Смех и грех "программы Висконсин"
22.09.2005 | 17:39
Виктория Мартынова, ''Новости недели''
"Мы, группа людей в возрасте от 54 до 66 лет, стали участниками чудовищного эксперимента".
Сорокадевятилетняя Лариса П. попала в ''Висконсин'', будучи безработной... всего четыре месяца. Такая вот ... ''хроническически уклоняющаяся''. Она самостоятельно нашла себе работу на одном из крупных предприятий Нацерет-Элита и работала там, пока не случилось очередное сокращение. По специальности она инженер-электронщик, и несколько лет до наступления кризиса в хай-теке работала в соответствии с профессией. Хорошо знает иврит и местные условия. Для получения пособия по безработице и права обращения в государственное бюро по трудоустройству ей не хватило... двадцати дней непрерывного стажа работы на одном месте. ''Больше всего меня задевает то, как с нами обращаются, - говорит она. - Как будто мы преступники, которых надо во что бы то ни стало ''выдавить'' на работу. Но любой житель Нацерет-Элита легко подтвердит, что в нашем городе нет работы, новые предприятия открывать здесь никто не хочет, и даже в няни устроиться не просто. Однако, прекрасно зная все это, именно у нас открыли этот центр и первыми отправили в него репатриантов. Мне известны десятки семей уроженцев страны, которые никогда не работали и работать не будут, нас же предполагается бросить на прорыв - на те места, где раньше трудились палестинцы. То есть ''Висконсин'' отбрасывает нас на пятнадцать лет назад, к моменту начала алии, когда репатрианты рассматривались в качестве супердешевой рабочей силы, призванной потеснить с рынка труда арабов. Только и всего. Это конечно, очень больно''.
Но, может быть, Нацрат-Илит - это отдельный случай отступления от замечательной идеи проекта и в других городах все обстоит иначе?
Бунт безработных в Хадере
''Уважаемая редакция!
Пишут вам участники программы для хронических безработных. Мы, группа людей в возрасте от 54 до 66 лет, стали участниками чудовищного эксперимента. Согнали пожилых людей, больных и инвалидов и пытаются их трудоустроить туда, куда не идут молодые: мыть больницы, убирать парки и пляжи, красить школы и так далее и тому подобное. Разве люди, отработавшие по 25-30 лет, имеющие целый букет болезней и уже просто постаревшие, могут с этим справиться? Работать на улице - под израильским солнцем? Мы как подопытные кролики. Нас имеют право послать к потенциальному работодателю в диапазоне 60 км от места жительства, и мы не можем отказаться. Мы едем туда за свой счет - и слышим, что никто там не собирается нас принимать: за свои деньги работодатели хотят нанять молодых и здоровых. Тогда начинаются общественно-полезные работы, перечисленные выше. Мы просим вас вмешаться. В силу возраста и обстоятельств мы, может, и не успели принести пользу Израилю, но наши дети служат в ЦАХАЛе, работают, платят налоги. А нас теперь называют дармоедами и угрожают лишить куска хлеба. Мы должны отрабатывать повинность по шесть часов ежедневно, чтобы оправдать пособие - от 1000 до 1400 шекелей в месяц. У штабов этой программы шикарные офисы, посетители просиживают в них целыми днями, и отношение к нам самое пренебрежительное. Нетаниягу ввел эту программу и ушел в отставку. А как нам теперь жить? Почему государство передоверило свою программу частным компаниям? Это же геноцид стариков! Пожалуйста, срочно вмешайтесь!''
Под этим письмом стоит больше шестидесяти подписей.
Пятидесятичетырехлетняя Инна Хайт, жительница Ор-Акивы, прикомандированная к Центру трудоустройства в Хадере, неожиданно для самой себя стала организатором движения протеста. Она начинает подробный рассказ о своих злоключениях, стараясь не упустить ни одной детали.
Приехала сюда в 1997 году. Через год у нее случился инфаркт. Он осложнил и без того непростую ситуацию со здоровьем: диабет, проблемы щитовидной железы... Инне была установлена 60-процентная инвалидность пожизненно и назначено пособие, составляющее 1132 шекеля в месяц.
Служба национального страхования порекомендовала направить Инну Хайт в "программу Висконсин'', хотя сотрудница комиссии по назначению инвалидности, рассказывает Инна, сказала, что по состоянию здоровья она не подлежит призыву на общественно-полезные работы. В Хадере от Инны потребовали в течение трех недель предоставить новые справки о болезни, либо приступить к работам. Между тем, очереди к врачам-специалистам ее профиля приходится ждать порой по три-четыре месяца.
Разговаривая со мной, Инна едва не плакала.
- Меня просто поставили перед выбором: кошелек или жизнь. Придется, видимо, отказаться от денег и жить на пособие по старости, которое получает муж.
- Приходилось ли вам в прошлом обращаться в обычные бюро по трудоустройству?
- Конечно, приходилось. Разница огромная. Там государственные служащие проявляли сочувствие к людям. Этих же не интересует ничего, единственная цель - принудить тебя работать на любых условиях, вот и все. Разговаривают грубо, всячески подчеркивая, что мы дармоеды и пора начать самим зарабатывать себе на хлеб.
Получив вышеприведенное коллективное послание, я обратилась в отделение программы МЕГАЛЕВ в Хадере. Поначалу, услышав про жалобу на то, что трудно попасть на прием к русскоговорящему сотруднику, служащая по имени Шломит, рассмеялась: - Это в государственных бюро по трудоустройству говорят только на иврите, а у нас специально набраны люди с родным русским. - Но, вслушавшись повнимательнее, заметила: - Закон о новой экономической политике за 2004 год не определяет различий между молодыми и пожилыми безработными. В этом проблема. Ведь мы действуем в рамках этого закона.
Я дозвонилась до генерального директора программы МЕГАЛЕВ Дори Новак.
- Дорит, когда мы с вами разговаривали больше месяца назад, в канун открытия программы, вы уверяли, что проект создан для того, чтобы детально изучить рынок труда, найти новые рабочие места и подобрать людям работу по их способностям и образованию.
- Да, это действительно так. Израильский вариант ''Висконсина'' предназначен для того, чтобы открыть новые возможности, и после индивидуальной работы с каждым клиентом, улучшением его трудовых характеристик, найти ему подходящее место.
- Но вам не кажется, что процесс пошел ''не туда''?
- Пока мы не можем сказать ничего определенного. Проект запущен в действие, и мы наблюдаем за тем, как он развивается. Я считаю, что преждевременно делать какие-то выводы на основе наблюдений в течение месяца. Программа рассчитана на два года.
- А вам известно о сотнях жалоб, которые поступают сейчас во все израильские СМИ, особенно в русскоязычные? О демонстрациях и митингах протеста?
- Я считаю, что с каждой жалобой надо разбираться индивидуально, выясняя, что именно человека не устроило, и делать выводы только после проверки всех соответствующих бумаг. Только в таком порядке мы будем реагировать, рассматривать обстоятельства каждого отдельно взятого человека.
- Но вы рискуете, отправляя пожилых людей на сверхтяжелые работы под палящим солнцем. Даже если у кого-то из них и нет подтвержденной инвалидности, большинство не может похвастаться отменным здоровьем. Не дай Б-г, с кем-то из них случится несчастье... Вы задумываетесь над этим?
- Каждый участник программы может принести медицинские справки, чтобы сотрудники центров обеспечили его посильной работой. Прежде чем человек будет отправлен на выполнение тех или иных общественно-полезных работ, которые он обязуется выполнять в счет выплачиваемого пособия по обеспечению прожиточного минимума, наши работники тщательно проверят все предоставленные им справки. Если данный гражданин по состоянию здоровья не может справляться с физическими нагрузками, ему будет предложен другой вариант.
- Особо пострадавшая категория - работающие матери-одиночки. В печати неоднократно писалось о том, что, несмотря на все декларации о поддержке работающих женщин, Нетаниягу, пообещавший для кого-то кнут, а для кого-то - пряник, стеганул кнутом как раз тех, кто работает. Потому что, в результате реформы, именно работающих женщин лишили небольших доплат от ''Битуах леуми'', которые они получали, а соответственно - всех льгот, и работать стало менее выгодно, чем оставаться ''пособницей''. Теперь еще одна мера: работающие не на полную ставку матери-одиночки тоже подпали под ''Висконсин'', и теперь их заставляют отказаться от уже найденной подходящей им работы и идти на полную ставку на любую работу. Множество примеров тому собрала заместитель министра абсорбции Марина Солодкина и переслала вам лично, но ответа не получила.
- Ответ будет. Опять же не в общем и целом, а конкретно, по каждому случаю. Только по документам можно установить, действительно человек работает в полную силу или все-таки отлынивает от работы.
Среди обратившихся к нам есть и такие, кого ''запихнули'' в проект, несмотря на то, что до пенсии им осталось два-три месяца. Им предлагают пройти курс обучения, например, освоить компьютер. Одна из позвонивших жаловалась, что ее обязали пройти курс компьютерной грамотности, хотя ей уже почти шестьдесят, в ноябре - на пенсию, с памятью у нее плоховато, зрение никуда не годится, записи на доске она видит плохо, новые очки стоят около тысячи шекелей, Центр ей эти расходы не покрывает, сама она тоже не в состоянии столько заплатить. Она отсиживает часы и ...тратит государственные деньги.
- Вам не жаль этих денег?
- Ни в коем случае. Пусть эта конкретная женщина не будет в будущем работать, но знание компьютера обогатит ее жизнь. Это настоящий подарок, который ей дает Государство Израиль.
- Дорит, нынешняя ситуация выглядит вопиющей. Унижены старики, государство окажется внакладе. У вас нет угрызений совести?
- Я еще раз повторяю: программа в самом начале, еще рано делать какие-то выводы.
И тем не менее, мы попытаемся сделать выводы.
В момент запуска "программы Висконсин'' у многих граждан была надежда на то, что приглашенные к нам за большие деньги ''варяги'' сумеют найти новые подходы к трудоустройству, используя методы, опробованные в мировой практике. Но насильно выгнать людей на исправительные работы можно было со значительно меньшими затратами, используя обычные бюро по трудоустройству и не создавая новую синекуру.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: