На протяжении минувшей недели первые полосы всех ведущих израильских газет занимали материалы, посвященные расследованию, которое ведет полиция против членов семьи главного сефардского раввина Шломо Амара. Напомним, что младшая дочь раввина 17-летняя Аяла познакомилась с помощью интернета со своим сверстником - юным ортодоксом-ашкеназом из Бней-Брака. После нескольких месяцев переписки молодые люди начали встречаться, что очень не понравилось семье Амар - они посчитали, что юноша никак не пара их дочери. Рав Амар предупредил его и его родителей, чтобы он прекратил ''преследовать'' его дочь, но влюбленные не могли остановиться... Тогда жена раввина раббанит Мазаль обратилась за ''помощью'' к своему сыну Меиру, давно порвавшему с семьей и религиозным образом жизни и не раз сидевшим в тюрьме за преступления, связанные с грабежами и торговлей наркотиками. Меир Амар вместе с сестрой и матерью направился в Бней-Брак, где они выманили юношу из дома и, угрожая ножом, Меир Амар заставил его сесть в свою машину. Он отвез мать и сестру обратно в Иерусалим, а затем вместе с юным пленником направился в арабскую деревню к своим друзьям-уголовникам. В течение ночи трое подонков избивали парня, а утром доставили его на квартиру рава Амара, где избиение продолжилось. И если по поводу Меира Амара и его арабских друзей все ясно, то в отношении самого рава Амара, его жены и дочери следствие продолжается. И больше всего следователей занимает вопрос о том, знал или не знал рав Амар о происходившем? Ведь когда в его доме арабы избивали еврея, он находился в соседней комнате... Однако ''Русский израильтянин'' заинтересовал и другой вопрос: а что думают сами ортодоксы об этом деле? И не пахнет ли в воздухе новой войной между ашкеназами и сефардами? И чтобы получить ответы на них, корреспондент ''РИ'' отправился в Бней-Брак.
Не слышал. Не знаю. Ничего не скажу
Конечно, я не рассчитывал на то, что жители Бней-Брака будут охотно вступать в беседу с корреспондентом газеты да еще на такую щекотливую тему. И все-таки я не думал, что почти час проведу в Бней-Браке впустую - со мной просто отказывались разговаривать. И не только женщины, что, в общем-то было понятно, но и мужчины. Впрочем, и те, кто останавливался, чтобы меня выслушать, особого интереса к продолжению разговора не проявляли.
- Вы слышали, что произошло в семье главного сефардского раввина рава Шломо Амара? - подошел я к сидевшему на автобусной остановке мужчине лет сорока.
- Нет, не слышал...
- Ну, как же - об этом во всех газетах написано!
- Извините, но я не читаю газет - я учу Тору. Простите, мне некогда...
Еще один собеседник, пойманный мной за ворот пиджака на выходе из магазина.
- Вы слышали?
- Не слышал...
- Может быть, вы знаете...
- Не знаю.
- А что вы думаете...
- Извините, но нам не о чем говорить...
Было такое впечатление, что вся история с избиением юноши окружена в Бней-Браке заговором молчания. И это было тем более странно, что на этот раз жертвой стал один из тех людей, кто ходит по улицам, их сыновей и внуков...
- Простите, - говорю я одному прохожему, решив поменять тактику, - вы не могли бы мне рассказать, что пишут газеты для ортодоксов о ведущемся следствии против членов семьи рава Амара?
- Да ничего не пишут. В наших газетах об этом деле нет ни слова...
Но на этот раз встреча оказалась удачной - незнакомец не только согласился поговорить со мной, но и нашел еще несколько собеседников из числа своих товарищей - учащихся ''колеля'' - религиозного учебного заведения для женатых мужчин. И вот там-то мы поговорили, причем откровенно, нередко повышая голос друг на друга...
Дискриминация и кровавый навет
Оказывается, в газетах, предназначенных для ортодоксов, действительно ни слова не было сказано об этом скандале, о том, что против рава Амара начато следствие, что его сын сидит в тюрьме, а дочь и жена находятся под домашним арестом. Ни слова об этом не было сказано и по религиозной радиостанции ''Решет Гимел''. Но мои новые знакомые, во-первых, видели первые страницы газет ''Маарив'' и ''Едиот ахронот'' в киоске, а во-вторых, слышали об этой истории по радио ''Коль Исраэль''...
- Скажи, - спрашивает меня один из учащихся колеля, - если бы подобная история произошла в какой-нибудь светской семье, разве она была бы вынесена на первые полосы светских газет?! Может быть, о ней и написали бы где-нибудь в самом конце газеты, и не более того. Но все дело в том, что это произошло в среде ортодоксов, и пресса использует ее для того, чтобы в очередной раз облить нас грязью, внушить светским евреям, что ''все мы такие'', еще раз подальше оттолкнуть их от религии...
- Они занимаются этим постоянно! - вступает в разговор его товарищ. - Стоит только в нашей среде произойти какой-либо трагедии, стоит совершиться какому-то преступлению, и это выносится на первые полосы под заголовком ''Ультраортодокс изнасиловал...'', ''Ультраортодокс убил...'' и т.д. В результате у читателя создается впечатление, что мы здесь погрязли в разврате, в мошенничестве и других преступлениях. Я не отрицаю - среди нас тоже бывают всякие, мы - не ангелы, мы - люди. Но при этом почему-то никто никогда не пишет, что преступность в нашей среде намного меньше, чем среди светских. И если вы так любите подчеркивать каждый раз, когда преступление совершено ортодоксом, то давайте тогда и пишите в случае, если оно совершено светским человеком: ''Светский еврей такой-то совершил то-то и то-то''. И тогда посмотрим, как будет выглядеть израильская криминальная хроника и светское общество в целом.
- Да, но в данном случае преступление совершили не просто ортодоксы - преступление совершили члены семьи главного сефардского раввина Израиля и, возможно, сам раввин. Согласитесь, что подобная история не может не находиться в центре общественного внимания, - возражаю я.
- Ну, пока еще никто не доказал, что они совершили преступление...
Позор на голову раввина
- Как бы то ни было, - продолжаю я, - вся эта история выглядит мерзко и, безусловно, останется пятном позора на парадной мантии рава Шломо Амара...
- Это с вашей, светской, точки зрения, позором является то, что о раввине напечатали такое в газетах. С нашей же точки зрения, куда большим позором является то, что его дочь переспала с молодым человеком...
- Простите, она ни с кем не переспала. Они только встречались...
- У нас не принято просто так встречаться. Молодые люди должны встречаться только в случае, если они собираются пожениться, и то не больше нескольких раз. В данном же случае парню семнадцать лет, ему явно рано вступать в брак... Нет, как хотите, а эти встречи позорили девушку и ее семью, позорили рава Шломо Амара! И он должен был принять какие-то меры!
- Да в чем позор-то?! В том, что двое молодых людей полюбили друг друга? У вас что, вообще не признается такое понятие, как ''любовь''?
- Почему - признается. Но подлинная любовь возникает в процессе супружеской жизни, после брака, а не до него...
- Ну, хорошо, а познакомиться молодые люди могут только через свата? Самим им это делать запрещено?
- Сложный вопрос... Конечно, есть случаи, когда знакомятся сами. Но, в принципе, это нежелательно.
- Я думаю, что немалый позор для раввина заключается и в том, что у него в доме был интернет. У раввина интернета в доме быть не должно! - вступает в разговор другой ешиботник.
- Ну, почему, интернет - это не позор. У половины из нас есть в доме компьютер, и почти все, у кого он есть, пользуются интернетом. Есть специальные религиозные сайты. На них - замечательные уроки Торы, - отвечает ему один из его товарищей.
Между десятком собравшихся за столом вспыхивает страстный спор о том, можно или нет ортодоксам пользоваться интернетом, и мне отводится в нем пассивная роль зрителя. А между тем, я еще не задал главные вопросы.
Кто виноват и кого наказывать?
- Господа! - говорю я. - Давайте вернемся к раву Амару, его жене Мазаль и их детям... Какой приговор, на ваш взгляд, должен им вынести суд, если будет доказано, что они виновны? И можно ли считать раввином и вообще евреем человека, который отдал 17-летнего еврейского мальчика из хорошей семьи в руки арабских подонков?
- Так это же не он! - возражают мне. - Ты же сам сказал: это его сын Меир, который давно уже живет светской жизнью. Вот его и нужно наказать. А рава и раббанит за что наказывать?
- Погодите, но ведь Меир Амар был всего лишь орудием в руках своей матери. Она прекрасно знала, что представляет собой ее сын, насколько он опасен и тем не менее вмешала его в это дело. То есть ответственность за все случившееся лежит на ней...
- Ну, это еще, во-первых, не доказано, а во-вторых, даже если будет доказано, то раббанит Мазаль подлежит не человеческому, а Небесному суду, так как она сама непосредственно участия в побоях не принимала. Пойми, я не говорю, что она невиновна, - я говорю, что судить ее должны не люди, а Бог, а это куда страшнее. Прямую же ответственность за избиение и издевательства должен нести ее светский сын. Ну и что ж, что он только исполнитель - исполнитель должен думать, какие указания и как он исполняет.
- В принципе, то, что она сделала - это прежде всего глупость. Раббанит, видимо, глупая женщина, но за глупость в тюрьму не сажают...
- Да ну, - говорит другой, - я точно знаю, что и как там произошло. Раббанит обратилась к сыну, чтобы он пригрозил этому парню и отвадил его от ее дочки. Уверен, что она не думала, что он прибегнет к таким методам...
- Не уверен, - говорю я. - Она прекрасно знала, что ее сын связан с преступным миром. Она понимала, чего от него можно ожидать. И когда Меир Амар высадил ее и сестру возле дома, а сам поехал с мальчиком дальше, раббанит что - подумала, что он поехал его хумусом кормить?! И как же почтенный раввин должен был глубоко спать, если он не слышал, как в соседней комнате кого-то избивают?!
- Мы этого не знаем. Пусть ответ на эти вопросы ищет полиция. В принципе, я не думаю, что из этого дела вообще нужно делать скандал. В конце концов, кто такой рав Шломо Амар?! Да никто!
Раввины и клоуны
- Как это никто?! - растерянно говорю я. - Он - главный сефардский раввин, духовный лидер огромной общины, авторитет для любого еврея. И если наши духовные лидеры способны на подобную подлость и мерзость, то до чего же докатились религиозные евреи, да и все евреи вообще?!
- Вот! - торжествующе почти кричит один из участников нашего спонтанного ''круглого стола''. - Вот она, ваша коренная ошибка, ошибка всех светских! Вы думаете, что главные сефардский и ашкеназский раввины являются духовными лидерами, что они как бы представляют нашу общину, являются ее ''лицом''...
- А на самом деле?
- На самом деле это, конечно же, не так! Главного ашкеназского раввина Йону Мецгера вообще никто даже за раввина не считает - он просто клоун. Шломо Амар, конечно, человек посерьезнее, но тоже не Бог весть какой авторитет. Вот вы не можете понять, почему мы не придаем особого значения этой истории, не рвем на себе волосы, именно потому, что не понимаете: речь идет не о раввинах, а о клоунах! Подлинными духовными лидерами сефардской общины являются рав Овадья Йосеф и рав Мордехай Элиягу. Подлинными лидерами ашкеназов - рав Эльяшив, рав Шапиро, рав Каневский. И если бы кто-то из них оказался замешанным в подобной истории, это действительно была бы трагедия. А так... какой-то ''главный раввин''. В последнее время к этой должности вообще никто серьезно не относится, она достается проходимцам от религии. В сущности, так было и в России до революции: в любом городе с большим еврейским населением был казенный раввин, выбранный общиной по указанию властей, к которому община на самом деле всерьез не относилась, и настоящий раввин, который руководил жизнью общины на самом деле...
- Но мы уже вроде бы не в России. И немножко не до революции. Зачем на такие ответственные должности, каковыми являются должности главных сефардского и ашкеназского раввинов, выбирать клоунов и жуликов?
- О, это сложный вопрос. Вспомни, что, к примеру, на последних выборах главного ашкеназского раввина на этот пост претендовал рав Шломо Ариэль. Это действительно выдающийся знаток Торы и Талмуда, автор ряда блестящих книг, человек глубоко порядочный и пользующийся авторитетом...
- Ну и за что же вы тогда его прокатили?
- Дело в том, что рав Ариэль когда-то был главным раввином Гуш-Катифа и вообще придерживается крайне правых политических взглядов. И его галахические постановления тоже имеют крен в эту сторону, что многим не нравится. Если бы он стал главным раввином, он бы всячески способствовал утверждению этих постановлений. Ну, мы и решили, что пусть уж лучше на этом посту побудет такой клоун, как Мецгер. У сефардов же были свои политические игры, которые и привели на эту должность Шломо Амара.
И уже на прощание мне было сказано:
- Конечно, если то, что написали в светских газетах - правда, то это ужасно. Даже с учетом того, что девушке действительно не стоило встречаться без разрешения родителей с малознакомым парнем из неизвестной ей семьи. Постарайся объяснить своим читателям, что на основе этой истории не стоит делать вывод обо всех ортодоксах в целом, что на самом деле подобные методы для нас неприемлемы. Но мы не хотим верить, что это - правда. Рав и раббанит, скорее всего, не подозревали о том, какими методами будет выполнять их просьбу их сын...