"Маленькие вампиры", или Готы среди нас
08.08.2005 | 16:35
Любовь Александрова, ''Новости недели''
После хупы, напоминавшей поставленный опытным режиссером спектакль, гости стали расходиться по группам, и одна из них, выделявшаяся своей явной непохожестью на других, невольно привлекла мое внимание.
На днях я побывала на свадьбе, в очередной раз воочию столкнувшись со столь свойственным нашей стране смешением традиций и стилей. Родители жениха - из Англии, их по-европейски одетые гости, прилетевшие из Лондона, сидели за отдельным столиком. Родственники златокудрой невесты - коренные израильтяне восточного происхождения.
Оба виновника торжества недавно отслужили в армии, оба работают в полиции и - параллельно - учатся в университете. Поэтому среди приглашенных молодежь преобладала. После хупы, напоминавшей поставленный опытным режиссером спектакль, гости стали расходиться по группам, и одна из них, выделявшаяся своей явной непохожестью на других, невольно привлекла мое внимание. Молодые люди в черных виниловых костюмах, вместо пиджаков - безрукавки, обморочной бледности лица, расписанные тонкими черными штрихами, кожаные ошейники, крупная непарная серьга - у кого в правом, у кого - в левом. Их спутницы, не уступая кавалерам по части экзотического имиджа, отличались от них цветовой гаммой, в которой доминировал красный. Набравшись смелости (мы сидели за одним столом), я спросила нашего приятеля, близкого родственника жениха, кто эти молодые люди. ''Друзья невесты, - ответил он. - А вообще-то это готы, поговори с ними сама, если хочешь. И не бойся, они ребята доброжелательные''.
В приветливости этих самых готов я вскоре убедилась. Первым со мной заговорил самый старший из них - Эяль Ганор. Ему 29 лет, и его духовное лидерство символизировали семь татуировок и шесть серег.
- В нашей общине все моложе меня, потому что годам к тридцати многие устают от тусовок и вообще перестают быть готами. Боятся насмешек, упреков в затянувшемся детстве, наивности. Но стоит только приехать на гастроли какой-нибудь ''готической'' группе, как они тут же все откуда-то выплывают.
- И сколько же готов в Израиле?
- По моим подсчетам, не менее шестисот, а может, и больше.
В разговор вступает Майя - брюнетка с выразительными миндалевидными глазами.
- Готы одеваются классно, и музыка у них классная. Я с ними уже пять лет, но мне нелегко держать фасон.
- Почему, Майя?
- Мне уже 23 года и пора строить свою жизнь, отделяться от родителей, снимать и оплачивать квартиру. А наши вечеринки отнимают массу времени - одеться надо соответственно, загримироваться, да и гулять допоздна. А утром - на работу. Наверное, я скоро стану такой, как все. По крайней мере, чисто внешне. Ведь большинство людей все еще мыслят стереотипами. Их отпугивает, например, мой любимый черный цвет в одежде и обилие кожаных аксессуаров.
- Тебе об этом кто-то говорил?
- И не раз! А если не говорили, то выказывали свое неприятие другими способами. Я нашла подходящую работу в весьма солидной фирме, но меня туда не взяли только из-за моего имиджа. Я прошла все тесты, но никто даже не стал проверять, как я работаю. Вот я и думаю, что скоро уйду от готов.
Эяль Ганор, которого то ли в шутку, то ли всерьез называют королем маленькой, но сплоченной и дружной готской общины, в отличие от Майи, не собирается в ближайшем будущем отрекаться от привычного образа.
- Я знаю, что всем не угодишь, кому-то мой имидж нравится, а кто-то считает его более чем странным. Даже мои самые близкие люди - мать и отец - стоят на разных позициях. Мама вообще всегда меня понимала лучше других, а отец... Я прекрасно знаю, что именно он думает обо мне. Он просто-напросто считает меня чокнутым.
На Эяле черная безрукавка, опутанная металлическими цепями и цепочками. Все пальцы его рук унизаны серебряными кольцами. На запястьях - кожаные браслеты с металлическими шипами.
Запивая водку ''энергетическим'' напитком Red Bull, он медленно, словно размышляя вслух, объясняет мне, что это такое - современная готическая культура в Израиле.
- Самое главное - понять, что мы не ''вампиры'' и не ''доноры''. Что за темной одеждой, сверкающими металлическими украшениями, и обильно политой гелем прической стоит прежде всего стиль. Мы - готы, это значит, что у нас своя мода, музыка, свои магазины и своя философия, исторически происходящая от... готики. Но мало кто даже из моих единомышленников осознает подлинное значение этого понятия. Каждый ограничивается каким-то доступным ему уровнем. Одни причисляют себя к готам из-за любви к нашей необычной одежде, другим нравится только наша музыка.
- Какие группы исполняют сегодня ''вашу'' музыку?
- Ну, например, Skinny Puppy из Канады, Sisters of Mercy из Англии, Mephisto Walz из Германии... Есть и израильская группа Pulsa Denurah, которая лично мне нравится больше всех.
Быть аутсайдером - быть другим, не навязывая окружающим своих норм поведения, но и не принимая стандартных, общепринятых норм... Своеобразный уход от реальности. Раз в месяц, по четвергам, поздно вечером, израильские готы встречаются в Тель-Авиве. Чтобы пообщаться, щегольнуть обновкой, послушать вместе любимые записи. Диск-жокей Эрез Судаи часами может рассказывать о музыкальных новинках, родиной которых чаще всего является Англия.
Подведенные угольно-черным консилером глаза и длинные, покрытые темным лаком ногти - иные готы не расстаются с любимым стилем и в будние дни, хотя некоторые из них занимают престижные должности в хай-теке. Они обожают электронную технику, у них есть свои интернет-форумы, и многие вечеринки носят чисто ''виртуальный'' характер.
Эяль и его друзья сидят в Сети часами, беседуют, а в перерывах между реальными и виртуальными встречами занимаются дизайном собственного сайта. Эяль, он же ''арпадон'', то есть маленький вампир в переводе с иврита, собирает на своем сайте всевозможную информацию о готах - разного типа и калибра. Его мини-энциклопедия поучительна, из нее можно почерпнуть немало занимательных сведений о том, какими бывают готы, об их прошлом, о готике в литературе. К примеру, там можно прочесть, что так называемый готический роман, или ''черный роман'', роман ''тайн и ужасов'', обычно содержит таинственные приключения, фантастику, мистику. Одним из главных героев такого романа является демоническая личность, вроде Дракулы или Франкенштейна. Самые популярные современные наследники готического жанра в литературе - Энн Райс и Стивен Кинг.
Эта субкультура, получившая распространение в Израиле в конце 90-х, родилась в Европе в конце 70-х годов, когда одна из популярных в то время музыкальных групп Siouxsie выпустила новый альбом, который так и назвала: Gothic - ''готический''. Это было в 1979 году.
- Готы в Израиле, - детский сад, по сравнению с той бурей, что проносится по Европе, - говорит Эяль.
По словам известного социолога Оза Альмога, появлению готов в Израиле не стоит придавать особого значения. Это лишь поветрие, подражание тому, что давно существует в европейских странах и имеет другие корни. В этом стиле, по его мнению, нет ничего израильского. С другой стороны, именно хаотичный и противоречивый, зачастую даже кризисный характер израильской действительности вынуждает людей бежать от нее, идентифицируя себя с той или иной группой, тем или иным меньшинством. В частности, - и с готами.
Ничего дьявольски-рокового не было в тех ребятах. Музыка, мода, интернет - кого удивишь сегодня увлечениями такого рода? А когда я узнала о том, что обычная черная - ''тишортка'' - маечка из рядового европейского бутика - стоит не менее 200 шекелей, не говоря уже о вечернем платье, я от души пожалела их - бедные готы... Сколько усилий и средств им приходится затрачивать на то, чтобы казаться или быть другими!
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: