Как испортить людям отдых
05.10.2005 | 02:20
Эмиль Шлеймович, ''Русский израильтянин''
Индустрия ночных развлечений ''русского Израиля'' напоминает овсянку: довольно однообразно, зато много, сытно и недорого. Дискотеки, пабы, бары работают и множатся, на место павших в конкурентных боях встают новые поставщики отдыха и хорошего настроения. Но как раз оно-то в итоге остается в большом дефиците. Почему?
Одна сторона баррикад
Что нам стоит клуб построить? Хороший вопрос, на который нет однозначного ответа, даже если вы его не строите, а лишь открываете. То есть официально за регистрацию и получение разрешений компетентных органов с вас возьмут около 1000 шекелей. А реально уйдет сумма, раз в 20-30 больше - но, разумеется, тоже официально, поскольку мы же с вами знаем, что коррупции в Израиле нет, не было и не будет! Зато в местных ведомствах есть очень много всяких малоизвестных инструкций и стандартов, которые меняются мановением руки начальника, когда ему черт в ухо шепнет. А вы, значит, перестраивайтесь.
''Прелесть'' ситуации заключается в том, что никаких стандартов вы не узнаете до того, как обустроите свою точку. Никто вам заранее не объяснит, что, например, кухня не может располагаться в полуподвальном помещении, в которое ведут аж целых две ступеньки. Уже потом придет контролер из газовой компании и скажет, что в случае утечки газа в этой ''ванне'' он скопится и, не приведи Господь, взорвется. Так что выносите кухню во двор, или договоритесь с фирмой, которую вам, скорее всего, посоветует проверяющий - она сменит проводку, а ''ванна'' в этом случае как бы уже и не мешает.
Вы можете возмущаться сколько душе угодно. Вы можете объяснять, что раньше в этом помещении уже был бар, какая-то фирма строила газовую проводку именно так, и та же самая газовая компания дала разрешение на работу прежнему владельцу этого же ресторана, как же так? Тогда вам объяснят, что тогда был... старый стандарт. А теперь есть новый. Откуда он взялся, кто его утвердил и когда - никто не говорит. Но ''ты суслика не видишь, а он есть''.
Впрочем, инспектор наверняка знает такую фирму или мастера, которая может вам все на кухне быстро перестроить, газ провести по-новому, и т.д. Этот Шмулик (Ицик, Жорик) - на все руки мастер, и главное, его качество ''проверено'' и, конечно, разрешение вам будет выдано.
Если газа у вас не будет, готовить мясо вы можете на свечах. Если только пожарная охрана не будет против. Впрочем, чтобы готовить мясо, надо получить отдельное разрешение, которое не всем дают. А инспектору из отдела охраны окружающей среды может показаться, что у вас труба слишком низкая, и он предложит ее поднять. По закону она должна быть на 5 метров выше, чем у всех соседних зданий в радиусе 50 метров. То, что рядом работают другие рестораны, оснащенные трубами пониже, проверяющего не волнует. Старые не закрывают (''тогда другой стандарт был'') - зато на новых отрываются ''и за себя, и за того парня.
Еще вам нужна сигнализация. Обычная - от страховой компании, она должна быть выведена на полицейский пульт. Пожарники тоже требуют сигнализацию, выведенную на их пульт, причем ее датчики должны располагаться через каждые несколько метров! Владельцы точек стараются делать одну большую сигнализацию, подведенную к обеим пультам. Вам посоветуют, кто именно лучше всех ее установит. Не спрашивайте, почему. Ваша, которую вы уже поставили, все равно не годится. Но есть ''хороший парень'' - Ицик (Шмулик, Жорик...) Правда, у него она стоит в полтора-два раза дороже, чем вы можете найти по объявлениям в газете, например, 4 тысячи шекелей вместо двух. Зато потом вас не заставят все переделывать еще раз. А ведь от сигнализации зависит и сумма страховки, владелец может застраховать и посетителей (вдруг кто-то пьяный свалится с галереи?). Но самое дорогое - это страхование ущерба от стихийных бедствий. Короче, страховка вам будет обходиться около 12 тысяч шекелей в год, а за стихийные бедствия попросят добавить еще 4-5 тысяч.
В обязанности мэрии и полиции входит следить, чтобы родимый город спал спокойно, и не мешала ему ни ваша музыка, ни шумные гости, которым вдруг захочется у вас выпить. Мэрия в своих разрешениях определяет, в зависимости от месторасположения бара или ресторана, можно вам работать до 23.00 или до 2.00. Причем в случае, если вы получили ''ночное'' разрешение, вас не будут тревожить и после двух. Работайте хоть от заката до рассвета, пока не наступите на чью-то мозоль - тогда вас закроют за нарушение условий лицензии, и придется восстанавливать ее заново.
Особо чувствительны в этом смысле полицейские мозоли. Полиция потребует от вас охранника на входе. Причем надо заключать договор с официально зарегистрированной охранной фирмой, поскольку у нее есть ''битуах''. За охранника надо платить 35 шекелей в час (сам он, разумеется, получит меньше). И охранники должны быть на посту все время работы бара. Но полицейский вполне может вам порекомендовать некую ''хорошую фирму'' - и тогда вы будете ей платить только за реальное время, которое охранник вас охраняет, а когда у вас ни души, отправите его домой.
Да, чтобы ваша точка по производству хорошего настроения отличалась от соседней такой же, надо бы вывеску с названием. В последнее время бары предпочитают ограничиваться маленьким флажком на входе - неона, радующего глаз, становится все меньше. А все потому, что мэрия относительно недавно решила брать деньги за каждую внешнюю рекламу, к каковой отнесла не только вывески, но и товарные логотипы фирм: раньше крупные компании, производители пива и кока-колы, предлагали свои стандартные вывески бесплатно или в долгосрочную аренду, и все были довольны. Теперь за каждый ''кругляш'' кока-колы надо платить, в зависимости от параметров - от тысячи до трех тысяч шекелей. В итоге одна вывеска с названием и двумя логотипами тянет примерно тысяч на 7-8 шекелей. Те, которые светятся, - дороже. Любопытно, что это решение мэрии стало ретроактивно применяться к заведениям, которые обзавелись вывесками уже давно. Можно, конечно, и не платить - тогда вывеску... ''отграрят''! Приедет ночью специальная машина, снимет вывеску и увезет на склад. Идите, выкупайте ее, выйдет дороже, ставьте за свой счет на место, и радуйтесь, что ее не сломали и не оборвали под корень проводку.
А еще жарким израильским летом люди любят вечером посидеть на воздухе. Любое место, на котором появляется стол и ''зонтик'', перестает быть тротуаром и превращается в ''летнюю площадку''. Платить за нее надо дважды: летом и... зимой, под Новый год. Захотите ли вы встретить новый год в куртках под открытым небом, нужна ли вам на этот период летняя площадка, никого не волнует: если повезет и будет снег, можете всю ночь там бабу снежную лепить. Главное - платите, в зависимости от количества квадратных метров, примерно 100 шекелей за метр на полгода. Это вам не Россия, где курортный сезон был с 1 мая по 1 октября, у нас когда мэрия скажет, тогда и лето.
Зайдут к вам и из АКУМ - агентства, которое занимается защитой авторских прав. В случае, если вы крутите музыку, правовладельцы которой проживают на другом конце земного шара, отчисления вы платите в АКУМ, а они уже, наверное, рассчитываются с владельцами. Буквально носятся гонцы по всему миру и кричат: ''А кому тут деньгу отдать за ''Белые розы''? У нас ее двадцать три раза в ресторане прослушали за истекший период!'' Вот только, как определяют они, сколько кому платить, неизвестно: плей-листы с вас не попросят. Поэтому, если музыка у вас русская, заплатите им тысячи 2 шекелей, иначе говоря, на сколько договоритесь, столько и заплатите. Дошли ли эти деньги в итоге до Пугачевой, Меладзе или других каких-нибудь ''Блестящих'', вас уже может не заботить.
Вы заметили, что вы сами пока еще ничего не строите? Потому что если вас посетит еще и эта безумная мысль, то надо получить ''ишур бния'', разрешение на строительство, вне зависимости от того, хотите вы возвести небоскреб или прорубить в стенке дверь. За не очень большой проект инженер-проектировщик возьмет с вас порядка 20 тысяч шекелей. Причем желательно, чтобы его ''порекомендовали'', чтобы потом не ходить полгода за утверждением проекта по кабинетам, или чтобы мэрия или министерство строительства не забраковала проект в связи с ''несоответствием стандартам''.
Но проект для получения регистрации представлять надо в любом случае, и очень подробный - прописано и оборудование, иными словами, вам сначала надо купить плиты и холодильники (чтобы представить проект), установить их, а уже потом идти утверждать пригодность. А вам сообщат, что конкретно эти холодильники для бара не годятся - они ''домашние''. И расстояние между плитой и дверью на 4 сантиметра меньше, чем должен быть по стандарту. Или еще что-нибудь придумают, вроде специального умывальника для овощей. Они придумали - вам выполнять, тянуть трубы холодной и горячей воды, куда укажут.
На весь товар должны быть лицензии от фирм-поставщиков. В общем, кажется, что посетитель защищен от некачественных продуктов полностью. Не бегайте в поисках - адреса вам подскажут. Вот только, кто у вас повар, не болен ли он гепатитом или другим заразным заболеванием и не сыпанет ли в блюдо вместо соли цианистый калий - это никого не беспокоит.
Когда вы пройдете все эти круги ада, вам останется только сесть за собственную барную стойку и напиться в дупель от радости. Вы уже догадываетесь, откуда на наших улицах столько ''лексусов'' и ''мерседесов'' и кто в них ездит? Теперь ваша задача - самому сесть в такой ''лексус''. Пожать ниву общепита и общепоя, пополнить оскудевший карман. И вы начинаете перекладывать свои расходы на плечи несчастных посетителей, экономя везде, где можно и нельзя, в том числе - на хороших настроении и сервисе, ради которого многие, собственно, к вам и идут! Потому что, помимо единовременных расходов на открытие, вам еще предстоит выдерживать счета по ''арноне'', которая для торговых точек во много раз больше, чем для квартир, и счета за электричество, после которых начинаешь любить темноту.
Другая сторона баррикад
На чем же начать экономить? Театр начинается с вешалки, ночной клуб - с входа, возле которого стоят охранники и селекторы. С них и начнем.
Правила хорошего тона требуют от охранника безукоризненной выдержки и корректности. В крупных клубах, заботящихся о своей репутации, охранник проходит специальный инструктаж о поведении даже во время встречи гостей. Например, нельзя переговариваться друг с другом в момент приема посетителей - расслабиться можно, только когда никого нет. Контроль жесткий, но корректный. Никакого панибратства. Проверка одного человека может занять до 5 минут, скоплений не допускается - число проверяющих моментально возрастает за счет охранников, которые находятся внутри. За этим (и за многим другим) следит администратор.
Правда, крупный московский клуб с крупным тель-авивским или хайфским сравнивать сложно, на вывеске московского клуба одних лампочек будет больше, чем на всей улице имени славного генерала Алленби. Остальное - в той же пропорции. Короче, все вышесказанное - не про Израиль. В наших барах на входе зачастую не секьюрити, а вышибалы. У селекторов другая роль - отселектировать знакомых, чтобы избавить их от давки (если речь идет о крупных дискотеках). В некоторых особо ''задвинутых'' заведениях клиенту лучше не возмущаться, если сумочку его дамы переворошили в поисках атомной бомбы так, будто в ней подрались два богомола - пошлют подальше открытым текстом.
Но стоит признать, что работа у охранников тоже отнюдь не сахарная. Мало того, что они пытаются отсеять шпану, обкуренных или пьяных подростков (как правило, в целях экономии они принимают на грудь у машины, а уже потом двигают в бар потрясти чреслами и ''догнаться'') - им приходится разнимать любителей ближнего боя внутри заведений. Тут, как правило, все в порядке - многие беспорядки удается погасить в зародыше. В местах с заведомо неспокойной публикой завсегдатаям прощупывают даже рукава, чтобы обнаружить спрятанные ножи. Это иногда помогает. Но что делать трем-четырем пусть даже самым крепким парням, если в зале ни с того ни с сего вспыхивает битва человек на 10-20? Бутылки у нас все еще стеклянные, пепельницы на столах фарфоровые, стулья деревянные или железные.
Тут главное - успеть всех утихомирить до приезда полиции. И надо отдать должное - почти всегда успевают, ибо полицейские и сами стараются если уж приехать, то аккурат к финалу. Иногда им не везет, и они приезжают раньше. Неспешно так, парой-тройкой, стражи порядка бредут к месту действия, давая время основным зачинщикам исчезнуть. А владельцу исчезать некуда - вот с него и спрос. Почему не обеспечил должный контроль за порядком и уровень безопасности? Владелец часто оказывается единственным ''подследственным'', иногда вместе с охранниками. А не дай Б-г, в драке рассекли кому-то из посетителей бровь или лоб, сломали что-нибудь, короче, пролилась кровь - тут уж шансы утратить лицензию возрастают многократно. Но даже если вы сможете убедить, что вины вашей нет, вам все равно придется подсчитывать убытки от сокращения притока посетителей.
Добавьте сюда неспособность многих организаторов массовых гуляний организовать нормальный поток людей - на входе создается жуткая давка, никакими бордюрами не регулируемая. Только успевай следи, чтобы случайно на ком-нибудь не жениться, или чтобы сосед не прожег сигаретой сорочку. И когда вас продавят, как пасту из тюбика, внутрь помещения, еще одна очередь - к кассе или столику, где штампуют печати на запястья, вам покажется уже мелочью, последним препятствием на пути к желанному танцполу.
Хотя куда лучше посидеть за столиком, особенно на летней террасе, выпить бокал-другой вина или пропустить стопку водки под лимончик, разогнать накопившуюся усталость! Да вот лозунг официанток советского общепита ''вас много, а я одна!'' в Израиле актуален, как нигде. Заказываешь очередную порцию - и ждешь столько, что трезвеешь... И получаешь не то, что заказывал, бывает... И смотрит на тебя виновато замотанная до последней степени официанточка лет 18, которой с утра еще и в институт бежать, и язык не поворачивается высказать ей все, что думаешь о заведении, в котором она работает.
Она, собственно, и не виновата. Просто владельцы клубов в целях экономии принимают на работу минимально возможное число обслуживающего персонала. Они крутятся, как белки в колесе, но успеть не в состоянии физически.
Чаевые - вообще отдельный разговор. Есть места, в которых официант может устроить форменный скандал, если сумма ''благодарности'' покажется ему слишком маленькой. Причем случаи, когда после заявления ''вы недодали ''типим!'' люди срочно лезли в карман и добавляли, истории неизвестны. А вот случаев, когда из-за потерь клиентов такие места закрывались через полгода-год - хоть отбавляй.
Чтобы не ждать, вы садитесь прямо к бару, и потягиваете любимые напитки, перебрасываясь фразами с барменом или соседями. Все хорошо, жизнь налаживается. Потом вы просите счет, его озвучивают, вы рассчитываетесь и ждете сдачи. И ее приносят. Шекелей на 50-80 меньше, чем должны бы. Спорить бессмысленно, доказательств нет, настроение испорчено безвозвратно. А причина проста: это непрофессиональный бармен, он не дорожит своим именем и репутацией. Он позавчера прочел в интернете, как смешивать ''Блэди Мэри'', вчера мешал цемент на стройке, сегодня тут мешает коктейли, а завтра будет кем-то еще. То, что в этот бар вы больше не вернетесь, его волнует в последнюю очередь. А владелец так вообще не в курсе дела, почему у него не заполняется помещение. Правда, случаи обсчета крайне редки - а то, что коктейль с одинаковыми составляющими в одном заведении не похож на тот же в другом, это часто. К тому же когда в баре используют ''левые'' напитки - в основном в коктейлях, но порой и в чистом виде - многого с бармена не спросишь.
С чем в наших заведениях хорошо - с уровнем звука. Есть места, в которых гости не то что пообщаться за столом - познакомиться друг с другом не могут. Барабанные перепонки просто слипаются внутри головы, на присутствующих машет голыми ногами какой-нибудь кордебалет, и это считается культурным дОсугом. То, что допустимо для дискотеки, в ресторане превращается в нелепый фарс. Впрочем, важно соответствовать публике: одно заведение для фанатов ''Ласкового мая'', другое - для поклонников французского шансона. Плохо, когда их сажают рядышком, потому что удовольствие не получат ни те, ни другие. В последнее время такого уже почти нигде нет - благодаря многочисленности заведений, произошло естественное разделение по интересам, возрастам и пр.
Капля меда в бочку дегтя
Так что причина всех бед - в экономии. Сначала государственные органы выжимают из владельца заведения все соки, потом он вынужден приглашать непрофессиональных сотрудников, которые стоят дешевле. Ведь улучшилось же качество музыки в клубах в последнее время! Просто потому, что под давлением конкуренции многие перестали экономить на профессиональных DJ.
Как говорят те владельцы увеселительных заведений, у которых с сервисом и атмосферой отдыха все в порядке, причина всех бед - от кажущейся легкости этого бизнеса. У нас бары и рестораны открывают все кому не лень, люди совершенно иной квалификации. Это не та сфера, в которой можно учиться ''в процессе''. Но все же ''процесс идет''. Довольно большая часть публики вполне удовлетворяется уровнем колхозных танцулек под крашеными лампочками. Для более взыскательных клиентов стали появляться заведения с очень дорогим дизайном, хорошим баром и нормальным качеством обслуживания. Пока без ''излишеств'', но все же. И они заполняются людьми, готовыми платить дороже, но за качество. Причем публика в таких местах, как правило, смешанная сабро-олимовская.
Есть все же хорошие подвижки. Профессия бармена становится востребованной, а не временной. Профессиональный повар вправе претендовать на высокую зарплату. Так что, глядишь, еще лет десять - и в Тель-Авиве, Хайфе, Иерусалиме с вечерним отдыхом все будет круто. Очень бы хотелось допить до этого времени.
"Русский израильтянин"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: