Кого считать бедным и можно ли победить бедность в Израиле.
Ухоженная дамочка демонстративно-широким жестом распахивает перед телекамерами свой пустой холодильник. При этом в кадр попадают ее руки - в золотых кольцах и браслетах, ее шея - в золотых цепочках, мелькает дорогущий мобильник на поясе и пачка дорогих сигарет в руке.
- Мне нечем кормить детей! - патетически восклицает она. - Я могу им дать на завтрак только кусочек хлеба с самой дешевой шоколадной пастой!
И телерепортер начинает суетливо-сочувственно поддакивать ей, выспрашивая, как же это нелегко - жить в такой бедности, и солидарно ругать государство, которое не может обеспечить детей этой дамочки надлежащим пропитанием, а ее саму - возможностью и дальше щеголять дорогим макияжем, маникюром и золотом.
Такие сюжеты - отнюдь не редкость, по сути, они давно уже стали ежегодным традиционным ''скупом'', приуроченным к публикации очередного отчета Института национального страхования (''Битуах леуми'') об уровне бедности в Израиле. И если бы не нынешнее ''размежевание'' - думаю, мы и в эти дни увидели бы немало таких вот ''репортажей''. И ведь в самом деле трудно не проникнуться сочувствием к людям, живущим за чертой бедности. Однако вспомним тот самый телесюжет, показанный год назад. И зададимся вопросом: ''Разве это - бедность?''
А ведь и в самом деле: что же такое бедность в Израиле?..
Представление участников
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, редакция ''РИ'' собрала заочный ''круглый стол'' с участием известных экономистов и представителей общественных организаций. Свои мнения высказали:
- депутат Кнессета от партии ''Наш дом Израиль'', доктор экономики Юрий Штерн (далее Ю.Ш.)
- ректор ''Сити-колледжа'', доктор экономики, профессор Сергей Поляк (далее С.П.)
- доктор экономики, автор монографии ''Богатство и бедность в Израиле'' (Москва, изд-во УРСС, 2004 г.), профессор Борис Дубсон (далее Б.Д.)
- член Аудиторской палаты Израиля, дипломированный экономист Офер Векслер (далее О.В.)
- руководитель Северного отделения ''амуты'' ''Центр защиты прав ''Ядид'' Марина Крутоярская-Замская (далее М. К.-З.)
- начальник Бюро обращений граждан Управления абсорбции Хайфы Инна Духовная (далее И.Д.)
Ведет ''круглый стол'' журналист, корреспондент ''РИ'' Аркадий Киреев (далее А.К.).
Где проходит ''черта бедности''?
А.К. Перед началом любой дискуссии надо, прежде всего, определить смысл основных терминов. Мы с легкостью используем такие понятия, как ''черта бедности'', ''прожиточный минимум'', но - что стоит за ними? Почему, например, ''черта бедности'' для одиночки определена в 1777 шекелей, когда пособие по прожиточному минимуму - ''автахат-ахнаса'' - составляет сегодня 1581 шекель нетто?..
С.П. Это все чисто виртуальные, статистические показатели, и не более того. Цифры, которые их характеризуют, рассчитываются по определенной методике, и на основании этих цифр принимать на веру слова о том, что в Израиле полтора миллиона реально бедных, просто смешно. Бедность сама по себе понятие относительное, а уж эти-то цифры вообще имеют очень косвенное отношение к понятиям бедности и не-бедности.
Ю.Ш. Относительность обоих показателей прежде всего связана с тем, что они предназначены для расчета уровня дохода в соответствии с законом, принятым еще в 1982 году. То есть, скажем, размер пособия по прожиточному минимуму - ''автахат-ахнаса'' - всего лишь планка, которая отражает вашу относительную доходную категорию. И ''черта бедности'' - такое же ''планочное'' понятие. Причем в разных странах эту самую черту проводят по-разному, и рассчитывают на основе разных методик.
Б.Д. Проблема в том, что само понятие ''прожиточного минимума'' и дохода, который его обеспечивает, крайне расплывчато. Если в России, да и во многих развитых странах Запада, официальный прожиточный минимум рассчитывается по нормативам потребления продуктов питания, других жизненно необходимых товаров и услуг, то в Израиле такие расчеты никогда не проводились. Хотя упомянутые в законе ''базисные потребности существования'' сводятся именно к этому. В Израиле же все привязано к одному-единственному показателю - уровню средней заработной платы. Причем существует единственная цифра, с которой начинаются все расчеты, - это базисный уровень так называемого ''увеличенного'' пособия с социальной надбавкой, который всегда составляет 24% от средней зарплаты в стране. И еще - если учесть, что существует разрешенный размер дополнительных доходов, не влияющий на размер пособия, и он составляет даже сегодня, после всех сокращений, сделанных Нетаниягу, 482 шекеля в месяц для одиночки, то станет ясно - реальная величина прожиточного минимума раза в полтора больше, чем размер пособия по нему. Это прекрасно известно всем экспертам ''Битуах леуми'', всем грамотным экономистам в Минфине, но...
А.К. Почему же тогда в Израиле до сих пор не переходят к расчетам, принятым в большинстве развитых стран мира, - по составу и размерам ''минимальной потребительской корзины''? Насколько я помню, в начале нынешнего года был даже подан иск в БАГАЦ с требованием обосновать это самое понятие ''прожиточного минимума'' и определить состав такой ''корзины'', которую этот минимум позволяет обеспечивать.
Ю.Ш. Ну, подача иска в БАГАЦ - это не самое ''экономическое'' действие. А вот вычислять уровень ''прожиточного минимума'' по размеру потребительской корзины, конечно же, необходимо. Хотя бы для того, чтобы реальный размер ''автахат-ахнаса'' соответствовал росту цен. Ведь в последние годы корректировка этого пособия вообще не проводится - ссылаясь на то, что уровень инфляции очень низок. Но даже когда его ежегодно корректировали, все равно цены на основные жизненно необходимые составляющие (продукты, одежда, свет, вода) росли заметно быстрее, чем индекс цен в целом. Могу только предположить, что сегодня в казне нет денег, чтобы перейти на эту методику расчетов, и ориентировать пособия по прожиточному минимуму на соответствие реальному росту цен.
М.К.-З. Вообще эти отчеты ''Битуах леуми'' - это смех сквозь слезы. Смех - потому что видишь, как после каждого отчета вся страна на несколько дней встает на уши, и тут же благополучно забывает о нем. А слезы - потому что на самом деле отчет этот никак не отражает реальное положение в стране, а его искусственная, ''назначенная'' неведомо кем и когда цифра, - те самые 24%, о которых сказал г-н Дубсон, и которые сегодня составляют ''черту бедности'' в 1777 шекелей, - только заведомо искажает всю картину. Например, пенсионер-одиночка, который получает от ''Битуах леуми'' пособие в 1800 шекелей - он, оказывается, не бедный, потому что получает... на 3 шекеля больше назначенной ''Битуах леуми цифры''! И в отчет, конечно же, не попадает.
О.В. Давайте прежде всего признаем, что отчеты ''Битуах леуми'' - это политизированная статистика, обслуживающая определенные круги политических интересантов. Например, в эти отчеты только в 2003 году вдруг стали включать и арабское население Восточного Иерусалима - такая возникла потребность увеличить численность бедных, обострить тенденции обнищания населения, у тех кругов, которые были политическими противниками Нетаниягу и его реформ. И отчеты эти вовсе не предназначены для какой-то помощи действительно бедным слоям населения - это просто манипуляция с цифрами, которая к тому же призвана показать, какие, дескать, ''народные радетели'' трудятся в том же ''Битуах леуми'', как стараются они спасти людей от нищеты. Хотя именно эта организация является абсолютным чемпионом Израиля по числу оправданных жалоб граждан, которых она же и ввергает в нищету! Причем как самими размерами пособий, так и беспардонными решениями о лишении или сокращении этих самых пособий.
''Лукавая цифра''
Итак, два основных показателя, которыми оперирует в своих отчетах ''Битуах леуми'', как выяснилось, критериями бедности вовсе не являются. Более того, сегодня никто, включая и участников нашего ''круглого стола'', не знает, кто именно и почему положил в основу закона о прожиточном минимуме именно такую цифру - 24% от средней заработной платы. А почему не 34%? Или не 14%? Ответа сегодня уже не найти.
И возникает странная ситуация: в отчете ''Битуах леуми'' фигурируют такие цифры, как ''черта бедности'' в размере 1777 шекелей для одиночки, чуть более 2800 шекелей для бездетной пары, и около 3700 шекелей - для пары с одним ребенком. Размер ''автахат ахнаса'' для одиночки сегодня составляет 1641 шекелеь в месяц - на 136 шекелей меньше, чем ''черта бедности'', и уж, конечно, много меньше того, что должно быть гарантировано любому гражданину страны по закону 1982 года.
В то же время ЦСУ Израиля публикует такие, например, цифры. В 2004 году в самом богатом слое населения месячный доход брутто на семью, во главе которой стоит наемный работник, составил 37,8 тыс. шекелей, а доход семьи в самом бедном слое - 3,1 тыс. шекелей. Соответственно, доходы нетто составили для самого богатого слоя 24.975 шекелей на семью в месяц, а для самого бедного слоя - 2.889 шекелей. Средняя численность израильской семьи при этом - 3,3 человека, а работающих в ней - 1,2 человека (то есть, в такой семье обычно есть 1-2 ребенка, один из ее взрослых членов работает на полную ставку, а еще один - подрабатывает).
Одновременно то же ЦСУ сообщает нам, что ежемесячный бюджет у 20% самых бедных семей в Израиле составил ни много ни мало 6259 шекелей! При этом в самых бедных семьях есть 2-3 ребенка (средний состав семьи - 4,2 человека), и почти в каждой второй семье ни один из взрослых не работает (среднее число работающих в семье - 0,6 человека).
Любому мало-мальски знающему арифметику человеку не придется объяснять, что даже из 3700 шекелей ''автахат ахнаса'' на семью с одним ребенком ну, никак не может получиться почти вдвое больший потребительский бюджет. Даже если добавить сюда еще и пособие на съем жилья (от 500 до 1000 шекелей в месяц) - все равно сумма доходов окажется в полтора раза меньше уровня расходов!
Такое расхождение можно объяснить двояко. Либо ЦСУ в своих расчетах и вовсе не учитывает получателей пособия, а только работающих граждан (но тогда откуда взялось число работающих 0,6 человека на семью?), либо большая часть беднейшего населения Израиля пользуется беззаветной любовью израильских банкиров, и живет ''в минус'', который увеличивается на полторы-две тысячи шекелей в месяц (я, например, считаю это предположение совсем уж ненаучной фантастикой). Хотя промелькнувшее недавно сообщение о том, что совокупный банковский ''минус'' израильтян вырос за последний год с 1 миллиарда до 35 миллиардов шекелей, пусть и косвенно, но подтверждает реальность этой фантастики. Так что оставим в стороне все эти цифры, которые, как правильно заметил проф. Поляк, имеют очень косвенное отношение к реальной бедности, и попробуем теперь разобраться, кого же в Израиле можно называть ''бедным''?
М.К.-З. На самом деле бедных в Израиле намного больше, чем указывают в своих отчетах эксперты ''Битуах леуми''. И мы это чувствуем каждый день - только у нас в Хайфе каждый месяц за помощью в Центр защиты прав ''Ядид'' обращается 300-350 новых клиентов. А ведь наши центры работают по всей стране, то есть общая численность ''новых бедных'' будет как минимум раз в десять больше - и так каждый месяц! А самое главное - большинство обращений связаны с одними и теми же проблемами. Это долги, прежде всего - по ''арноне'' и коммунальным платежам, это те самые проблемы с ''Битуах леуми'', о которых упомянул Офер Векслер - незаконное лишение пособий, вычеты, и прочие действия чиновников, и ''квартирный вопрос'', причем не только из-за проблем с выплатой ''машканты'', но все чаще - из-за нехватки средств для оплаты мало-мальски нормальной съемной квартиры. Так что среди наших клиентов как минимум 80% живут фактически ниже той самой ''черты бедности'', но в отчетах ''Битуах леуми'' большинство из них не фигурирует. Потому что среди них очень много людей работающих, получающих минимальную зарплату, или чуть выше минимума, но - реально бедных.
С.П. А мне думается, что цифры в отчете ''Битуах леуми'' серьезно завышены, и на самом деле настоящих бедняков у нас намного меньше, чем полтора миллиона. Посмотрите внимательно на цифры - почти две трети ''бедных'' сосредоточены в двух крупных анклавах израильского общества. Это израильские арабы и религиозные ортодоксы. Причем в обоих секторах можно указать на две основные причины ''бедности'' - объективной причиной зачисления в бедняки назовем многодетность подавляющего большинства семей, но есть и субъективная - очень плохой учет реальных доходов этих семей.
Ю.Ш. На мой взгляд, всех бедняков можно разделить на три основные категории: прежде всего, это те, кто в силу объективных причин не в состоянии заработать на жизнь без государственной и общественной поддержки. То есть, пожилые люди предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе новые репатрианты из бывшего СССР и Эфиопии, больные, инвалиды, и т.д. Тут, видимо, все понятно - уровень благосостояния этих людей прямо и полностью зависит от государства.
Вторая группа - это люди, которые в силу разных обстоятельств (личных, семейных, профессиональных) не имеют никаких шансов на успех на рынке труда. Это прежде всего относится к новым репатриантам, не владеющим ивритом в достаточной степени. И очень много людей оказались в этой группе как раз по милости государства. Если раньше для людей с высшим образованием была специальная служба трудоустройства - ''лишкат-авода академаим'' - которая, худо-бедно, но давала им несколько месяцев для адаптации к новым условиям, освоения профессионального языка, и так далее, то в последние годы и этого нет. Людей, не умеющих еще даже плавать, бросают в воду, чтобы они конкурировали с профессиональными пловцами - вот как выглядит нынче весь процесс абсорбции. И, наконец, третья группа, относительно которой был прав Нетаниягу - это люди, не желающие работать. Существуют целые слои населения, которые предпочитают сидеть на пособии, но не идти на низкооплачиваемую и малоквалифицированную работу.
М.К.-З. Я несколько лет работала в службе трудоустройства, и не раз сталкивалась там с целыми семьями, в основном выходцев из восточных стран, в которых выросло уже четвертое (!) поколение ''сидящих на пособии''. А в последние годы такие же семьи стали появляться и в нашей алие, потому что работать за минимальную плату стало еще менее выгодно, чем сидеть на пособии и пользоваться льготами - по оплате ''арноны'', проезда, телевидения, наконец. Если доход работающего оказывается ниже, чем доход получателя пособий - это уже тревожная тенденция для государства.
С.П. При этом в тех двух анклавах, которые я назвал, на самом деле уровень реальной бедности во много раз меньше, чем считают наши мудрецы из ''Битуах леуми''. Посмотрите - в Рамалле, Ум-эль-Фахме, да даже в арабской деревне по дороге на Хайфу, постоянно строится масса роскошных домов, офисных зданий. Кто это делает? Те же арабы, которые работают друг у друга, и неплохо зарабатывают внутри своей общины. При этом они не платят налоги - не только ''внутри себя'', но и работая в Израиле, а Налоговое управление боится их трогать. То же самое надо сказать и про ультрарелигиозную общину. Там тоже очень развита работа внутри общины, с таких заработков тоже не платятся налоги, а кроме того, в среде ''харедим'' существует великолепно отлаженная система взаимопомощи. Нет малоимущей семьи, которая не получала бы продуктовые пакеты перед шабатом или одежду для своих многочисленных отпрысков. Я ни разу не видел в кварталах ''харедим'' бедных, и не дай Б-г, одетых в рванину детей - все дети чисто и опрятно одеты, ухожены, румяны. А ведь все это входит в оценку реальной бедности - и если не учитывать этих доходов, то конечно, мы будем получать миллионы бедняков, которые на самом деле вовсе не так уж бедны. И одновременно - таких работяг, как грузчик из пекарни, который при заработке всего 3335 шекелей действительно не может обеспечить своей семье жизнь выше ''черты бедности''.
Б.Д. Стоит припомнить тривиальную истину: бедность, как и богатство, понятия относительные и составляют две части парной категории. Поскольку ''мы'' по своему жизненному опыту, образованию, сложившимся взглядам весьма разнородны, то и наши представления о бедности и ее причинах вряд ли совпадают. Я согласен, что в числе главных причин, ведущих к росту масштабов бедности, следует назвать сохранение патриархальных анклавов в арабском и ультраортодоксальном секторах. А кроме того - еще и низкий уровень оплаты малоквалифицированного труда, и широкое распространение частичной занятости (работы на неполной ставке). Высокий уровень безработицы, кроме того, связан с постоянным отставанием вновь созданных рабочих мест от увеличения численности работоспособного населения. Все эти причины, надо заметить, имеют долговременный характер. В последние годы, помимо этих причин, на масштабы бедности и остроту этой проблемы заметно повлиял ''неолиберальный поворот'' в социальной политике, суть которого сводится к демонтажу ''государства всеобщего благосостояния''. Израиль и так был далек от той социальной модели, которая существует в скандинавских странах и Дании, а значительное сокращение социальных пособий в последние годы неизбежно повлекло за собой превращение Израиля в лидера среди развитых стран по масштабам бедности и социального неравенства.
О.В. В скандинавских странах уровень пособия - 1200-1300 долларов, не считая льгот, и там проблема бедняка - в невозможности купить новый ''мерседес''. А у нас до сих пор автомобиль считается роскошью, и даже самые дряхлые ''колеса'' лишают человека права на пособие вообще - равно как и возможности подыскать работу чуть подальше от дома. Так что относительность понятия ''бедный'' связана еще и с этими нашими отрыжками социализма.
Б.Д. Возвращаясь к причинам бедности в Израиле, следует подчеркнуть, что все они взаимосвязаны. Так, сохранение патриархального анклава в арабском секторе во многом определяется сиюминутными соображениями бюджетной политики, а не долгосрочной стратегией, учитывающей негативные последствия его сохранения для будущего страны. Столь же недальновидно стремление большинства мелких и средних предпринимателей использовать благоприятную для них ситуацию на рынке труда для замораживания минимальной зарплаты. Ведь ее нынешний уровень не обеспечивает доход выше черты бедности даже семье из трех человек.
М.К.-З. И то, что Нетаниягу не только резко уменьшил пособия матерям-одиночкам, но и в несколько раз уменьшил ''потолок'' разрешенного им дополнительного заработка, - это, я считаю, грубейшая и непростительная ошибка, или попросту глупость. Тем самым он лишил наших женщин всякого стимула к работе, фактически заставил их идти работать ''по-черному'', потому что, как я уже сказала, идти на минимальную зарплату для них еще более невыгодно, чем для всех остальных категорий. И тем самым он увеличил число реально бедных людей в Израиле еще на несколько десятков тысяч человек - включая и детей, которым теперь большинство мам-одиночек не в состоянии обеспечить даже нормальный уровень жизни.
И.Д. Меня удивляет, как показывают бедняков в программах второго канала израильского телевидения. Постоянно демонстрируют грязь в доме, разбросанные постели, зашмыганную одежду хозяйки дома, заляпанную плиту и гору немытой посуды на кухне. Это что - так они привыкли жить? Нас, помнится, всегда учили: ''Бедно - но чисто и опрятно!'', а здесь, похоже, как сказал наш классик, ''разруха начинается в головах''. И вообще - если на кухне гора немытой посуды, значит, есть что кушать в доме, то где же здесь бедность? Или бедность для них - это когда нет денег пригласить домработницу, чтобы она и посуду перемыла, и плиту, и убралась в квартире?!
Так что относительность понятия ''бедность'' зависит еще и от приоритетов, которые каждый человек вырабатывает сам для себя. Вот наши бабушки, - уж казалось бы, беднее не придумаешь, - а приходит такая, и спрашивает: ''Как лучше деньги перевести внукам?'' Откуда у нее лишние деньги с ее нищенского пособия, чтобы еще внукам помогать, или детям в СНГ посылать? А она и говорит: ''Я за месяц потихоньку накоплю, и посылаю. Мне-то, старой, много ли в жизни надо?'' Другие такие же ходят в театры, на концерты заезжих гастролеров, покупают недешевые книги - все это остается их жизненными приоритетами, более важными, чем купить деликатес или модную тряпку. В общем, у ''русских'' бедняков, особенно у стариков, совсем другие приоритеты, чем у старожилов-сабр.
М.К.-З. Чтобы расставить все точки над ''і'', а также и над прочими буквами, давайте вернемся к цифрам. Вот, например, одиночка предпенсионного возраста, который получает ''автахат-ахнаса'' в 1661 шекель брутто - чистыми на счет приходит 1581 шекель. Кроме того, он раз в три месяца получает ''дмей-схирут'' - пособие на аренду жилья, это еще 570 шекелей в месяц. Итого 2151 шекель - это его условно ежемесячный доход. А расходы? Аренда жилья для одиночки обходится не менее 1200-1300 шекелей в месяц за отдельную каморку, которую и квартирой-то назовешь с трудом. Электричество, вода и газ заберут еще около 200 шекелей. Расходы на транспорт, даже если все нужные ему службы расположены неподалеку, составят еще около 100 шекелей, и телефон или мобильник - еще 100-150 шекелей (а ведь в возрасте 60+ телефон становится уже необходим просто для выживания). Ну, и лекарства, увы, с годами мы здоровее не становимся, потребуют еще от 100 до 200 шекелей. Итого, даже если брать по минимуму, 1700 шекелей в месяц, на питание остается 450 шекелей! А одежда? Обувь? Человек оказывается перед выбором - купить себе пару носков или булку. Вот это и есть настоящая реальная бедность, которая в отчеты ''Битуах леуми'', между тем, не попадает.
И второй расчет. Средняя работающая семья из четырех человек - двое взрослых и двое детей школьного возраста. Глава семьи работает на полную ставку, например, водителем грузовика или охранником, или простым рабочим на заводе, а его жена подрабатывает на ''никайонах'', допустим, 10 часов в неделю. Он зарабатывает по минимальной ставке около 4500 шекелей в месяц (с учетом переработок), она - около 1200 шекелей. Их суммарный доход на семью составит 5700 шекелей в месяц. А расходы? Жилье для четырех человек - это около 1800 шекелей в месяц минимум. Электричество - еще 200-250 шекелей. Вода - минимум 100-150 шекелей. Газ - еще 50-100 шекелей. Транспортные расходы - то есть, проездные для взрослых и для детей - еще около 600 шекелей. Мобильники для всей семьи, без которых сегодня ребенка на улицу боишься выпустить - еще 500-600 шекелей в месяц. ''Арнона'' (без скидок, положенных получателям пособий от ''Битуах леуми'') - около 150 шекелей и выше. Школьные расходы (экскурсии, школьные принадлежности) - еще 150-250 шекелей в месяц. И дополнительные страховки в больничной кассе - еще 300 шекелей. Итого получается около 4000 шекелей в месяц - по минимуму. На все остальное, прежде всего на питание для четверых, остается не более 1700 шекелей. И семья тоже оказывается в ситуации выбора - купить ребенку лишнее мороженое, или новые кроссовки (из старых он уже вырос!). Реально бедная семья - а в отчеты ''Битуах леуми'' она опять-таки не попадает. Вот это и есть, на мой взгляд, самое страшное - когда реально бедными оказываются хорошие, работящие семьи. И малейший незапланированный расход (например, ремонт стиральной машины или покупка нового холодильника) вообще сбрасывает их на самое дно. Я могла бы рассказать сотни таких вот конкретных ''страшилок'' - но стоит ли? Цифры, с которыми я имею дело каждый день, по-моему, говорят сами за себя.
Б.Д. Один из журналистов радио РЕКА недавно с пафосом сказал, что он не представляет, как можно прожить на пособие по старости. Я бы мог поделиться с ним собственным опытом. Прожить можно, но любое сокращение пособия, скажем, на сто шекелей - драма, а добавление к нему той же суммы абсолютно ничего не меняет в условиях жизни. Так что те 170 или сколько там шекелей, которые Нетаниягу обещал добавить к пособию старикам, из бедности их не выведут. А вот из отчетов ''Битуах леуми'' - вполне.
А.К. Итак, кого же считать бедным в Израиле, мы вроде бы поняли. Хотя бедность, как заметила та же Инна Духовная, есть скорее личное самоощущение, связанное прежде всего с отсутствием возможности самореализации, о чем говорят приоритеты поведения наших бедных пенсионеров... Но тогда перед нами стоит естественный вопрос из числа ''проклятых русских'' вопросов: ''Что делать?''
Что делать?
А.К. Давайте представим, что существует некий полномочный орган по борьбе с бедностью в Израиле - какие предложения, какие пути решения проблемы бедности вы предложили бы ему для реализации?
Ю.Ш. Существует некий физический минимум условий для жизни любого человека: ему надо где-то жить, что-то есть, и во что-то одеваться. Так вот, этого физического минимума у части бедняков в нашей стране попросту нет - и такое положение абсолютно недопустимо. Во всем мире, например, субсидируется социальное жилье для бедных - а у нас этот вопрос отпущен ''на волю ветров''. Теперь сравните положение пары пенсионеров, которая имеет социальное жилье в том же ''Амидаре'', и платит за него от 50 до 200 шекелей в месяц (сейчас принято решение поднять оплату такого жилья на 350 шекелей в течение 7 лет - А.К.) - и такой же пары, которая вынуждена снимать жилье на свободном рынке. У такой пары пособия от государства на аренду жилья хватает только на половину арендной платы (1000 шекелей пособия ''дмей-схирут'' покрывают только 200 долларов из 300-400, которые стоит сегодня аренда квартиры в более-менее приемлемом районе крупного города).
И в результате у такой пары начинает ''сыпаться'' весь их и без того скудный семейный бюджет. Они автоматически оказываются среди бедняков, о чем говорят и приведенные Мариной цифры. Так что начинать борьбу с бедностью надо прежде всего с реальных шагов по строительству субсидированного, дешевого или вовсе бесплатного, социального жилья. Кроме того, поскольку из нашей беседы стало ясно, что ни мы, ни тем более наше правительство не знаем точно, что же такое бедность в Израиле, необходимо провести серьезное, а не на уровне ''Битуах леуми'', исследование проблемы бедности. Прежде всего - определить, каковы наши потребности в помощи реально бедным слоям населения, и какие меры требуются от государства для этого. Такое исследование мог бы провести, например, Институт Брукдейла при Всемирной организации ''Джойнт''.
И, наконец, то, что мы говорили об опережающем росте цен на жизненно важные составляющие ''потребительской корзины''. Я еще два года назад предложил ввести систему ''фуд-стемп'', аналогичную принятой в США, - систему талонов на питание и товары первой необходимости. Такие талоны были бы частью ежемесячного пособия, а торговые сети, которые выиграли бы тендер на их обслуживание, давали бы возможность беднякам приобрести на 200-300 шекелей в талонах - товаров и продуктов на 500-600 шекелей. Однако это предложение, увы, так и ''зависло'' в комиссиях Кнессета. Почему я и говорю, что любая новая комиссия или иной какой орган - это всего лишь лишняя бюрократия и торможение любого дела.
Отдельно следовало бы заняться материальной помощью детям из бедных семей - в виде полного субсидирования для них школьных учебников, экскурсий, других расходов, чтобы не создавать условия для появления тех социальных комплексов, о которых говорил проф. Поляк. Всем детям должна быть обеспечена примерно равная возможность получить образование, неважно в какой семье - полной или неполной, богатой или бедной - растет ребенок.
С.П. Я повторю, что не доверяю цифрам отчета ''Битуах леуми'', и считаю, что реально бедных в нашей стране куда меньше, чем они сообщают. А потому любые шаги по помощи бедным должны начинаться с того, чтобы определить конкретных адресатов этой помощи, дойти чуть ли не пофамильно до каждой конкретной семьи, и решать ее проблемы не ''в общем и целом'', а столь же конкретно. Кому-то надо дополнительные курсы языка для устройства на работу оплатить, а кому-то просто обеспечить повышенное пособие, а у кого-то ребенка некуда деть после обеда - вот мать-одиночка и не может устроиться на нормальную работу, и так далее. Ведь на самом деле, не зная истинных, а не раздутых отчетами, масштабов этого явления, мы не можем обеспечить каждой по-настоящему бедной семье персональную ''программу оздоровления'', по аналогии с оздоровлением муниципалитетов. Причем начинать надо с разбивки по населенным пунктам и по отдельным секторам населения - строить такие таблицы, в математике их называют ''матрицы'', и смотреть, где и что нужно сделать.
В Израиле так поступал единственный до Нетаниягу, на мой взгляд, профессиональный министр финансов Пинхас Сапир - он привозил в конкретные места конкретных инвесторов, и строил заводы, обеспечивавшие развитие всего района. И, наконец, социальные программы такого рода должны иметь долгосрочную политику - а не так, как принято у нас, всего на одну каденцию, и они должны быть исходной целью, от которой будет планироваться все остальное. Например, железные дороги - их надо строить не так, как желает того министерство инфраструктуры, а так, как это будет удобно людям, чтобы добираться до мест работы в другом городе. У нас же пока что все наоборот: социальные результаты правительственной политики оказываются следствиями (а заодно и заложниками) политики экономической, и просто какой-то не слишком внятной политики.
И вопреки Юрию Штерну, скажу: для разработки и реализации такой долгосрочной социальной программы, следствием которой станет и программа экономическая, без специального, не подверженного сиюминутной политической конъюнктуре, органа - комиссии или совета - нам не обойтись.
А персонально для каждого еврея стоило бы вспомнить о забытой в нашем обществе традиции давать ''цдака'' - пожертвования десятой доли своих доходов в пользу малоимущих и бедных. Это было законом для любой еврейской общины - почему же в своем доме мы забыли об этом?!
О.В. Прежде всего надо заставить государство перестать насаждать неравенство в оплате труда - это то, что делал Нетаниягу, стремясь приватизировать таких ''монстров'', как ''Хеврат хашмаль'', ''Мекорот'', ''Таасия авирит'' и др. Ведь тамошние зарплаты не имеют ничего общего с реальной рыночной стоимостью труда их работников - куда это годится, чтобы девчонка, которая занимается только ксерокопированием разных бумажек, получала 15-20 тысяч в месяц только зарплаты?
И не забудьте при этом, что для одной зарплаты в 30 тысяч шекелей нужно, чтобы десять человек получали по три тысячи. Вот здесь и заложен потенциал как для социального взрыва - так и для того, чтобы ценность обычного труда постоянно падала, тоже.
А тех, кто работать не желает, надо заставлять работать, чтобы они постепенно привыкали связывать работу и зарплату - эта связь напрочь отсутствует в ментальности восточных этнических общин, и у солидной части вскормленных при социализме ''русских''. Помните старую прибаутку из советских времен: ''Они думают, что они нам платят, а мы думаем, что мы им работаем''? Преодолеть этот подход - тут лучшего механизма, чем та же программа ''Висконсин'', и не придумаешь.
М.К.-З. Раз уж затронули программу ''Висконсин''. Наша амута ''Ядид'' еще несколько лет назад, с момента появления этой идеи, была категорически против этой программы. Все началось с командировки одного из высокопоставленных госчиновников в США для изучения тамошнего опыта борьбы с безработицей. Именно он привез и передал Нетаниягу рекомендации по привлечению американских фирм к реализации этой программы в Израиле - и стоили эти рекомендации нашим налогоплательщикам ни много ни мало, а 15 миллионов шекелей за одну эту поездку! Сейчас на реализацию этой программы выделено еще 80 миллионов. И все это делается с одной целью: дать заработать из госбюджета крупным частным компаниям по трудоустройству, а заодно показать ''общественному мнению'', что социальные пособия по прожиточному минимуму вовсе не нужны, и даже вредны - ведь их получатели в массе своей ''просто не хотят'' работать.
Вообще, тем частным фирмам, которые взялись вести эту программу, попросту ''слили'' базу данных из ''Битуах леуми'' - и они сейчас и 30-летних, и 60-летних посылают автоматически по одному и тому же маршруту. Так что эта программа ''Висконсин'' изначально провальная, к тому же доход этих фирм начнется после того, как 30% клиентов будут трудоустроены (неважно, постоянно или на короткое время), и выплачивается за счет экономии пособий ''Битуах леуми'' (то есть, вообще неважно, будут ли люди трудоустроены - или просто лишены пособий по формальным критериям - А.К.). Похоже, что одной рукой государство и Минфин выделяют деньги на эту программу, а другой - делают все, чтобы ее провалить, дескать, ну, не получилось, что ж тут поделаешь.
А пока что мы предлагаем нашим подопечным беднякам только способ для восстановления самоуважения - это различные виды добровольческой работы с теми, кому от жизни досталось еще больше, чем им. И это действует - люди чувствуют, что они кому-то нужны, что их уважают, и это придает им силы для борьбы за собственное выживание.
Б.Д. Разумеется, прежде всего было бы очень желательно привязать размер пособий к индексу стоимости жизни, рассчитанному по бюджетам именно малообеспеченных семей. Этими проблемами должно, по идее, заниматься министерство труда и благосостояния (хотя вы говорите, что этот ''хвостик'' у него отпал?..). Но все равно - его возможности в этой сфере определяются министерством финансов, которому проблема бедности до фени. И пока так будет - никакого толку не будет.
"Русский израильтянин"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)