Территории, как проявление борьбы за власть
01.10.2005 | 19:03
Давид Шехтер
Почему левый лагерь с такой непримиримостью стремится избавиться от "территорий" – не только от Газы, но и от Иудеи и Самарии? Ведь многие годы левые твердили, что только полный уход к границам 1967 года приведет к миру, но этот тезис был похоронен в Кемп-Дэвиде, когда Барак предложил Арафату полный уход к "зеленой черте", а в ответ Арафат развязал вооруженную интифаду. Ответ состоит в том, что, на самом деле, речь идет не только и не столько о территориях. Они являются лишь одним из проявлений спора между старой элитой и "вторым Израилем", проявлением борьбы за власть.
Корни этого спора тянутся к концу XIX века, когда сторонники современного сионизма, в основном выходцы из Российской империи, увлеченные идеями социализма, потянулись в Палестину. Благодаря своей активности, они постепенно заняли ведущее место в ешуве и образовали элиту, по существу правящую Израилем до сих пор. Тем же, кто не верил, что будущее принадлежит социализму, предназначались только второстепенные роли. После убийства Арлозорова, к этому разряду были отнесены ревизионисты, а после прибытия алии из арабских стран, мало знакомой с идеями европейского социализма и не разделявшей их, подобное отношение перешло и на сефардов. Поэтому сефарды и оказались в политическом лагере ревизионистов, к которому примыкали все правые и религиозные партии, представлявшие "второй Израиль". Вплоть до 1977 года, когда на выборах впервые победил "Ликуд", представителей "второго Израиля" близко не подпускали на мало-мальски значимую должность, как в государственных, так и в общественных структурах.
Кстати, современная израильская пресса никак не могла понять, почему в городах развития демонстрации противников плана одностороннего размежевания принимали с таким радушием. Журналисты недоумевали – ведь в городах развития митинги устраивали люди, на которых десятилетиями "выбрасывали" колоссальные деньги, не достававшиеся именно этим городам. Они ждали если не враждебного отношения, то, по меньшей мере, отчужденности. А демонстрантов встречали, как родных. Ответ прост – основную массу жителей городов развития составляют сефарды, расселенные в них истеблишментом в 50-60 годы прошлого века. Эти люди не понаслышке знают, что значит быть "вторым Израилем" и их отношение к демонстрантам стало проявлением солидарности "униженных и оскорбленных".
Ситуация в израильском обществе начала меняться после Шестидневной войны. Сторонники старой элиты восприняли ее, как очередную, пусть и ослепительно-неожиданную, но военную победу, достигнутую силой оружия. Ревизионисты, сефарды и религиозные расценили ее, как чудо. Разница в отношении к "территориям" старой элиты и "второго" Израиля проистекает именно отсюда. Для старой элиты Иудея, Самария и Газа всегда являлись лишь картой, пусть и козырной, в достижении мира с арабами. Эту позицию громогласно провозгласил Моше Даян сразу же после Шестидневной войны. По мнению старой элиты, право на свое государство и землю евреи получили от ООН, поэтому единственно легитимными границами являются границы, установленные в соответствии с решением этой организации.
А для "второго Израиля" возвращение Иудеи, Самарии и Газы стало началом мессианской эпохи, реализацией обещания о возвращении еврейского народа во всю Эрец-Исраэль. Для них моральным основанием права евреев на эту землю является не решение ООН, а Тора. После 1967 года "второй Израиль" бросился осваивать Иудею, Самарию и Газу, поэтому в поселениях именно правые партии пользуются подавляющей поддержкой.
Вместе с тем, старая элита по-прежнему рассматривала (и рассматривает) "территории" в основном, как разменную монету для грядущего достижения мира с арабами. Но дело было не только в том, отдавать или не отдавать территории. Главная проблема заключалась в том, что впервые "второй Израиль" перехватил у старой элиты активную позицию в деле строительства государства и его заселения. А это уже грозило потерей власти. По существу, речь шла, да и идет не о судьбе Иудеи и Самарии. Речь в том, кто будет править страной, кто будет входить в элиту.
Хорошим примером того, как старый истеблишмент борется с теми, кто покушается на его права, является история правительственной коалиции Нетаниягу. В начале своей первой каденции Нетаниягу имел неосторожность открыто заявить, что намерен внести изменения в существующую элиту, разбавив ее представителями новых кругов. Коалиция Нетаниягу состояла из потенциальных кандидатов в эту новую элиту – "Исраэль ба-алия" и ШАС. Символами представителей новой элиты стали Щаранский, Либерман и Дери.
Интересно, посмотреть, что стало с этими людьми. Дери оказался в тюрьме, его политическая карьера закончилась. В деле Дери работали 50 (пятьдесят!) следователей. Никогда до того и никогда после, в расследовании действий политика, подозреваемого к коррупции, не участвовало такое число следователей. Кстати, и до и после дела Дери представители старой элиты, совершившие намного более серьезные нарушения закона, не расследовались с таким усердием, за решетку не попали, и занимают высокие посты в стране.
На Либермана тоже завели с десяток уголовных дел, а ликудовские "принцы", уже сросшиеся со старой элитой, в срочном порядке выбросили его из "Ликуда". Да, Либерман сумел создать новую партию и выжил, как политик. Но если бы Либерман остался в партии власти, он, несомненно, обладал бы влиянием несравненно большим, чем глава маленькой партии.
Что же касается Щаранского, то "русскую улицу" сумели убедить, что Щаранский не достоин ее доверия. Огромные деньги, источник которых еще не известен, были выложены на публикацию книг, порочивших Щаранского, на издание газет, обливавших его грязью. Очернительская кампания длилась не один день и не один год. В конце концов, "Исраэль ба-алия", как самостоятельная партия закончила свое существование, весь ее огромный муниципальный корпус (100 депутатов городских советов и 21 заместитель мэра) оказался рассеянным и угроза со стороны мощного блока, рвущегося в новую элиту, исчезла.
Нетаниягу не простили неосторожного заявления, приоткрывшего завесу над его долгосрочными планами. Старая элита спустила на него всех собак. Никто из израильских политиков не "удостаивался" такой единодушной ненависти прессы. Достижения Нетаниягу преуменьшаются или вовсе замалчиваются, зато каждый его промах смакуется во всех подробностях. Когда идет речь о власти, исчезают всякие сантименты и экивоки. Этим объясняется и полное, на 180 градусов, изменение отношения прессы к Шарону. Поразительно – та самая пресса, которая десятилетиями шельмовала Шарона, сегодня выискивает любую возможность, чтобы подчеркнуть его мудрость, мужественность, целеустремленность. Нет такого суперлатива, который не использовали бы по отношению к Шарону комментаторы, еще недавно называвшие его "палач Сабры и Шатилы", "лгун, введший в заблуждение Бегина", "инициатор бесполезной и кровавой войны "Мир Галилее". Почему? Да потому, что в его нынешнем противостоянии с Нетаниягу Шарон представляет интересы старой элиты. Достаточно вспомнить, кто окружал Нетаниягу на пресс-конференции, в ходе которой он заявил о своем намерении баллотироваться на пост главы "Ликуда" и главы правительства. Это были, в основном, представители все того же "второго Израиля", в том числе два "русских" депутата "Ликуда" и Щаранский. Можно не сомневаться – если Нетаниягу победит, в его ближайшем окружении вновь окажутся и Щаранский и Либерман.
Старая элита цепляется за власть и спор – последуют ли за уходом из Газы дальнейшие "односторонние размежевания" следует рассматривать, как продолжение этой борьбы. Судьба Иудеи и Самарии выходит далеко за рамки территориального вопроса. Вернется Израиль к границам 1967 года – де-факто окажется правой элита, ей и дальше править страной. Если же нет, ей придется своей властью поделиться. А вот этого она никак не хочет. И поэтому совершенно не случайно, Эхуд Ольмерт - ближайший сподвижник Шарона, уже запустил пробный шар о продолжении "односторонних размежеваний", на этот раз в Иудее и Самарии.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: