Прямые репортажи трех ивритских и двух русскоязычных телеканалов, казалось, поведали израильтянам в мельчайших подробностях, как проходил трансфер евреев из Гуш Катиф и что по этому поводу думали и высокопоставленные политики и простые граждане. Но один аспект полностью отсутствовал во всех этих телемарафонах, длившихся почти без перерыва сутками напролет – реакция на трансфер еврейской всемирной диаспоры. О ней практически никто не писал и не говорил. А ведь от еврейских организаций той же Америки зависят не только многомиллионные пожертвования, но и помощь в лоббировании израильских интересов в американских коридорах власти. От еврейской диаспоры зависит и поток репатриантов. Существовали серьезные опасения, что раскол в израильском обществе, вызванный планом одностороннего размежевания, может подорвать связи диаспоры с Израилем и отрицательно сказаться на безоговорочной поддержке, которую доселе она оказывала еврейскому государству. К счастью, этого не произошло.
Реакцию еврейских организаций хорошо сформулировал обозреватель "Макор Ришон" Ицхак Гилдсхаймер - "Чем меньше еврейская организация связана с ежедневной жизнью Израиля – тем сильнее она поддерживает план одностороннего разделения. Но чем больше ее связь с Израилем, чем больше членов этой организации репатриируются в Израиль, тем сильней колебания, и слабей поддержка трансфера, тем чаще руководство организации предпочитает укрыться за стандартной формулой - "Мы, евреи диаспоры не имеем права вмешиваться в конфликт, раздирающий израильское общество".
Исторически все еврейские организации стабильно придерживались принципа "We stand with Israel"– "Мы вместе с Израилем". На практике это означало, что, вне зависимости от того, кто находился у власти – правые или левые, евреи диаспоры поддерживали избранное демократическим путем правительство Израиля и предпринимаемые им шаги.
Я хорошо помню, как во время подписания договора Осло-2, окончательно передававшего в руки Арафата Газу и крупнейшие города Иудеи и Самарии, напротив Белого Дома, где должна была состояться церемония подписания, проходил немногочисленный митинг протеста. Выступления его участников – в основном приехавших из Израиля, были почти не слышны и растворялись в общем шуме американской столицы. Зато прямо у ворот Белого Дома стояли лидеры американских еврейских организаций и раздавали всем, заходившим на церемонию, листовки. Мне, как журналисту, сопровождавшему премьер-министра Ицхака Рабина, тоже досталась парочка. Я запомнил заголовок одной из них – "Только герой Израиля Ицхак Рабин, и никто другой, знает, как обеспечить безопасность Израиля". Листовка была издана от имени крупнейших американских еврейских организаций.
С тех пор прошло более десяти лет. После того, как в терактах, устроенных арафатовскими боевиками, погибли тысячи израильтян, абсолютная вера евреев диаспоры в правоту генералов – бывших героев Израиля, и в их планы мирного урегулирования, сильно уменьшилась. Поэтому в связи с односторонним размежеванием таких листовок уже никто не издавал. А часть еврейской диаспоры даже открыто выступила против. Во главе активных противников стоял "Всемирный Ликуд", который и организовал самые крупные демонстрации. Вместе с ним действовали представители движения ХАБАД. В лагерь безоговорочных сторонников размежевания входили левые организации и реформисты.
Что же касается большинства еврейских организаций, то они, хоть и выразили поддержку размежеванию, но вовсе не столь однозначную, как это было при ословских соглашениях. Так, например, "Конференция президентов ", объединяющая 52 крупнейшие еврейские организации США, после длительных и жестких дебатов, заявила, что продолжает придерживаться традиционной позиции по отношению к действиям правительства Израиля. Вместе с тем, в день начала трансфера из Гуш-Катиф, "Конференция президентов" опубликовала специальное сообщение, выражавшее солидарность с поселенцами. "Жители Гуш-Катиф поселились в этом районе по приглашению и при поощрении всех правительств Израиля. В течение десятилетий, благодаря самоотверженному труду, они превратили безжизненные пески в цветущий оазис, многие из них пали от рук террористов. Принесенные ими жертвы и достигнутые ими успехи заслуживают полной поддержки и сочувствия",- было сказано сообщении.
Движение религиозных сионистов США также провозгласило, что не имеет права вмешиваться в решения правительства Израиля. Одновременно, движение выразило сочувствие поселенцам и озабоченность их дальнейшей судьбой. Вновь избранный президент движения раввин Йосеф Блау заявил, что из-за острых разногласий в израильском обществе, вызванных планом Шарона, он крайне встревожен за будущее Израиля, как еврейского государства.
В соответствии с формулой Ицхака Гилдсхаймера, подобная двойственность позиции еврейских организаций США вызвана тем, что многие американцы имеют родственников и друзей в Израиле, часто посещают нашу страну и связаны пусть и с небольшим, но постоянным ручейком репатриантов. Эта же формула хорошо объясняет и резко отрицательную оценку плана размежевания руководителями еврейских организаций СНГ – страны, до сих пор прочно удерживающей пальму первенства по числу репатриантов.
На сегодняшний день самой крупной и влиятельной еврейской организацией России является ФЕОР – "Федерация Еврейских Общин России". Возглавляющий ФЕОР главный раввин России Берл Лазар однозначно высказался против размежевания. В его заявлении, полученном мной от Пинхаса Альтойза - личного представителя Лазара в Израиле, сказано –"План одностороннего размежевания в секторе Газа принесет израильским поселенцам огромное горе. Я встречался с жителями израильских поселений и могу сказать, что в общечеловеческом смысле план Ариэля Шарона для них - это огромное несчастье. Простые израильтяне не верят лозунгу "земля в обмен на мир", поскольку они чувствуют, что, покидая свои дома, потеряют многое. Много лет назад, когда поселенцы обустраивали территории, им говорили, что это их родина, а теперь заявляют, что их труд, вложенный в эту землю - не нужен. Это большое несчастье. Кроме того, израильтяне опасаются, что после эвакуации Газа превратится в место подготовки боевиков ХАМАС. Никто из поселенцев не уверен в благоприятных последствиях решения об уходе из сектора Газа для государства Израиль".
Не менее однозначной была и позиция главного раввина Украины Яакова Дова Блайха - "С одной стороны, евреев вышвырнули из их домов. С другой – взамен не было получено ничего, ни мирного соглашения, ни прекращения или уменьшения террора. Несмотря на наши внутренние проблемы, страдания сотен семей поселенцев вызвали огромное сочувствие в нашей общине". Говоря о внутренних проблемах, рав Блайх, по-видимому, имел в виду, нападение на двух учащихся ешивы в Киеве, один из которых получил тяжелые ранения.
Вполне понятно, почему еврейские лидеры России и Украины, сотнями тысяч родственных и дружеских ниточек связанных с русскоговорящими израильтянами, проявили такое сочувствие и понимание. А вот руководство еврейских организаций Европы, репатриация из которой близка к нолю, подобного понимания не проявило. Наоборот, кроме "Всемирного Ликуда" и части религиозных движений, европейское еврейство одобрило размежевание.
Во время встречи с Шароном, состоявшейся несколько недель назад в Париже, представители Европейского Еврейского Конгресса выразили полную поддержку плану премьер-министра. В тот же день молодежное движение "Бейтар" провело демонстрацию протеста в Лондоне. По свидетельству еврейской газеты "Джуиш Кроникл", выходящей в Лондоне, эту демонстрацию никак нельзя было назвать впечатляющей. Оно и неудивительно, количество репатриантов из Великобритании, насколько мне известно, не превышает нескольких человек в год.
Приведенный мной краткий обзор реакции еврейских организаций позволяет прийти к выводу, что даже ураган "Ариэль", который, подобно урагану "Катарина " в США, оставил после себя в Израиле тысячи разрушенных домов и тысячи беженцев, не нарушил связей еврейской диаспоры с еврейским государством. Пессимистические прогнозы не оправдались, принцип "We stand with Israel" остался неизменным. Это позволяет надеяться, что еврейские организации, не решившиеся противостоять трансферу из Гуш-Катиф, хотя бы примут активное участие в ликвидации его последствий.