Портал ISRAland - израильские новости


1 Ноября 2024 [30 Тишрея, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Подростковый синдром

15.06.2005 | 22:34


Фани Флеш, ''Русский израильтянин''

Убийство 15-летней Маайян Сапир потрясло всю страну своей беспричинностью. Преступление совершил 16-летний сын разведенных выходцев из Эфиопии, ''за хорошее поведение'' отпущенный в двухдневный отпуск из интерната закрытого типа для малолетних правонарушителей.

Вокруг этой этнической группы и так существует множество слухов, а трагедия в Реховоте - еще один повод для создания в общественном сознании негативного образа склонных к насилию чернокожих. Нужно ли рассматривать это несчастье как показатель угрозы криминального террора со стороны выходцев из Эфиопии? Люди, с которыми мне пришлось разговаривать, решительно против такой постановки вопроса.

Кирилл, 34 года, сотрудник рекламного агентства:

- Это не убийство на расовой или национальной почве. Те, кто так утверждают, только способствуют разжиганию межэтнической розни. Этот парень точно так же мог бы задушить и эфиопскую девочку... Уверен, что этот случай - единичный среди эфиопской общины. Просто община эта очень колоритная, и происходящее в ней имеет особый резонанс. Маньяки, увы, встречаются среди разных национальностей. Сейчас наблюдается общий рост преступности среди молодых иммигрантов. Это результат, с одной стороны - трудной абсорбции, и с другой стороны - отсутствие должной селекции при въезде в страну, из-за чего в Израиль приезжают неблагополучные семьи и люди с уголовным прошлым.

Константин, 25 лет, работавший некоторое время в интернате ''Хадаса наурим'' возле Нетании:

- Я работал с девятым классом, в нем было 30 человек, из них половина ''эфиопы'' - и родившиеся в Израиле, и приехавшие в страну несколько лет назад. ''Эфиопы'', недавно приехавшие, не сильно отличаются от местных. Они быстро схватывают израильскую культуру, одеваются и ведут себя как израильтяне, а иврит вытесняет их родной язык. Хотя остаются какие-то характерные только для них жесты, мимика. В интернате было разделение между ''русскими'', ''сабрами'' и ''эфиопами''. Причем ''эфиопы'' предпочитали общаться больше с ''сабрами'', чем с ''русскими''. Конфликтов было множество. Были и ссоры ''русских'' между собой. Тут возможно два варианта: или собравшиеся вокруг приятели провоцировали ссорящихся на драку (чтобы позабавиться зрелищем боя без правил), или старались их примирить. ''Эфиопы'' конфликтовали между собой, так же как и ''русские'', но этому не придавали значения. Тогда как любая ссора между ''эфиопом'' и ''русским'' воспринималась как межэтнический конфликт. Сразу собирались и ''эфиопы'', и ''русские'', и это было похоже уже на войну. Причиной чаще всего становилось оскорбление, раздутое обиженной стороной до невероятных масштабов. ''Эфиопы'' быстро выучили на русском слово ''черный'', и употребление этого слова где-то рядом вызывало бурю негативных реакций. На самом деле конфликт мог произойти из-за чего угодно, и лишь потом он перетекал в межнациональный, начиналась перепалка стереотипных выражений - вы обезьяны, спустившиеся с пальм, ничего не можете делать кроме как палить костры в квартире, умываетесь водой из унитаза. Коренные израильтяне говорили, что ''эфиопам'', якобы, свойственен какой-то неприятный запах тела, поэтому их называли вонючками. Так же израильтяне называли ''русских'' девушек проститутками, а пацанов - ворами и алкоголиками.

Дирекция старалась эти конфликты сгладить. Нескольких ''русских'' ребят, приехавших по программе НААЛЕ, активно участвующих в межэтнических конфликтах и не желающих примириться с тем, что здесь живут все вместе, были отправлены домой, в Россию. Стали делать совместные мероприятия, на которых подростки рассказывали о стране исхода, о быте в тех местах, откуда они приехали. Об Эфиопии рассказывали, что у каждой семьи там был свой род занятий, а также земля, на которой занимались сельским хозяйством. Девушек там уважали; немыслимо было, чтобы в адрес проходящей мимо девушки парни позволили себе отпустить какое-либо замечание. Зато женщины должны были беспрекословно слушать мужчин. Многие дети не учились в школе.

Постепенно у ребят стали появляться совместные интересы - в спортивных играх, в учебе. Вначале в баскетбол или футбол играли группа на группу: ''русские'' против ''эфиопов'', ''эфиопы'' против ''сабр''. К концу года начали образовываться сборные команды. Какой-то особой склонности к насилию у ''эфиопских'' подростков я никогда не замечал. Они вполне принимают общепринятые нормы. Нельзя сказать, что они агрессивны. Просто подросткам вообще свойственна некоторая воинственность, это особенности возрастной психологии. Люди нередко жалуются, что ''эфиопские'' дети любят бросать камни. Я заметил, что бросание камней среди ''эфиопских'' подростков - это вроде национального спорта. Они и друг в друга кидали мелкие камни, это вроде игры, без агрессии.

Несколько раз я сталкивался со своеобразной тактикой ''эфиопов'', когда им нужно сделать что-то, чего они делать не хотят. Допустим, когда их просят убрать помещение. ''Русский'' или ''сабра'' в этом случае пытается уточнить, действительно ли до него дошла очередь дежурства. Если подросток не хочет убирать - он пытается найти причину, чтобы ''отмазаться''. А ''эфиопы'' просто говорят: ''Да, конечно, все сделаем!'' Но стоит отвернуться - они бросают швабру и уходят. И такое может повториться несколько раз подряд! Сначала я подумал, что это у них такая черта национального характера - уход от ответственности. Но потом, уже в армии, так случилось, что моей командиршей была ''эфиопка'' - очень ответственная, веселая и умная девушка, разбившая все мои стереотипы.

В Эфиопии раньше были старейшины, которых все слушались. Главным был мужчина. По приезду сюда дети и женщины почему-то стали быстрее учить иврит и устраиваться на работу. Мужчины теряют свой статус и авторитет. Так в их общине проходит переходная фаза до полной интеграции в новое общество...

Я немного поработал еще в одном интернате, куда попадали дети, по каким-то обстоятельствам чувствовавшие себя плохо в обычной школе. Были второгодники. Даже дети, занимавшиеся распространением наркотиков и употреблявшие алкоголь и наркотики с малых лет. Дети из неблагополучных семей. В интернате с ними очень серьезно занимались психологи. ''Эфиопские'' семьи обычно многодетные. Если родители не могут найти места в этой жизни - это передается и детям. Также как ''русские'', они переживают культурный шок. Чувство брошенности и ненужности - возможно, это делает их агрессивными. В этом плане все люди похожи. Если мы попадаем в обстановку, где общество относится к нам с пренебрежением, мы стараемся опровергнуть это отношение, хотим объединиться ''со своими'' и постоять за себя.

Но интернаты бывают разные. Сам я учился в интернате ''Хават ха-ноар ха-циони'', где царила атмосфера полного интернационала. Правда, туда попадали по предварительному отбору, по жестким критериям. Принято считать, что ''эфиопы'' не слишком умны, но я общался с людьми, которые многого в жизни достигли. Были ''эфиопы'', которые учились в физико-математических классах и преуспевали.

У нас в школе были даже смешанные пары: один ''эфиоп'' (отличник, кстати) дружил с ''француженкой'', второй - феноменальный бегун и баскетболист - встречался с ''русской'' девушкой. Позже я познакомился с ''эфиопом'', которой женился на ''русской'', у них очень красивые дети. Он в Израиле с малых лет, и так случилось, что общался с ''русской'' компанией и как-то проникся нашим менталитетом... Я также знаком с ''русским'' парнем, женившимся на ''эфиопской'' девушке. Они отлично ладят.

Хотя, конечно, представления о культурных ценностях у нас разные. Во время учебы мы с молодежной музыкальной группой ездили во Францию. Была напряженная культурная программа. ''Эфиопам'' на третий день все это надоело. Версаль, Лувр - эти места не вызывали у них никакого интереса, хотя по магазинам они ходили с энтузиазмом. Вместо экскурсии они просили отвести их в гостиницу, чтобы отдохнуть.

Кирилл, 24 года, безработный:

- У нашей компании однажды в парке чуть не вышла стычка с ''эфиопами''. Но виноват был какой-то умник из наших: назвал их ''ниггерами''. Ну, они собрались толпой и пришли с нами разбираться. К счастью, обошлось без драки - мы как-то объяснились, поняли, признали, что наш приятель неправ, а обижать их на самом деле и драться нам вовсе не хотелось. Вообще они довольно дружелюбные ребята. А девочки у них такие хорошенькие! Насчет криминала... Тут была одно время точка, где наркотиками торговал 12-летний ''эфиопский'' мальчик. Наверняка им прикрывались взрослые, поскольку ребенок под уголовную ответственность не попадал. Сейчас его не видно - значит, что-то меняется к лучшему. Еще я слышал про банду ''эфиопских'' подростков, долго и успешно грабивших туристические автобусы на стоянке. Обходилось без насилия - пока туристы гуляли по торговому центру, вскрывались багажные отделения автобусов. В криминальной среде они могут действовать организованно, сообща.

Два молодых израильских араба из Иерусалима:

- В Иерусалиме не так много ''эфиопов'', как у вас на юге. Иногда между разными группировками случаются всякие недоразумения. Я сам ни разу не участвовал, но друзья часто рассказывали. ''Эфиопы'' курят траву, ссорятся с ''русскими'' из-за мелочей, дерутся.

- Но по большому счету, нет разницы - ''русские'', ''эфиопы'', ''сабры'' - все мы люди. Я думаю, все мы должны держаться вместе, как израильтяне, как одна семья.

- Черный, белый - все люди от бога, просто бог дал разным людям разную форму.

Группа бойких молодых ''эфиопов'':

- Если и есть какие-то конфликты, то только не в этом районе. Здесь все друзья - ''сабаба'' (кайф, сленг - Ф.Ф.). Никогда не слышал, чтобы здесь дрались.

- А вот мы участвовали в групповых драках.

- Из-за чего?

- Это вопрос уважения - кто-то считает себя лучше, сильнее другого. Некоторые все время говорят - ''черный, черный'' (произносит это слово по-русски - Ф.Ф.). Побили моего друга, мы заступились...

- Что ты говоришь, маньяк - что ''русские'' плохие, что ли? А я люблю ''русских'' - у меня среди них много друзей. У меня была два года подруга ''русская''. Главное, чтоб человек был хороший.

- Я родился в Израиле, но приходится чувствовать, что в этой стране к ''эфиопам'' относятся как низшим, неполноценным.

- Может быть, вы чувствуете, что ''эфиопы'', напротив, в чем-то лучше ''русских'' и ''сабр''? В спорте, например, в баскетболе?

- Ничего подобного. У всех людей разные качества и способности. Но, возможно, мы немного здоровее. Наши родители там, в Эфиопии, никогда не курили сигарет, ели здоровую природную пищу. А мы вот курим... Они выросли там, а у нас - другая ментальность.

- А насчет преступности - среди ''эфиопов'' она распространена не более, чем среди ''русских'', или...?

- Возможно, среди ''эфиопов'' - больше. Среди ''эфиопов'' больше наркотиков... проституции... шутим, шутим (смеются). А вот наркотики - это да. Мы думаем сейчас, что ''эфиопы'' связаны с темой Ямайки, ''ганджи''. Здесь все курят траву и гашиш. Насчет ''экстази'' и прочего - не знаю, это другая тема.

- При чем тут Ямайка? Просто каждому хочется попробовать, что это такое - трава. Это передается от друга к другу.

- Курение гашиша повышает агрессивность, склонность к насилию?

- Да нет, курение - это смех просто, ''сабаба''. А вообще зависит от человека, у некоторых ''кризы'' начинаются. Особенно у тех, кто еще и пьет. Я учусь в средней школе, там, как правило, отношения у всех довольно хорошие, группировок нет. Конфликты случаются больше в районе проживания. Я лично чаще конфликтую с коренными израильтянами, чем с ''русскими''.

- Считаете ли вы, что ''русским'' в Израиле устроиться легче, чем ''эфиопам''?

- Конечно, русским легче устроиться на работу. Но, с другой стороны, это понятно: Россия - страна развитая, люди оттуда приезжают образованные. А наши родители жили в деревне, они никогда не учились, а работали на земле.

- Вас обижает, когда вас называют ''куши'' (''черный'')?

- А мне все равно, если меня называют ''куши''.

- А меня это задевает. Ты понимаешь, в чем значение слова ''куши''? Это значит ''раб''. А ''эфиопы'' никогда не были рабами! Рабами были бабушки-дедушки афро-американцев, живущих в Нью-Йорке. А нас называют также только потому, что у нас одинаковый с ними цвет кожи! Ой, как это сложно объяснить!

- И если кто-то называет тебя так, что ты делаешь? Начинаешь драться?

- И вовсе нет! Я попрошу его, чтобы он не называл меня так. Я предпочитаю объяснить человеку, а не драться. Но если он будет продолжать обзывать меня - получит, что ему причитается!

- А у меня есть ''русский'' друг Юра. Мы все время друг друга называем - ''куши'' и ''русский'', но это не обзывательство, это просто для смеха!

- Некоторые говорят ''куши'', не задумываясь... Всегда надо пытаться объяснить словами, но если уже доходит до такого состояния, что драка неизбежна. Но лучше договориться по-хорошему.

- Как вы считаете, наблюдается тенденция к улучшению взаимоотношений или к ухудшению?

- Конечно, к улучшению! Раньше было хуже. Очень сближает совместная учеба в школе, или даже дружба с детского сада. Дети вырастают и продолжают дружить, гуляют вместе, ходят друг к другу в гости.

Две взрослые ''эфиопские'' женщины:

- Дети адаптируются в стране лучше, чем взрослые. О каких-то межэтнических конфликтах среди молодежи мы знаем разве что понаслышке, но наши дети, сестры и братья ни с чем таким не сталкивались. С ''русскими'' соседями у нас разные отношения. С некоторыми просто здороваемся. Есть такие, с которыми мы общаемся, можем даже помочь чем-то друг другу по-соседски. А есть такие, которые и смотреть на нас не хотят. Но вообще-то это страна расистская. Это сказывается при приеме на работу, например. Но это не только по отношению к ''эфиопам''. Разве по отношению к вам, ''русским'', здесь нет расизма?

И уже совсем напоследок...

Идя по улице, я заметила типичную израильтянку, лет 35, которая шла в окружении троих детей, один из которых был... чернокожим.

- Да, это тоже мой сын! - с вызовом сказала она. - А что вас смущает? Нет, он не родной - он приемный, мы с мужем усыновили его сразу же как только родился. Но он еще и - самый родной и самый любимый! Вы знаете, как он учится?! На одни ''100''! Двое моих других детей учатся похуже. Мне иногда становится страшно, насколько ему все легко дается - и математика, и физика, и биология. Он пролистывает учебник и уже все знает... Я боюсь, что он так никогда не приучится по-настоящему сидеть за книгами... Нет, его будущее мы связываем не с наукой, а с музыкой. Он у нас играет на фортепиано, знает всю музыкальную классику, безошибочно отличает, кто именно или какой оркестр исполняет то или иное произведение, выносит оценки. И мы, само собой, вкладываем в это его увлечение немало... Недавно он принимал участие в очень престижном конкурсе. Так получилось, что он побежал вперед, а я чуть отстала. И когда подошла к дверям, то услышала, как ''русский'' охранник ему говорит: ''Иди отсюда, мальчик, иди - здесь будет конкурс, концерт классической музыки, это - не для тебя!'' То есть он увидел ребенка-''эфиопа'' и сразу сделал вывод, что ''для него'', а что - ''не для него''! Знаете, сколько мне стоило сил, чтобы не наброситься на этого охранника с кулаками?! Да я убить его была готова, этого подонка! И сын мой после этого как-то сник и не смог сыграть на конкурсе так, как он на самом деле умеет играть. Скажите, вы, ''русские'', все такие расисты?..

P.S. Когда готовился этот материал, стали известны новые страшные подробности убийства Маайян Сапир. Оказывается, убивший ее подросток несколько месяцев назад был уличен воспитателями закрытого интерната (в который он был помещен за совершенные им прежде преступления) в жестоких издевательствах над одним своим товарищем - избив его, он затем разрисовал его спину свастикой, магендовидами и оскорбительными надписями. И, тем не менее, руководство интерната выпустило его в отпуск! Кстати, начальник отдела реховотской полиции по борьбе с подростковой и молодежной преступностью не случайно сразу же понял, кто убийца. Во-первых, он насторожился, узнав, что этот 16-летний юноша отпущен в отпуск. Во-вторых, почти сразу же, как он появился в Реховоте, его задержали на улице полицейские, заподозрив в ''ненормативном поведении''. Если бы они препроводили его в полицию и там оставили на сутки, Маайян Сапир осталась бы жива. Но полицейские решили, что у них нет достаточных оснований для задержания, и отпустили его на все четыре стороны. В воскресенье на реховотском кладбище появилась свежая могила... Что, разумеется, ни в коем случае не означает, что все выходцы из Эфиопии - потенциальные убийцы. Увы, у убийцы, как правило, нет национальности...

"Русский израильтянин"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus