версию еврейской ортодоксии. Не говоря уже о приведенных выше поразительных открытиях в глубине африканского континента.
Возвращение в рай
Мировоззрение иври так же отличается по своей сути от талмудического иудаизма, как детский рисунок – от сюрреализма. Подобно художнику-сюрреалисту, классическая религия "выворачивает наизнанку" мир вещей, через абстрактные и порой нелепые формы стремясь показать тайный смысл бытия, установить связь между зримым и сокровенным, жизнью и смертью, душой и плотью. Но подобно тому, как чрезмерное увлечение символами обесценивает замысел художника, бесчисленные догмы и запреты выхолащивают духовно-гуманистическую суть религии.
В отличие от ортодоксального иудаизма (как и от христианства и ислама), представления иври – не более чем чистая проекция библейского идеала на повседневную жизнь. И потому они столь же просты и трогательно невзыскательны, как контуры фигурки на бумаге, нарисованные рукой ребенка.
"Бог поселил человека в рай Эдема, дабы он возделывал его и хранил". В этой строчке Книги Бытия заключена вся теология "чернокожих евреев": их отношение к Богу, миру и себе подобным. Не дожидаясь прихода Мессии и воскрешения из мертвых, они создали свой рай – и поселились в нем. В этом раю нет места духовным изысканиям, религиозным толкованиям и философским построениям. Ибо они, с точки зрения иври, – интеллектуальное искушение, не менее опасное, чем соблазны материального мира. Плоды древа познания добра и зла, безобидные и привлекательные на первый взгляд, таят в себе духовный яд.
"Черные евреи" не принимают никаких религиозных текстов, кроме ТАНАХа, – в том числе и Талмуд. Точно так же нет у иври мистики, культов, талисманов, реликвий и могил святых. И почти нет ритуалов и обрядов. Единственным внешним атрибутом веры остаются цицит, о которых упоминается в Пятикнижии.
Что касается праздников, то они соблюдают только религиозные (Песах, Шавуот, Рош ха-Шана, Йом-Кипур и Суккот) – причем в последовательности прямо противоположной той, что предписана ортодоксальным иудаизмом. Рош ха-Шана и Йом-Кипур отмечают весной, а Песах – осенью. Те же праздники, что связаны с историческими событиями (Хануку и Пурим), иври отвергают, поскольку, по их мнению, они не даны Господом, а установлены людьми. С ортодоксальным иудаизмом, кроме уже упомянутых цицит, обитателей поселка в Димоне связывает очень немногое – обряд обрезания мальчиков, совершаемый на восьмой день после рождения, и законы ритуальной чистоты для женщин. На этом сходство заканчивается.
"Тысячи лет человек занимается тем, что пытается подменить Бога, вместо того чтобы жить так, как это предписано ему Богом. Но человек не должен говорить за Бога, потому что не может знать его желаний. Бог совершает свою работу непрерывно – и когда человек бодрствует, и когда спит. Мы должны лишь благодарить его и делать то, что нам завещано", – говорит Катриэлла.
А завещано не так уж и много. Вести естественный образ жизни, не лишая права на существование животных, птиц и рыб, так как они – часть божественного творения. Следовать Десяти Заповедям и не отгораживаться друг от друга завистью и недоверием. Использовать для лечения те лекарства, которыми наделила человека природа. Работать на земле и получать наслаждение от этого.
Иври – убежденные вегетарианцы. Ведь сказано в Книге Бытия: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле; и всякое дерево, у которого есть плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу" (1:29).
В субботу они постятся. Тора предписывает давать отдых земле раз в семь лет. А раз так, то и человек должен раз в семь дней давать отдых своему организму. Ведь "из земли он пришел и в землю уйдет". А в течение всей следующей недели они едят, постепенно увеличивая количество еды с воскресенья по пятницу. Периодически они потребляют сырую пищу и много соли. Это, утверждают иври, необычайно полезно.
"В Торе содержатся подробные указания относительно того, как надо жить, чтобы не загрязнять свой организм и экономно расходовать силы. Мы получаем здоровье в дар от Творца и не должны пренебрегать этим даром. В силу обстоятельств человек отказался от законов правильного питания. Но это не значит, что временное отступление от закона должно было стать нормой", – говорит Катриэлла.
Они отвергают аборты как противоречащие божественной воле и человеческому естеству. Женщины рожают в специальной "палате", расположенной в одном из домиков поселка, и к помощи медиков прибегают лишь в случае серьезных осложнений. Впрочем, врачи есть в самой общине, и в случае необходимости иври обращаются к ним.
Одежда иври – не только дань традициям их африканских предков, но и стремление подчеркнуть близость к природе и приверженность естественному образу жизни.
"Человек представляет Творца на земле и должен выглядеть достойно. Наша традиция одеваться так, а не иначе, передавалась из поколения в поколение. И мы считаем, что наша одежда больше всего подходит человеку", – убежденно говорит Катриэлла.
Они живут коммуной и сообща решают текущие проблемы. Так, как это делали евреи до разрушения Храма. Так, как это было, по их мнению, заповедано Творцом. Синагогу им заменяет молельный дом, расположенный в одном из зданий, с необычайно скромным, даже скудным убранством. Это также проявление философии иври – богатство украшений мешает человеку приблизиться к Творцу и сосредоточиться на молитве.
Они ничуть не сожалеют, что отказались от современной цивилизации с ее меркантильностью, индивидуализмом и техническими достижениями. "Евреи – и светские, и религиозные, живущие здесь, – не отдают себе отчета в том, насколько они отдалились от истинной жизни!" – сокрушается Элиашув.
Проблема, увы, в том, что, как бы ни стремились чернокожие потомки Моисея отгородиться от современной цивилизации, они все равно оказываются в зависимости от нее. Полностью стать самодостаточными они не могут. Часть одежды все равно приходится завозить извне. Овощей, выращиваемых на прилегающих к деревне пустующих землях, не хватает для нормального питания. В школе работают израильские учителя, а из городской больницы, пусть не часто, но периодически приходится вызывать "скорую помощь". Главное же – те жители кибуца, что не заняты на работе в ткацкой мастерской, на обработке земли, в столовой и в школе, вынуждены искать средства для пропитания на стороне. Еще недавно это было не так просто – до последнего времени большинство иври жили в Израиле на "птичьих правах", так как отказывались проходить ортодоксальный гиюр. Несколько месяцев назад ситуация начала меняться к лучшему – иври постепенно становятся гражданами страны.
Хотя процесс предоставления гражданства занял долгое время, иври не переносят свою обиду на весь Израиль. С гордостью и удовлетворением показывают мои собеседники свою деревню.
"Здесь, на этом месте, был пустырь с обветшалыми зданиями, которые должны были стать центром абсорбции. Но желающих поселиться здесь не нашлось, и, если бы не мы, это место превратилось бы в ночлежку для наркоманов и бездомных. Мы своими руками построили здесь кибуц, дома, возделали землю, благоустроили заброшенную территорию. Мы ничего не требовали для себя – никаких привилегий и даже помощи", – качает головой Катриэлла.
"В ТАНАХе написано, что Эрец-Исраэль – особое место на земле. Мы не просто верим в это, мы это чувствуем", – улыбается Элиашув.
Бог, убежден он, соберет здесь всех евреев, в том числе и черных, благословит их, дарует им покой и благополучие. Но только в том случае, если самомнение не уведет избранный народ, как это случалось раньше, от собственного предназначения.
А оно в том, чтобы благодарить Создателя, возделывать его землю и заботиться о себе – о душе и теле. Так как пренебрегающий своим здоровьем пренебрегает и Богом...
"Новости недели"
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: