Мужчина в эпоху постфеминизма
06.07.2005 | 18:24
Любовь Александрова, ''Новости недели''
''Постфеминизм'' - термин, появившийся в Европе в начале 90-х годов прошлого столетия. Его идеологи (среди них испанка Камилла Палья) ратуют за феминизм нового типа, ставящий во главу угла не равенство полов, а их различия.
Постфеминизм видит в женщине не жертву, а победительницу. Решительная, сексапильная, умеющая настоять на своем - таковы основные ее характеристики. В отношении обоих ''феминизмов'' в среде израильских специалистов, прямо или косвенно связанных с теорией и практикой женского движения, наблюдаются существенные разногласия. Одни еще не распрощались с феминизмом и даже полагают, что израильтянки отстают от американок на добрых два-три десятилетия. Другие же считают, что мы вовсе не плетемся в хвосте мирового женского движения, а успешно отражаем общие тенденции.
Но как на этом созданном женщинами фоне живет мужчина - среднестатистический израильтянин? По мнению социологов и психологов, приходится ему весьма нелегко, и уж никак нельзя назвать его существование гармоничным и полноценным. В то время, как слабый пол набирает силу, сильный - слабеет под натиском прогрессирующих страхов, стрессов и даже булимии и анорексии, которые вплоть до недавнего времени считались преимущественно женскими заболеваниями.
Вот что рассказал мне психиатр, доктор Пинхас Данон:
- Все чаще ко мне обращаются мои коллеги. Врач, как известно, - профессия нервная. Недавно ко мне на прием записался известный хирург Н. По его словам, он привык к постоянным стрессам и перегрузкам, к напряженному ритму рабочей недели. Н. пожаловался мне на то, что впервые за 15 лет успешной работы испытал за пять минут до операции настоящий шок. Озноб, паника, трясущиеся руки и другие симптомы заставили его срочно вызвать коллегу, который стал вместо него оперировать больного. Через месяц - снова срыв; атака повторилась при тех же обстоятельствах. При более детальном расспросе выяснилось, что Н. получил новое административное назначение, он был повышен в должности и начал руководить отделением.
В случае с Н. негативную роль сыграло его продвижение по службе. И без того насыщенная стрессами жизнь отяготилась еще одним грузом, который оказался непосильным. Н. выписали транквилизаторы, снимающие состояние страха.
- Почему вы приводите именно этот случай из вашей обширной практики?
- Потому что я считаю его типичным. Все чаще мне приходится иметь дело с разного рода ''женскими'' фобиями, атакующими мужчин. Примечательно, что они предпочитают говорить о них открыто. Самая уязвимая возрастная группа - 45-50-летние, работающие в таких востребованных сферах, как медицина и хай-тек. Они-то и страдают от приступов необоснованной хандры и тревоги, повышенной мнительности. Сочетание этих симптомов нередко приводит к длительной депрессии, развитию ипохондрии и других телесных и душевных недугов.
Как и в отношении заболеваний, так и во многих других сферах повседневной жизни, различия между полами стираются. Облик современного мужчины существенно изменился. В последние года два в СМИ все чаще говорят и пишут о новом типе мужчины - так называемом метросексуале: чувствительном и чувственном жителе большого города. Ему свойственно повышенное внимание к собственной внешности, равно как и стремление быть с женщиной на равных на эмоциональном уровне. Казалось бы, ничего предосудительного в этом нет, - но откуда же тогда у сильного пола это неприятное ощущение растущей слабости и утраченных позиций?
Вот что говорит по этому поводу доктор Эйтан Гур, клинический психолог и диетолог, преподаватель Иерусалимского университета:
- Несколько лет назад на десять женщин, страдавших булимией или анорексией, приходился только один мужчина. Сегодня, из-за более расплывчатой в профессиональной и социальной сферах разницы между полами, наблюдается иное соотношение: один мужчина приходится лишь на трех женщин с теми или иными отклонениями в плане питания.
Речь идет, по словам д-ра Гура, о ''социальном'' недуге. Нам навязываются нормы и стереотипы, согласно которым преуспевающий мужчина должен быть непременно стройным, ухоженным и симпатичным. Тех, кто не вписывается в этот стандарт, общество как бы обязывает измениться в срочном порядке. И тут к услугам мужчин - целая индустрия красоты: от пластических операций до супероснащенных спортзалов, длинного перечня эффективных диет и продуктов, способных за считанные недели приблизить их к идеалу. В погоне за модным имиджем забываются элементарные нормы, связанные с правильным распределением нагрузки и времени, развиваются заболевания, вызванные не наследственностью и вирусами, а именно этой самой погоней. Исследования, проведенные доктором Гуром и его коллегами, свидетельствуют о том, что эта ''болезнь'' характерна для всех, без исключения, социальных слоев. Так, анорексия получила сегодня распространение и в армии, особенно у солдат из боевых подразделений. Примерный семьянин, занимающий ответственную должность, тоже не застрахован от проявлений симптомов того или иного заболевания, связанного с нарушениями в системе пищеварения.
- Одновременная госпитализация нескольких пациентов с симптомами анорексии - это уже не совпадение, а явление, - говорит доктор Гур, - при этом, заметьте, всем по тридцать с небольшим.
Социальный работник и психолог Ури Бергман считает, что речь идет о наблюдающейся сегодня у израильтян переоценке ценностей, о новых требованиях, которым должен соответствовать мужчина нового типа. Налицо, по мнению специалистов, явное противоречие между личными и групповыми интересами. Чем выше уровень компьютеризации, чем больше проведенных на работе часов, тем меньше времени на живое общение, прежде всего - с семьей. Получается, что в жертву успешной карьере и имиджу приносится глубинный пласт эмоций и мотиваций - тот самый, что составляет невидимую духовную сущность личности. Что же касается культа физической силы, которой, якобы, должен обладать в наши дни мужчина особенно в такой стране, как Израиль, - это тоже своего рода реакция на участившиеся случаи насилия и растущую преступность. По словам Ури Бергмана, происходит не что иное, как феминизация мужчины, о котором, будь он программист или дипломат, судят прежде всего по внешности, то есть поверхностно и формально. Но ухоженная кожа, рельефные мышцы и подтянутое на тренажерах тело не спасают его обладателя от отчужденности в отношениях с близкими, от чувства пустоты и неудовлетворенности жизнью - при всех успехах и карьерных взлетах.
Вот лишь один из штрихов к портрету современного израильтянина. ''Израильскому мужчине, - пишет газета ''Маарив'', - все труднее выражать свои чувства, даже с самыми близкими ему людьми - женой и детьми. После рабочего дня он спешит в спортзал, на тренировку, чтобы снять стресс, и этот замкнутый круг - работа, тренировки, работа - усугубляет его психологические трудности, его подсознательное стремление к душевному комфорту''.
Если от кризиса не застрахован мужчина в самом, как говорится, расцвете сил, - то что уже говорить о тех, кто находится в более продвинутой возрастной группе? Увы, обобщения и прогнозы оставляют желать лучшего. Синдром хронической усталости, симптомы так называемого мужского переходного возраста, преследующие ближе к старости чувства раскаяния и пустоты, сожаление об упущенных возможностях, проекция неосуществленных карьерных амбиций на личностные отношения...
И чем мрачнее сводки с мужского фронта, - тем оптимистичнее вести с женской передовой. Коалиция феминисток нашла спонсора в лице модного дома ''Комильфо'' и выпустила справочник так называемых женских бизнесов. ''Женщины покупают у женщин'' - так называлось торжественное мероприятие, оно же coctail-party, состоявшееся недавно в Тель-Авиве с участием политиков, бизнес-леди, актрис и прочих селебритиз, представляющих ''второй пол'', который когда-то считался слабым. Ошибаетесь, дорогие мужчины, мы жалеем вас - и действуем.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: