Телевизоры не пахнут или 30.000 долларов в мусорной корзине
19.07.2005 | 21:27
Валерия Матвеева, ''Русский израильтянин''
Начав день на подножке мусоровоза, корреспондент ''Русского израильтянина'' закончил его в предгорьях главной свалки страны и оценил все прелести и недостатки работы мусорщика в Израиле.
Рабочий день мусорщика начинается в пять утра. Для меня ''санитарный день'' тоже начался несказанно рано - часов в 10, когда я впервые поднялась на подножку позади мусоровоза, и вдохнула полной грудью тот воздух, которым мусорщики дышат целый рабочий день... Трудно первые часа два - потом этот запах перестаешь замечать, пропитываясь им полностью, зато с особой силой и благодарностью чувствуешь запахи цветов и акаций над мусорными контейнерами.
Вниз по социальной лестнице
На мусорной машине, опустошающей мусорные контейнеры в небольшом тель-авивском районе Кирьят-Шалом, вместе со мной в тот понедельник работали три человека - обычный экипаж мусоровоза. Двое ''русских'' и коренной израильтянин. Первый из моих коллег уже два года работал на подрядчика, поставлявшего людей в фирмы-подрядчики мэрии, и получал в месяц 3200 шекелей, второй в течение шести лет работал в фирме-непосредственном подрядчике ''ирии'' и получал 4500 шекелей в месяц, третий - коренной израильтянин, конечно, - работал мусорщиком всего три месяца, зато от мэрии и получал за труд 6000 шекелей.
- Я пока работаю не в самой что ни на есть мэрии, - делится секретом Шуки. - Я работаю от ''ирии'' по договору - на определенных условиях. А те, кто ''внутри'', кто проник в сам муниципалитет - они знаешь, сколько получают? Я знаю нескольких - они зарабатывают от 20 до 28 тысяч шекелей за такую же, как у меня, работу.
Каждый следующий работник мусоровозов, у которого я спрашивала о зарплатах работников мэрии, утверждал, что лично знает мусорщиков, которые зарабатывают 30, 35, 40.000 шекелей в месяц, что у них море социальных льгот и доплат, среди которых есть даже доплата ''за стыд''. О том, сколько на самом деле зарабатывает элита израильских мусорщиков - работники ''ирии'', и о том, что устроиться работать в мэрию может каждый - по объявлению в газете и через контору по трудоустройству - я узнала в конце рабочего дня, и расскажу об этом в конце своего отчета о ''чистом понедельнике''.
Мусорщики гоняют на ''вольво''
А пока я поднимаюсь на высокую подножку немецкого мусоровоза фирмы ''Даф''. Мусорщики от мэрии, кстати, чаще всего разъезжают на шикарных ''вольво'' или американских ''маках''. Хотя под слоем грязи теряется весь шик этих элитных машин, а по своим характеристикам мусоровозы всех фирм одинаковые - различаются только надежностью. В последние годы Израиль закупает мусоровозы нового поколения, к которым должен прилагаться и мусорщик нового поколения - технически грамотный, владеющий основами робототехники. Мусорщик этот надевает на плечи специальный прибор, напоминающий синтезатор с клавишами и этими клавишами управляет краном, достающим огромные 500-киллограмовые контейнеры из земляных ям и высыпающим их содержимое в мусоровоз. Такую машину обслуживает один человек - он же мусорщик, он же водитель. И мой рабочий день проходил на этой сверхновой машине с краном, которая, впрочем, работала по старинке - без использования крана, зато при помощи двух работников, так как мусорных контейнеров, утопленных в земле и разгружаемых подъемником, в Израиле пока крайне мало.
- Устроено здесь все просто, - рассказывает мне о рычагах, приборах и экранах внутри кабины водитель мусоровоза Нерик, израильтянин с 30-летним стажем, приехавший из Ташкента. - Главная ручка - она здесь прямо на ''торпеде'' - это ручной тормоз, телевизор в моей кабине показывает, что происходит позади машины - я должен видеть работников для большей безопасности. Звонок, который вы слышите, это работники сигнализируют мне о том, что можно ехать. Я, не раздумывая, согласился на эту работу - где еще ты можешь освободиться среди бела дня и гулять до вечера? Раньше я работал водителем - напитки развозил - был занят по 12 часов в день, приходил домой ночью, уставший после разгрузки ящиков, семью практически не видел. А сегодня я прихожу домой в два, сразу в душ, смываю с себя весь запах - и весь день у меня впереди.
Самое трудное в этой работе - лавировать на большой машине по узким улицам Тель-Авива, особенно, когда машины ставят по обе стороны дороги - тогда я просто не могу проехать. Я или сигналю до тех пор, пока машину ни уберут, или же мы втроем беремся и переносим машину в сторону - к самой ограде дома. Нет, ни разу стоящие машины я не задевал, - отвечает Нерик на мои опасения по поводу расстояния в несколько миллиметров, разделяющего мусоровоз и автомобили на дороге. Вскоре я поняла, что заставляет Нерика быть таким аккуратным.
- Если коснешься моей машины - твою я сожгу, - убедительно говорит пожилой израильтянин, внимательно следя за опасными маневрами Нерика.
Несмотря на то, что в кабине мусоровоза запах такой же, как внутри него, и что сама кабина больше похожа на мини-свалку, в ней хотя бы прохладно. Я неохотно покидаю кабину для того, чтобы вкусить все прелести работы настоящего мусорщика.
За машиной от инфаркта
- Целый день мы вот так бегаем за машиной, - говорит Алексей, тот, что два года работает на каблана. У Алексея лицо ярко-багрового цвета - все время под солнцем. - Мы не отдыхаем, потому что работаем не по часам, а сдельно. Стандартное время работы - с 5 до 2-х, но часто справляемся и раньше. Сегодня понедельник - самый слабый день, совсем мало мусора - закончим работать, наверное, к часу дня. Самый трудный день - это воскресенье, в этот день работаем до двух-трех часов и по 20 тонн мусора с нашего маленького района собираем - два раза ездим разгружаться на свалку - в машину влезает всего 14 тонн. В нашем районе всегда чисто - мы не от мэрии работаем, поэтому забастовок у нас не бывает. Выходной у нас один - суббота, но иногда и в субботу просят работать - центр Тель-Авива убирать.
Работа мусорщика заключается в том, чтобы подкатывать контейнеры к машине, закреплять их и нажимать на кнопку, чтобы они опрокинулись в машину. Периодически нужно нажимать на еще одну кнопку - приводить в действие огромную лопату, прессующую мусор под большим давлением. 90% времени мусорщик проводит на подножке машины в поездке от одного контейнера к другому, а мусорщик, следящий за своим здоровьем, - в пешем походе вслед за машиной. И так по 8-9 часов в день, в страшную жару и под проливным дождем.
Все мое вожу с собой
Приглядитесь к проезжающей мимо вас в конце рабочего дня мусорной машине - у рачительных и домовитых мусорщиков машина похожа на новогоднюю елку - не внешне, но по сути: она вся увешана добытыми на свалках богатствами. Наша машина к концу дня выглядела следующим образом: сбоку под один из поршней засунута шахматная доска (не с шахматами, а с нардами внутри), с другой стороны на трубы намотаны провода двух колонок, между кабиной и контейнером для мусора поместился большой чемодан на колесах, в кабине водителя - видеомагнитофон и ящик с виноградным напитком в пакетиках и коробкой зеленых яблочных тянучек. Ящик с напитками и конфетами мусорщики нашли на свалке возле школы - дети праздновали выход на заслуженные каникулы. Распивать напитки Шуки принялся сразу же, а конфеты для порядка сначала понюхал. Затем теми же перчатками, что таскал контейнеры с мусором, взял тянучки и хотел положить в рот - но, рассмотрев свою перчатку поближе, делать этого не стал, снял ее и брал конфеты уже руками. Затем угостил своих коллег и протянул коробку мне - отказаться от подарка я не могла, пришлось попробовать - нормальные на вкус конфеты.
- Самые лучшие вещи выбрасывают в Северном Тель-Авиве, - делится наблюдениями Нерик, - там и мебель хорошую можно найти. Диваны мы грузим на крышу мусоровоза - на обратном пути доставляем домой тому, кому он достается.
- Я здесь себе видеомагнитофон нашел, - говорит Алексей. - Вообще и в этом районе много хорошей мебели, даже жалко ее выбрасывать в машину. Но у всех ребят мебель уже есть, мне она не нужна - я уезжать собираюсь, как денег поднакоплю. Поэтому вот нашел себе чемодан - это вещь для меня нужная.
Самый домовитый из тройки мусорщиков - Шуки. Он дольше всех рассматривает вещи, лежащие рядом с контейнерами, придирчиво разглядывает стиральные машины и кондиционеры. Старые и неизвестных марок - не берет. Дома у него уже есть найденный телевизор ''Грюндик'' - прекрасно показывает, сегодня он нашел почти новые колонки и нарды. В кабине лежит видеомагнитофон, который он нашел в прошлый раз и до сих пор не унес домой, - один у него уже есть.
Деньги - это мусор
Не для всех свалки - доходное место, многие навсегда расстаются с милыми их сердцу вещами, раздавленными мощными челюстями мусоровоза.
- Однажды работаю, - вспоминает Нерик, - а навстречу мне бежит женщина в халате, растрепанная с ужасом в глазах, начинает что-то путано объяснять. Оказывается, она купила новый фотоаппарат, о котором долго мечтала, принесла, поставила в пакете возле входной двери и пошла переодеваться. В это время хозяйственный муж выносил мусор, взял стоящий возле двери пакет и выбросил в контейнер. Если бы эта женщина прибежала чуть раньше - когда мы уже разгрузили тот самый контейнер, но еще не включили лопату - она бы нашла свой фотоаппарат. Но лопата сминает и прессует все - от ее аппарата остались кусочки величиной со спичечный коробок.
Другой случай был еще хлеще. Муж собирал заначку всю свою жизнь - насобирал 30.000 долларов. А жена каким-то образом выбросила старый хлам, в котором он эту заначку прятал, в мусорный бак. Муж обнаружил пропажу только тогда, когда мусорный бак был уже пуст. Но мужчина этот оказался толковым и, видимо, со связями. Он позвонил в мэрию, узнал, какая машина работает в его районе и где она сейчас находится. Из мэрии позвонили нам - мы как раз подъезжали к свалке разгружаться. Работники мэрии велели нам разгрузить мусор не в саму яму-свалку, а рядом с ямой на площадку, где останавливаются машины, когда разгружаются. Мы вывалили туда весь мусор - больше 10 тонн, приехал этот мужчина и начал ползать - по пояс и плечи в отходах - по выгруженному мусору. Весь процесс поиска денег я не наблюдал - уехал, но мне сказали, что деньги этот мужчина все-таки нашел, потом этот мусор с площадки бульдозер сгреб в яму - и эпопея с пропавшим капиталом благополучно закончилась.
Самая знаменитая гора Израиля
Мужчине этому я не завидую, потому что побывала на главной израильской свалке, видела ее и дышала ею. Предостерегающие плакаты предупреждают всех, сюда входящих, что воду на этой территории пить нельзя и каждый должен иметь при себе защитный костюм, обувь, перчатки и прочие средства защиты. Мусорная гора, возвышающаяся при подъезде к Тель-Авиву, - уголок стерильности в этом мусорном городе под названием Хирия. Она, как известно, давно законсервирована и поросла вполне приличной на вид высохшей желтой травой. Рядом на отдельном участке разгружаются специальные машины, собирающие на улицах ветки и листья - видно, как здесь же спецагрегатами ветки и листья дробятся в муку, которая, по словам всезнающего Нерика, отправляется за границу на корм тамошнему скоту. А у подножья горы раскинулась непосредственно свалка - огромный котлован, куда сбрасывают мусор машины, а с другой стороны экскаваторы загружают мусор в семитрейлеры, везущие его на переработку в Рамат-Ховав под Беэр-Шевой. В самой же яме быстро, как таракан, бегает мобильный бульдозер, подгребающий мусор экскаваторам, - бульдозерист работает в респираторе и наушниках.
Крушение легенды
После разгрузки мусоровоз отправился на мойку - рядом на мойке еще пятеро водителей поливали шлангами свои машины. На некоторых машинах были обозначения - ''Мэрия Холона'', ''Мэрия Бат-Яма'', к водителям этих авто я подошла с нескромным вопросом по поводу их зарплат.
- Вы в ''ирие'' работаете, то есть в самом муниципалитете - не по договору? - начинаю я разговор с 55-летним Гади.
- В самой ''ирие''.
- Как вы туда попали?
- По объявлению в газете.
- ???
- Четырнадцать лет назад это было.
- И с тех пор работаете на мусоровозе? Сколько вы зарабатываете?
- Если с переработками, то 7000 шекелей чистыми в месяц выходит - это максимум, который я когда-либо зарабатывал.
- А мне все говорят, что мусорщики от ирии зарабатывают минимум 20.000 шекелей...
- Относительно тех, кто 3000 в месяц получает, мы зарабатываем 20, а относительно тех, кто получает реально 20.000 в месяц, - мы получаем три, - витиевато формулирует Гади, объясняя причины зависти коллег.
- А у меня и пяти тысяч в месяц не выходит, - возмущенно говорит подошедший к нам работник мэрии Бат-Яма. - Я уже много лет работаю в самой мэрии, но не могу перерабатывать, работаю по 7-8 часов в день и получаю иногда даже по 4500. Кто вам сказки про наши зарплаты рассказывает?
- Вам же даже надбавки ''за стыд'' платят, как я слышала?
- У нас в ''тлушах'' есть пара-тройка строчек о каких-то надбавках - но это копейки, чуть ли не в агорах измеряются, так что говорить о них смешно, и завидовать нам тоже.
Развенчав еще одну израильскую легенду о мусорщиках-миллионерах с бриллиантовыми перстнями и виллами в Кейсарии, я лучше передам вам совет Шуки, как перестать жаловаться на жизнь, начать работать в ''ирие'' и много - в реальном смысле этого слова - зарабатывать.
- Я, как и все, начинал работать мусорщиком у ''каблана'', - говорит Шуки. - Старательно поработал пару месяцев, пошел в контору по трудоустройству и сказал, что хочу устроиться на работу в мэрию. Из конторы связались с моим работодателем, спросили, как я работаю, тот дал мне хорошие характеристики, и меня взяли на работу в муниципалитет. Не в саму мэрию - по договору, конечно, но зарплату сразу положили хорошую - чистыми я 6000 получаю, и через два месяца обещали поднять ее на 500 шекелей - будут поднимать и дальше, социальные условия хорошие - чего нет у работников фирмы. А то, что мои коллеги здесь получают по три тысячи, - только они в этом виноваты, не добиваются повышения, не просят, не ходят в контору по трудоустройству, не надоедают тамошним работникам, как я, - может, им просто хватает их зарплат?
Резюме ''РИ''. Работа очень тяжелая, не очень приятная - хоть и на воздухе, правда, не свежем. Если вы уже успели укомплектовать квартиру мебелью и электротехникой - лазить по свалкам вам будет не интересно. Плюсы: с утра отработал - весь день свободен. Правда, спать ложиться надо не позже 10-и, так что вечер, можно сказать, занят. При особом уме и настырности можно устроиться работать в саму мэрию - и не страшно, что мусорщиком. Мэрия своих не обидит.
От редакции. Сейчас, уважаемый читатель, вы прочли, вероятно, последний репортаж с мусорной свалки ''Хирия'' - уже сейчас там ведутся определенные подготовительные работы, а спустя какое-то время свалка окончательно закроется и на ее месте начнет сооружаться самый большой парк на Ближнем Востоке. И хочется надеяться, что ароматы в этом парке будет совсем другими...
"Русский израильтянин"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: