Исламский ренессанс в столице Негева
06.02.2005 | 09:37
Жители Беэр-Шевы: «Из хозяев своей страны мы превратились в притесняемое и запуганное меньшинство. Наш город все еще остается цитаделью еврейского присутствия в Негеве, но и это видимо не надолго».
Как сообщает ИАЦ «Угроза», согласно решению Высшего суда справедливости (БАГАЦ) в самом сердце столицы Негева в ближайшее время откроется культурно-образовательный исламский центр. Он будет функционировать в здании старой мечети Джама аль-Кабир, которое не использовалось в религиозных целях с момента образования государства Израиль. Представители Исламского движения и лидеры негевских бедуинов при активной поддержке арабского парламентария Талеба ас-Саны, много лет добивались реставрации и открытия этой мечети для верующих мусульман. Однако еврейские жители, пока составляющие абсолютное большинство населения Беэр-Шевы и главы местной власти, были категорически против. Многолетний спор из-за мечети, в 2002 году был передан на рассмотрение БАГАЦа. Спустя почти три года судьи, наконец, вынесли окончательный вердикт, который, по их мнению, носит компромиссный характер. Постановление суда гласит, что архитектурный памятник Джама аль-Кабир не может быть вновь превращен в культовый центр мусульман, но они имеют полное право проводить в нем культурные и учебные мероприятия.
Решение БАГАЦа лишь отчасти удовлетворило мусульманских лидеров. По их мнению «историческая справедливость, восторжествовала», но пока что далеко не полностью. Судьи официально признали существование в Беэр-Шеве исламской общины, тем самым, закрепив де-юре двуэтнический характер города. Однако, судебный вердикт не решил проблемы отсутствия здесь места для молитв и культовых обрядов, в котором остро нуждается растущее мусульманское население. Дабы исполнить предписания ислама, его приверженцам приходится ездить в ближайшие бедуинские поселки, находящиеся в 15-20 км от города.
В любом случае, по мнению аналитиков «Угрозы», возвращение здания Джама аль-Кабир мусульманской общине является еще одним немаловажным достижением «Исламского движения». С середины 90-х годов его лидеры ведут активную кампанию по возрождению культовых мест ислама переставших выполнять свои первоначальные функции с образованием еврейского государства. По всему Израилю насчитывается 80 таких объектов. Большинство их находится в деревнях или городских кварталах, где в прошлом проживали мусульмане, но бежали оттуда во время войны 1948 года. Теперь же лидеры Исламского движения добиваются реставрации бывших мечетей и медресе, в целях возрождения в районах их расположения религиозной жизни мусульман. В эти места организуются постоянные экскурсии арабской молодежи, о них рассказывают в школах. «Святым местам ислама на землях, оккупированных в 1948-м» посвящаются многочисленные публикации в арабской прессе (особенно в печатном издании северного крыла «Исламского движения» «Саут аль-Хак уаль-Хурия»), десятки брошюр и множество интернет-сайтов.
Данная кампания, прежде всего, способствует росту национального и религиозного самосознания израильских арабов, как и повышению популярности самого «Исламского движения». Его лидерам удалось также добиться определенных практических результатов. К ним в первую очередь причисляют реставрацию и возвращение мусульманам мечетей Хасан Бек в Яффо, и Сидна Али в Герцлии. Кстати именно, эти случаи послужили прецедентом при рассмотрении БАГАЦом спора из-за мечети Джама Кабир в Беэр-Шеве. Теперь естественно, постановление судей повлечет за собой выдвижение аналогичных требований мусульманами в других городах страны. Причем этого следует ожидать, не столько в арабских населенных пунктах, сколько в городах со смешанным или исключительно еврейским населением. Что же касается властей и еврейских жителей Беэр-Шевы, то они восприняли решение БАГАЦа крайне отрицательно.
В ходе судебного разбирательства свое мнение обнародовали даже представители ШАБАКа. Они высказались против возвращения здания мусульманам под предлогом того, что оно находится прямо напротив центрального штаба Южного военного округа. Однако в неофициальной форме, сотрудники Службы общей безопасности приводят куда более весомые аргументы. По их мнению, культурный мусульманский центр будет использован Исламским движением как форпост влияния в Беэр-Шеве. Постоянная деятельность в городе активистов этого движения послужит толчком не только для оживления местной общины мусульман, но и дальнейшей ее радикализации. Кроме того, по прогнозам экспертов ШАБАКа появление в городе исламского центра будет способствовать росту миграции сюда арабского населения из близлежащих бедуинских поселений и Галилеи.
Самыми ярыми и последовательными противниками возвращения здания мусульманам были представители муниципалитета. Главный их довод заключался в том, что Беэр-Шева является исключительно еврейским городом и те, кто добиваются открытия мечети - вообще не относятся к числу местных жителей. По словам чиновников мэрии, бедуины, приезжающие на заработки в столицу Негева вполне могут молиться и в мечетях близлежащих бедуинских поселков. Что же касается самого здания Джама аль-Кабир, то оно просто не может быть возвращено мусульманской общине, ибо никогда ей не принадлежало. Согласно архивным документам, представленным муниципальными властями БАГАЦу, эта бывшая мечеть была возведена почти столетие назад не для негевских бедуинов, а для представителей местной турецкой администрации. Так что мусульмане Негева не имеют на Джама аль-Кабир абсолютно никаких юридических прав. Правда, данное утверждение прокуратуры представлявшей мэрию, судьи, почему-то проигнорировали.
У многих еврейских жителей Беэр-Шевы судебный вердикт вызвал недоумение и чувства беспокойства. По мнению тех из них, кто обратился в ИАЦ «Угроза», покровительство БАГАЦа «придаст мусульманской молодежи осевшей в городе еще больше самоуверенности и укрепит в ней ощущение вседозволенности». Как отмечают евреи, живущие в Беэр-Шеве, они сталкиваются с «бедуинским произволом» практически повсеместно. Это проявляется в частых нападениях на еврейских подростков, в приставаниях к еврейским девушкам, но еще больше в откровенном рэкете, от которого уже более восьми лет страдают местные еврейские бизнесмены. «И все это происходит при почти полном бездействии полиции» – сокрушался один из наших собеседников. По его словам: «Если еврей попытается физически защитить себя или своих близких, то его сразу потащат в суд со всеми вытекающими последствиями. Если же по подозрению в насилии полицейские задержат какого-нибудь бедуина, то на них моментально обрушиться шквал обвинений в дискриминации и нарушении прав человека. Органы правопорядка незамедлительно окажутся под огнем яростной критики арабских членов кнессета, доморощенных либералов и всевозможных правозащитников. Естественно полицейское начальство предпочитается со всей этой оголтелой гвардией не связываться». В конце нашей беседы один из горожан заключил: «Из хозяев своей страны мы превратились в притесняемое и запуганное меньшинство. Наш город все еще остается цитаделью еврейского присутствия в Негеве, но и это видимо не надолго».
Цитадель еврейского присутствия в Негеве
Строительство современной Беэр-Шевы было начато турками в 1880 г. В 1901 г. наместник Османской империи объявил город административным центром всего Негевского региона. Он же пять лет спустя, распорядился воздвигнуть в Беэр-Шеве мечеть Джама аль-Кабир. Во время первой мировой войны город захватили англичане.
С 80-х гг. XIX в. здесь существовала небольшая еврейская община. В ходе Арабского восстания 1936 г. часть местных евреев погибла, остальные бежали на север. В 1948 г. Беэр-Шева служила опорным пунктом египетских войск. В октябре того же года, город перешел под контроль израильтян.
В 70-е гг. среди небольшой мусульманской общины Беэр-Шевы началось распространение идей исламского фундаментализма. Вскоре, местные исламисты стали добиваться возрождения мечети Джама аль-Кабир. Первая массовая акция, направленная на достижение этой цели была организована ими в 1977 г. Два десятилетия спустя исламисты значительно активизировали свои усилия по возвращению здания мечети мусульманам. Летом 1997 г. их демонстрация чуть было не вылилась в столкновения между арабским и еврейским населением города.
Сегодня численность жителей Беэр-Шевы достигает почти 190 тысяч человек. По различным оценкам от трех до пяти тысяч мусульман являются постоянными жителями города. По своему происхождению они делятся на три категории: негевские бедуины (предки которых в большинстве своем происходят из Египта, Ливии и Саудовской Аравии); выходцы из районов Вади-Ара и Галилеи; палестинцы, переселившиеся сюда из деревень Хевронского нагорья и сектора Газы. Кроме них в городе пребывают еще около десяти тысяч мусульман, которых в свою очередь можно подразделить на четыре группы: арабские студенты со всей страны; бедуинские торговцы и чернорабочие из окрестных негевских поселков; мелкие предприниматели и рабочие из северной части Израиля; палестинские рабочие-нелегалы. В общей сложности количество мусульман в Бэер-Шеве достигает около 15.000 человек, т.е. приблизительно 8%. В Негевском регионе, за пределами города мусульмане (140 тысяч человек) составляют абсолютное большинство населения. Соответственно, Беэр-Шева представляет собой основной форпост еврейского присутствия на пространстве от Ашкелона на западе и Иерусалима на востоке до Эйлата на юге. В общей сложности Негев занимает 60% от всей территории Государства Израиль.
В 2004 г. впервые за много лет количество евреев, покинувших Беэр-Шеву, превысило число евреев осевших в этом городе. Основными причинами отъезда еврейского населения из Беэр-Шевы являются: безработица, отмена льгот на покупку жилья, растущая бедуинская миграция.
Если правительство не сумеет остановить вышеописанные процессы, и увеличить еврейское присутствие в Негеве и Беэр-Шеве в частности, данный регион по прошествии нескольких десятилетий может окончательно утратить свой еврейский характер. По этому поводу еще Давид Бен-Гурион предупреждал, что без Негева существование Государства Израиль – невозможно.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: