Портал ISRAland - израильские новости


19 Января 2025 [19 Тевета, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: Арабо-израильский конфликт
Архив статей

Авгиевы конюшни Ливана

15.07.2005 | 23:21


Александр Майстровой, ''Новости недели''

Лагеря беженцев в Ливане, превратившиеся в оплот террора, - головная боль нынешних палестинских правителей.

''Мы гости в Ливане, временные гости, и подчинимся ливанским законам так же, как подчиняются им все, кто живет на территории этой страны'', - заявил Абу-Мазен во время встречи с ливанскими лидерами. Речь шла о разоружении ливанским правительством палестинских военизированных формирований в лагерях беженцев, и вряд ли заявление палестинского лидера можно назвать неожиданным. В нем звучала неприкрытая радость по поводу того, что с угрозой, исходящей из ливанских лагерей беженцев, будет покончено.

Чтобы лучше причину такой покладистости Абу-Мазена, следует обратиться к истории. Палестинские лагеря в Ливане с момента своего возникновения превратились в раковую опухоль этой страны. Ливанские правительства препятствовали интеграции палестинцев из опасений, что их натурализация нарушит и без того хрупкий этнический и религиозный баланс страны. Ливан отказался сотрудничать с Рабочей группой ООН по оказанию помощи беженцам, занимающейся гуманитарными вопросами. Власти Ливана непрестанно подчеркивали, что палестинская проблема - проблема политическая и потому должна решаться политическими методами. Сотни тысяч беженцев превратились в маргиналов, а сами лагеря - в очаги нищеты и ненависти. Возникла идеальная питательная среда для всевозможного рода манипуляторов, начиная с Арафата и заканчивая ''Хизбаллой'', а затем и ''Аль-Каэдой''.

За короткий срок Арафат создал на территории Ливана миниармию и попытался руками своих собратьев захватить власть в стране. Палестинские банды отличались необычайной жестокостью по отношению к самим ливанцам, и жители этой страны до сих пор не могут простить палестинцам их преступлений, обвиняют их в развязывании гражданской войны и последующих несчастьях, обрушившихся на Ливан. Операция ''Мир Галилее'' положила конец хозяйничанью Арафата в этой стране, но лагеря беженцев на ее территории до сих пор являют собой ''государство в государстве''.

В 12 лагерях, разбросанных по всей стране, сегодня проживают около 350 тысяч беженцев и их потомков. Уровень нищеты настолько здесь велик, что для подавляющего большинства населения единственный выход из положения - примкнуть к какой-либо террористической группировке, имеющей богатого спонсора за пределами страны. Как это часто бывает, манипуляции со своим народом вернулись бумерангом к тем, кто их замышлял. Бывший приверженец Арафата и командующий его элитным ''подразделением-17'' в Ливане Мунир аль-Магдах, взявший себе имя Абу-Хасан, заявил после соглашений в Осло, что отказывается подчиняться своему боссу, так как тот бросил на произвол судьбы палестинских беженцев в Ливане. ''Для Абу-Амара (Арафата) настало время отречься от власти'', - провозгласил он.

С этого момента в лагерях беженцев начинается борьба за власть между приверженцами ''раиса'' и последователями аль-Магдаха. ООП после подписания соглашений в Осло объявляет о смещении Магдаха, однако тот не только отказывается подчиняться, но создает ''Бригады черного сентября - 13'' (в сентябре 1993 года были, как известно, подписаны норвежские соглашения) и заявляет, что ''рано или поздно сбросит сионистов в море''. Когда Арафат в ноябре 1994 года прибывает в Газу, Магдах призывает в интервью Си-эн-эн расправиться с ''раисом'' за его предательство.

Тем не менее, прямое противоборство не приносит Магдаху успеха. Ловкий Арафат попросту перекупает его сторонников, постепенно возвращая себе контроль над лагерями беженцев, и разочарованный Абу-Хасан начинает искать новых влиятельных союзников.

Таковые находятся довольно быстро в лице Ирана и Хафеза Асада, делающего все для того чтобы досадить Арафату. Непосредственными союзниками Магдаха в Ливане становятся другие марионетки Ирана - быстро набирающая силы ''Хизбалла'' и ''Исламский джихад''. В середине 90-х годов Магдах совершает несколько дерзких вылазок против Израиля в Южном Ливане, а в апреле 1996 года чудом остается в живых, когда израильские вертолеты выпускают несколько ракет по его штаб-квартире.

С конца 90-х он окончательно меняет ''ориентацию''. Бывший командир светского ФАТХа сближается не только с ''Хизбаллой'', но и с исламистами ''Аль-Каэды'', позволяя активистам этой группировки создавать свои ячейки в палестинских лагерях беженцев. С благословения Магдаха, обосновавшегося в лагере беженцев Эйн аль-Хильве в Сидоне, исламисты создают несколько военизированных формирований, наиболее известным из которых становится ''Усват аль-Ансар''. Все чаще Магдах выступает в роли посредника между суннитскими и шиитскими радикалами, которые в феврале 2002 года проводят сходку в Бейруте и объявляют о намерении объединить силы против США.

Эйн аль-Хильве становится заповедником мирового террора. Когда США начинают охоту на боевиков бин-Ладена, те пускаются в бега. Многие из них находят себе пристанище в Ливане.

Начало интифады открывает амбициозному Магдаху широкий простор для деятельности. Он, хорошо знающий палестинские реалии и имеющий связи в ФАТХе, занимается по заказу ''Хизбаллы'' рекрутством и подготовкой полунезависимой террористической инфраструктуры в Иудее и Самарии. Центры этой инфраструктуры располагаются в Шхеме и Дженине, а основной поставщик боевиков - разрозненные и потерявшие покровителя вооруженные банды ''Батальонов мучеников Аль-Аксы''. Возникают новые вооруженные группировки - ''Катаиб аль-Ауда'' и ''Аль-Натир'', получающие распоряжения от бывшего помощника Арафата. Впрочем, ''раис'' закрывает глаза на проказы своего подчиненного. Теперь он уже сам поддерживает секретные контакты с Ираном и ''Хизбаллой'' и попустительствует любой активности на ''территориях'', лишь бы только ослабить Израиль.

Однако в окружении Арафата далеко не все довольны таким развитием событий. Здесь опасаются, что Магдах и его команда со временем попросту захватят власть в ООП и выдавят старую гвардию. В середине 2002 года в окружении Арафата открыто предупреждают: местные главари ФАТХа в Иудее и Самарии получают десятки тысяч долларов от Магдаха. Один из аппаратчиков ФАТХа признал, что ''новое поколение бойцов ФАТХа будет получать инструкции из Дамаска и Тегерана''.

На следующем этапе Магдах расширяет горизонты деятельности, превращаясь из мало кому известного мятежного командира ФАТХа в центральную фигуру мирового террора. После начала войны в Ираке палестинская газета ''Ассенара'' сообщает, что Магдах посылает сотни добровольцев в Ирак для совершения диверсий против союзнических войск и тренировки боевиков.

Между тем, напряжение в лагерях беженцев нарастает. Местные командиры ФАТХа, недовольные раскольническим курсом своего командира, поднимают, с согласия Арафата, бунт. ''Раис'' требует от своих приверженцев очистить Эйн Хильве от раскольников, Магдах, в свою очередь, отказывается передать лагерь беженцев сторонникам Арафата. По лагерю беженцев прокатывается волна столкновений между боевиками ''Усват Ансар'' и Магдаха, с одной стороны, и сторонниками Арафата - с другой, однако ни одна из сторон не добивается решающего успеха.
И исламистам, и людям Магдаха понятно, что уход сирийских войск из Ливана ставит под угрозу иммунитет Эйн Хильве. США давно уже хотят прикрыть ливанские рассадники террора, и резолюция Совета безопасности ООН 1559 требует ''разоружить все вооруженные формирования в Ливане''.

Главарь раскольников ФАТХа, в свою очередь, делает все, чтобы сохранить контроль над лагерем беженцев. В марте 2005 года он посетил Дамаск в надежде получить от Сирии гарантии, что лагерь беженцев сохранит свою неприкосновенность ''перед лицом империалистического давления''. Однако подобных гарантий сирийцы, вынужденные оставить свою колонию - Ливан, дать ему не могли.

Для Абу-Мазена, в свою очередь, очевидно, что Магдах и его боевики, при поддержке ''Хизбаллы'', Сирии и Ирана, способны сорвать переговоры с Израилем и создать угрозу его, Абу-Мазена, правлению. Сразу же после своего избрания он выступил с предупреждением в адрес ''внешних сил'', стремящихся воспламенить ситуацию на палестинских ''территориях'', и это предупреждение не в последнюю очередь относилось к Магдаху. Для Сирии и Ирана палестинские беженцы Ливана - превосходный горючий материал, и не случайно, по оценкам спецслужб, новый конфликт на ливанской границе может начаться с провокаций палестинских боевиков, которых затем поддержит ''Хизбалла''. Впрочем, Мунир Магдах и ''Хизбалла'' вполне способны спровоцировать серию терактов на территории Израиля руками палестинских боевиков из ''Батальонов мучеников Аль-Аксы'', а это будет означать смертный приговор политическим планам Махмуда Аббаса.

Потому он не просто согласен на разоружение ''Хизбаллы'' и палестинских формирований в лагерях беженцев - он остро нуждается в этом, чтобы удержать власть и не допустить эскалации насилия. И с радостью готов дать зеленый свет на очистку авгиевых конюшен, коими являются Эйн Хильве и другие палестинские лагеря беженцев.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)


Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus