"Снежное шоу" Вячеслава Полунина – один их тех спектаклей, о которых "говорят". Говорят много и взахлеб, обсуждают, спорят, сплетничают, склоняют на все лады и даже ссорятся, не сойдясь во мнениях – как поссорились уже 14 лет назад сам Полунин и театр "Лицедеи", два спектакля которого - "Покатуха" и "Семьянюки" - расторопные продюсеры привозят в Израиль в том же месяце марте, в течение которого состоятся и гастроли "Снежного шоу". Но в результате после долгих споров, после деклараций "мы все это уже не раз видели", зрители идут и на Полунина и на "Лицедеев", не обращая внимания на стоимость билетов и большей частью выходят из театров умиротворенные, ублаготворенные, с осознанием хорошо проведенного вечера и того, что банальность, поданная со сцены тянет на высшую правду в искусстве.
Недавно, в начале февраля, на московских гастролях тысячным (!) спектаклем Полунин отметил 10-летие "Снежного шоу". Перед тем как брать у него интервью я просмотрела отклики на его представления в Интернете и обнаружила, что их – множество на всех языках, и что самое поразительное – ни одного отрицательного. Неужели "Снежное шоу" столь единодушно воспринимается публикой и критикой во всем мире на "ура!", и если да – то почему?
Итак, первый вопрос к клоуну Славе Полунину.
- Вас все любят?
- Да.
- Почему?
- Не знаю. Но сознаюсь, что это очень приятно: выйти на сцену зная заранее, что зал настроен положительно.
- Вы уже бывали со "Снежным шоу" в Израиле, знакомы с местной публикой?
- Мы приезжали с этой программой на Фестиваль Израиля в Иерусалиме несколько лет назад и теперь рады возможности выступить в Тель-Авиве.
- Вы были приглашены на фестиваль как театр "Лицедеи"?
- Театр "Лицедеи" перестал существовать в 1991 году – с моим из него уходом. Тогда, 14 лет назад он распался, распалась и та группа, что я создал в Питере в 1968 году. Та же труппа, которая сейчас называет себя "Лицедеями" не имеет отношения ни ко мне, ни к настоящим "Лицедеям", ни к нашей творческой команде. И те недоразумения, которые возникают, должны быть разрешены заранее (В "Лицедеях" и по сей день работают некоторые из его создателей. Основное же ядро труппы - студийцы выпуска 1984 года.- М.Х.). "Снежное шоу", спектакль состоящий из нескольких миниатюр, в которых участвует и знаменитый персонаж Асисяй, – спектакль не "Лицедеев", а совсем другого театра, созданный не в России, а во Франции, а нынешние "Лицедеи" - неизвестно кто и неизвестно что.
- Как вы объясняете то, что на ваше шоу нет отрицательных отзывов?
- Наш спектакль – очень добрый и люди на него приходят добрые.
- Все так просто? На "Снежное шоу" вход разрешен только добрым людям по особым билетам? Злым по натуре билеты не достаются?
- Я искренне полагаю, что все люди – добрые.
- Но вы ведь сами только что не очень вежливо и может даже несколько злобно отозвались о "Лицедеях".
- Забудем это. Я считаю, что наш спектакль – очень добрый, а поскольку большинство людей добры по натуре, он им нравится. "Снежное шоу" меняет зрителей и даже если кто-то пришел на него с плохим настроением, то уйдет с хорошим – ведь это спектакль о доброте. Конечно, за много лет существования шоу мы сталкивались и с негативными реакциями, но это скорее были курьезы, вызванные непониманием, нежеланием включиться в игру, воспринять ту театральную форму, в рамках которой мы говорим со сцены о добре.
- Не напоминает ли ваше шоу спектакли других европейских клоунских и театральных трупп, в том числе и французских, а также знаменитое международное шоу, родившееся в Аргентине "Де Ла Гуарда", которое гастролировало в Тель-Авиве в течение полугода?
- Может некими чисто техническими приемами, но не общей концепцией.
- Но вы, как и "Де Ла Гуарда" щедро сыпете в зрительный зал конфетти и зачем-то поливает зрителей в первых рядах водой (замечу в скобках, что то же самое делают в одной из своих скетчей и нынешние "Лицедеи"), не говоря об общем для всех излишнем "шумовом" настрое.
- В театре, в клоунаде, вообще в искусстве нельзя говорить о том, что кто-то что-то у кого-то позаимствовал. Бывают случаи плагиата, но бывают и общие разработки, совместные идеи. Кстати в Нью-Йорке, на Бродвее мы выступаем с "Де Ла Гуарда" в соседних зданиях на Юнион-сквер. Хотя труппа "Де Ла Гуарда" очень молода и их шоу зиждется на движениях, а не на рассуждениях. Что же касается схожести "Снежного шоу" со спектаклями французских трупп, это неудивительно. В конце-концов я давно основал свой театральный центр в Париже и могу с уверенностью сказать: а вот эта идея моя, и ее у меня позаимствовали. Но с другой стороны – хорошо, что мои интересные разработки используются многими. Если кто-то у меня учится – на здоровье! "Де Ла Гуарда" явно учились у меня, но это до сих пор не театр, а зачатки театра. А столь распространенные ныне воздушные шары, летящие в публику – моя очень старая идея.
- Вы не ревнуете?
- Нет. Пусть хорошая идея живет, пусть публика выходит окрыленная и счастливая.
- "Снежное шоу" настолько популярно, что его постоянно показывают в Нью-Йорке?
- Да. У нас постоянные выступления на Бродвее.
- Как вы ухитряетесь быть одновременно в Москве, Париже, Нью-Йорке и Тель-Авиве?
- Не всегда выходящий на сцене клоун Асисяй в желтом костюме – это я. Иногда эту роль исполняют мои товарищи по труппе, в которой в целом 60 человек, а я играю другие роли или просто стою за кулисами. Мы все настолько вжились в образы "Снежного шоу", что уже не имеет значения кто именно в желтом комбинезоне, а кто – в зеленом.
- Интимный вопрос: вы лысый, как и ваш Асисяй?
- Да, я ведь создал его по своему образу и подобию.
- Играли в Бога клоунады?
- Пытался. А если серьезно, то в день чернобыльской катастрофы я был в Киеве и там в одночасье полысел. Асисяй – мой идеал, я его придумал и я же к этому идеалу ежедневно стремлюсь. Моя задача – стать таким же добрым и неуязвимым для зла, как Асисяй.
- Асисяй – это вы?
- Мы оба клоуны.
- Насколько в его образе воплотился ваш характер?
- Мы неразличимы. Асисяй – это тот я, которым я хотел бы стать.
- Приезжая в разные страны с гастролями, вы приноравливаетесь к публике?
- Да. Такая мимикрия - это одно из правил, которое помогает удачно сыграть спектакль.
- Вносите ли вы какие-либо изменения в программу в зависимости от времени года и от страны, где выступаете?
- Думаю, что от времени года ничто не зависит. А вот то, что происходит в зале, в каком состоянии приходит публика, какое у меня настроение в этот вечер, влияет очень сильно. Мы следуем реакциям зала. Не только актеры рассказывают публике, что у них за душой, но и зрители рассказывают нам о себе.
- У вас уже есть некий опыт показа вашего шоу в Израиле. Вы собираетесь повториться, или изменчивая и капризная публика не даст вам этого сделать?
- Реакция публики зависит от настроения всех тех, кто сидит в зале. Это и делает спектакль живым и неповторимым, позволяет показывать его тысячу раз. Каждый раз мы импровизируем, и результатом этой импровизации становится мгновенное подчинение залу, связь с ним, то, что зрители также становятся частью нашего шоу.
- Вы пытаетесь провоцировать публику?
- Я наблюдаю за зрителями и делаю их соучастниками.
- Театр для вас это стихия?
- Обычно да, но стихия управляемая. Я точно знаю, на чем держится спектакль, как он строится, на чем стоит. Театр для меня - – это четкая конструкция, свободно размещенная в эмоциональном пространстве.
- Вы всегда нравитесь всем. Вам еще не надоела эта всемирная любовь, эта перенасыщенность эмоциями?
- Любовь не может надоесть.
- Но может оказаться чересчур назойливой.
- Мне это не мешает. Я столько болтаюсь по свету, что мне это не успевает надоесть. Вот сейчас мы с вами говорим – я а в очередной раз на гастролях в Москве, у своей любимой московской публики на сцене театра Вахтангова и точно знаю что за месяц мне не надоест ни внимание зала, ни эти подмостки.
- У вас в труппе несколько десятков человек. Известно, что вы часто приглашаете поработать вместе своих бывших коллег или учеников. Кто-нибудь из живущих в Израиле будет участвовать в мартовских гастролях?
- Наша постоянная труппа базируется на Бродвее и в Париже. Для участия в тель-авивских спекаклях я пригласил несколько актеров из Нью-Йорка, один из них раньше жил в Израиле.
- Ваш театр постоянно взламывает стереотипы. А не хочется ли вам иногда повториться?
- Иногда – с удовольствием, иногда я и повторяюсь, но если это мешает играть – то тут же что-то меняю.
- Ваш театр – это дух, клоунада, философия. Что еще?
- Школа доверия, место, где восстанавливаются нормы общения.
- А разве в вашем театре есть нормы? Со стороны кажется, что он построен на принципах антинормы. На принципе "анти" всему – устоям общества, привычным формам мышления и движения. Ведь ваши спектакли - это провокация и импровизация.
- Но вместе с тем и гармония. У нас все четко отработано – шутки, репризы, скетчи. В нашем шоу много стабильного и вместе с тем – много неожиданного, мы пытаемся делать его как можно более динамичным и именно поэтому каждый играет несколько ролей, и поэтому далеко не всегда именно я - Асисяй.
- На сцене вы серьезно работаете или слегка хулиганите?
- И то и другое. Иногда баловство позволяет полнее себя выразить. Но это легкое баловство, а не эпатаж, мы же все-таки клоуны, а не хулиганы. Кстати, я всегда прошу не приводить на "Снежное шоу" детей младше 8 лет – они воспринимают представление как приглашение к игре, как возможность пошалить, а не как серьезный спектакль о добре и зле.
*****
По словам самого Полунина, он увлекся клоунадой еще в школе, увидев фильм "Малыш" Чарли Чаплина. В 1968 году Полунин создал в Ленинграде студию пантомимы, которая со временем превратилась в клоун-мим-театр "Лицедеи". Номер "Асисяй", принесший ему известность, впервые был показан на новогоднем "Голубом огоньке" с 1980 на 1981 год.
В 1987 году Полунин провел первый фестиваль уличных театров "Лицедей-лицей". Затем был фестиваль клоунады, названный "Конгрессом дураков". В 1989 году клоун организовал европейский фестиваль "Караван мира", участники которого ездили на машинах по Европе в течение полугода. Артист также был организатором первого фестиваля женщин-клоунесс, основал под Парижем собственный театральный Центр, в котором происходят всякие чудеса.
За свою работу Полунин получил множество наград, в том числе премию Лоуренса Оливье. В 2001 году ему было присвоено звание Народного артиста России. С 1994 года Слава Полунин живет в Англии. За шоу "Живая радуга" королевой Великобритании он был удостоен звания "Почетный житель Лондона". Вячеслав Полунин не раз снимался в кино, среди его работ фильм "Как стать звездой", без клоунского грима Полунина можно увидеть в лирической комедии "Привет, дуралеи!" Эльдара Рязанова.
Его называют "лучшим клоуном мира". Его "Снежное шоу" признано "театральной классикой ХХ века". Не преувеличение ли это – мы сможем оценить сами на спектаклях "Снежного шоу" в конце марте в Израиле.