Град Давида: за рамками академического спора
11.10.2005 | 01:28
Евгения Кравчик, ''Новости недели'', фото автора
Трудно поверить, но я нахожусь в центре еврейского мироздания - у истоков истории своего народа. Что искал здесь, на этом холме, три тысячи лет назад царь Давид?.
Точка отсчета
Панорама, открывающаяся со смотровой площадки Града Давида, заставляет содрогнуться и восхититься одновременно. Напротив, в низине громоздятся, тесня друг друга, строения деревни Силуан (на иврите - Кфар Шилоах). Слева высится, золотясь в лучах заходящего солнца, Масличная гора. За спиной нависает темно-серый купол Аль-Аксы. К вечеру, подсвеченный мощными прожекторами, он тоже окрасится в искусственное золото.
Трудно поверить, но я нахожусь в центре еврейского мироздания - у истоков истории своего народа. Что искал здесь, на этом холме, три тысячи лет назад царь Давид? Что влекло его из Хеврона в Иерусалим? Провидческая забота о будущей нации, спаянной верой и государством? Мечта объединить все племена и основать на этих серых холмах столицу Иудейского царства? А может, гораздо более земные побуждения - например, источники воды, приравнивающиеся в пустыне к возможности выжить?
В том самом месте, где сегодня раскинулась арабская деревня Силуан, находился благословенный водный источник - Шилоах. Чуть поодаль протекала река Кедрон, русло которой стало впоследствии естественной западной границей Иерусалима.
Впрочем, в низине, на дне ущелья, вода отнюдь не гарантирует выживания. Чтоб уцелеть и не быть поставленным на колени захватчиками, ты должен находиться на вершине холма и оттуда наблюдать за перемещениями врага.
Давид выбирает одну из самых высоких точек, максимально приближенных к живительным источникам воды: он хочет объять необъятное.
Основанный им город-крепость не претендовал на звание мегаполиса: ширина всего полкилометра, длина - порядка 700-800 метров. По нынешним масштабам - игрушка! Лишь 250 лет спустя Иерусалим разрастется, увеличится в шесть раз по площади и взберется на гору Сион, по направлению к нынешнему Еврейскому кварталу Старого города. К тому моменту царь Соломон, сын Давида, построит уже на горе Мория Первый Храм, который в 586 году до новой эры будет разрушен, а спустя почти 570 лет отстроен заново, но уже Иродом Великим, чтобы вновь, вторично пасть - не в последнюю очередь из-за обуявшей иудеев слепой ненависти друг к другу (''син'ат хинам'').
Тем не менее Град Давида остается исходной точкой - началом начал...
Пути ученых и... журналистов
В Град Давида, расположенный в Восточном Иерусалиме, примерно в километре ходьбы от Стены плача, меня привели публикации коллег.
8 сентября англоязычное приложение The Marker к газете ''Гаарец'' поместило статью Рана Шапиро ''Дискуссия о библейских пропорциях''. Поводом к написанию сенсационной статьи стал фундамент здания, обнаруженный археологом Эйлат Мазар на вершине холма, на котором расположен Град Давида. Согласно гипотезе, выдвинутой доктором Мазар, это остатки царского дворца, построенного Давидом после его победы над иевусеями. ''Данное открытие стало поводом к возобновлению давнишнего спора археологов, имели ли место события, описанные в ТАНАХе, и настолько ли велик сам Давид'', - подчеркивает автор статьи в ''Гаарец''. По мнению Рана Шапиро, проблема выходит далеко за рамки чисто академического диспута: ''Она касается коренной связи еврейского народа с Землей Израиля, в частности с Иерусалимом, и могла бы стать ''оружием'' в любом споре о будущем города''.
Особую подозрительность ''Гаарец'', а вслед за ней и других ''либерально-антиклерикальных'' изданий вызывает тот факт, что археологические раскопки ведутся центром ''Шалем'' - цитаделью правых интеллектуалов, - а финансирует их амута ''Эль'ад'', в чьей собственности находится тот участок земли в Восточном Иерусалиме, на котором и стоит Град Давида. И вообще, под крышей данной добровольной организации кое-кто из наших соотечественников (страшно подумать!) пытается перекупать у арабов Восточного Иерусалима дома и земельные участки, а это в условиях близящегося мира и ''нового Ближнего Востока'' воспринимается братьями-палестинцами как чудовищная провокация.
В статье Рана Шапиро оппонентом сотрудника Еврейского университета доктора Эйлат Мазар выступает (правильно мыслите, дамы и господа!) профессор университета ''Аль-Кудс'' Хани Нур эль-Дин. В интервью газете ''Нью-Йорк таймс'' от 5 августа 2005 года, а затем и в беседе с журналистом ''Гаарец'' Нур эль-Дин, в частности, заявил, что он и его коллеги считают ведущиеся в Иерусалиме раскопки попыткой израильтян ''вписать исторические факты в библейский контекст''. ''Связь между исторической фактурой и библейским повествованием, написанным много позже, утрачена, - утверждает профессор-палестинец. - ТАНАХ - это своего рода художественное произведение, написанное примерно в Х веке. Они (евреи. - Е.К.) пытаются связать все, что находят (в процессе раскопок. - Е.К.), с библейским контекстом. У них есть пуговица, и они хотят сделать из нее костюм''.
Концепция Нур эль-Дина отнюдь не нова: еще ''раис'' Арафат утверждал, что идея принадлежности Иерусалима евреям - это миф, который ''сионистский враг'' использует в целях оправдания захвата чужих земель и их оккупации.
Поддерживает своего палестинского коллегу и профессор факультета археологии Тель-Авивского университета Исраэль Финкельштейн, назвавший восторги доктора Мазар по поводу обнаруженных ею сенсационных находок ''всплеском мессианства''.
''Один раз в несколько лет они (археологи. - Е.К.) находят в Иерусалиме нечто такое, что должно подтвердить имеющееся в ТАНАХе описание величия царства времен Давида, - сказал профессор Финкельштейн в интервью ''Гаарец''. - Однако вскоре обнаруживается, что очередная находка безосновательна, и вызванная ею шумиха утихает до следующей вспышки мессианства''.
В поисках вещдоков
Дошедшие до наших дней источники трактуют побудительные мотивы царя Давида ''политически некорректно'', с точки зрения современных реалий. Известно, что в течение двухсот лет Иерусалим был иевуситской крепостью - одной из немногих, оставшихся в центре страны в руках ханаанцев. Около 1000 года до новой эры царь Давид отправился в Иерусалим, чтобы не просто завоевать эту крепость, но и объединить все племена и основать здесь столицу Иудейского царства. А проще говоря - монархию.
- Царь Давид понимал: если провозгласить столицей одну из крепостей Биньямины или Иудеи, остальные племена, разбросанные по стране, будут чувствовать себя аутсайдерами, - выдает собственную версию Уди Рагонас, волонтер центра ''Шалем'', вызвавшийся сопровождать меня по самым потайным уголкам театра археологических раскопок. - Иерусалим считался аполитичным городом. Значит, именно он был идеальным местом для того, чтобы вокруг него объединилась нация.
''И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее Градом Давидовым, и укрепил ее кругом - от Милло и внутрь. И преуспевал Давид, и возвышался, и Г-сподь Б-г Воинств был с ним''.
(Шмуэль, 2, 5, 6-10)
Вскоре после завоевания Иерусалима царь Давид перенес сюда из Кирьят-Йеарим Ковчег завета, в котором находились скрижали. На несколько месяцев святыня была помещена в один из домов на окраине города, чтобы убедиться: никакое несчастье не постигнет обитателей этого дома (в противном случае это явилось бы признаком несогласия Б-га на перенос Ковчега). Ничего дурного с домовладельцами не случилось, после чего Ковчег забрали и доставили в столицу.
События, происходившие на этом холме 3000 лет назад, будоражат на протяжении всей истории человечества воображение многих людей. Вот, к примеру, как описывают Град Давида в книге ''Истоки Иерусалима'' американские историки Хаим Федер и Лора Джаннер Клаузер: ''Всмотритесь хорошенько - и вы увидите длинную процессию, которая вьется от южных предместий по направлению к городу. Движется она медленно, очень медленно и производит большой шум. Многие мужчины одеты в особые одежды - это священники. Они толпятся вокруг тех, кто несет нечто большое, на что все они взирают с благоговением. Это Ковчег завета, самый святой предмет, которым когда-либо обладали евреи, физический, реальный символ связи между народом Израиля и Б-гом.
Священники шествуют медленно, чинно, как и те, кто сопровождает повозку, на которую водружен Ковчег. Но во главе процессии люди скачут и пляшут от восторга. Радость их стихийна и безудержна. Похоже, что ожидания, давно и долго скрываемые, загнанные внутрь, теперь наконец-то выпущены на волю. Некоторые священники тоже не стесняясь машут руками и вскидывают ноги: ими овладел священный восторг. Не каждый сочтет такое поведение подобающим для религиозного торжества. Но посмотрите: там, далеко впереди, сам царь возглавляет процессию. Он тоже охвачен всеобщей буйной радостью - еще один пример непредсказуемости его характера.
Да, конечно же, Давид - не обычный монарх. Сегодня великий день для него, и он отбросил попытки вести себя по-царски. Этого дня он ждал годами.
...Смотрите, как вьется процессия по дорогам города, направляясь к шатру, специально приготовленному для Ковчега. Уже принесены жертвы и пропеты последние песнопения, и последний оратор уже кончает говорить. Тысячная толпа окружает шатер. Всем раздают праздничное угощенье - хлеб и финики, и гроздья винограда. Это - день, подобного которому еще не видел Израиль. Иерусалим сегодня открывает новую страницу своей истории: он становится центром служения единому Б-гу, да будет благословенно Имя Его''...
Израильским археологам удалось документально подтвердить то, что обыватели считают мифом. На минувшей неделе, в преддверии Рош а-Шана, в Граде Давида состоялась 6-я научная археологическая конференция, на которой, среди прочих находок, было представлено поистине сенсационное открытие. В ходе раскопок, проводящихся в районе Храмовой горы, доктор Габи Баркаи, сотрудник Бар-Иланского университета, обнаружил фрагмент печати, которой пользовались в период Первого Храма, то есть при царе Соломоне. Бесценную (с научной точки зрения) находку археологи откопали в тоннах земли и строительного мусора, которую выгреб несколько лет назад с Храмовой горы контролирующий ее мусульманский ВАКФ.
История открытия, сделанного израильскими археологами, более чем драматична, потому что она неразрывно связана с политической борьбой. В период, предшествовавший ''интифаде Аль-Акса'', ВАКФ незаконно вел в юго-восточной части Храмовой горы строительные работы. На грани разрушения оказался вход в Соломоновы конюшни. Сотрудники Управления по охране древностей отчаянно взывали о помощи, но никакой реакции со стороны правительства на предостережения ученых не последовало. Тонны мусора, который выгребли с Храмовой горы, были сброшены на свалке у арабской деревни Эль-Азария, к востоку от Иерусалима.
Группа археологов во главе с доктором Баркаи и Цахи Цвайгом много месяцев подряд рылась в грудах этого мусора, надеясь отыскать древние иудейские артефакты. Большинство обнаруженных предметов восстановлению не подлежали. Но ученые не опускали рук и продолжали черную работу, в тот период казавшуюся абсолютно бесперспективной.
В конце концов удалось обнаружить миниатюрный комок, диаметр которого не превышает сантиметра. Ученые предположили: в нем может находится остаток нити, с помощью которой привязывали печать, проставляемую под документами и письмами. Чтобы доказать природу и предназначение находки, требовалось провести экспертизу. Но где взять средства и на нее, и на продолжение ''раскопок'', ведущихся на мусоросвалке?!
Бюджет, который требовался для фильтровки мусора, удалось раздобыть лишь недавно.
И вот 27 сентября этого года ученые воскликнули: ''Эврика!'' В ходе фильтрации была обнаружена печать, которую археологи датируют периодом, предшествовавшим разрушению Первого Храма. На лицевой стороне печати различимы три строки, выгравированные на древнем иврите. Явственно просматривающееся буквосочетание ''ягу'' вполне может быть окончанием любого распространенного в те времена иудейского имени (Элиягу, Иешайягу и т.д.).
Доктор Габи Баркаи, лауреат Иерусалимской премии по археологии, в шутку заметил, что обнаруженная печать - ''это привет нашим современникам из царства Давида''.
- Если нам удастся точно расшифровать надпись, содержащуюся в трех строках, выгравированных на печати, современники наверняка узнают много нового о царе Давиде, но не будем забегать вперед, - предлагает доктор Баркаи. - Нам необходимо скрупулезно провести экспертизу, результаты которой будут доведены до широкой общественности.
Выступила на конференции и доктор Эйлат Мазар - сотрудник Института археологии Еврейского университета, внучка всемирно известного профессора-археолога Биньямина Мазара. Она представила своим коллегам промежуточный отчет о раскопках, проводящихся в северной части Града Давида. Именно там и обнаружен фундамент монументального здания, датируемого специалистами примерно десятым веком до новой эры. Многие участники конференции, подобно доктору Мазар, убеждены, что это - остатки дворца царя Давида.
В ходе раскопок, проводимых в Граде Давида, доктором Мазар тоже была обнаружена печать - и тоже диаметром в сантиметр. На лицевой стороне печати также просматриваются три строки, выгравированные на иврите, характерном для периода Первого Храма. Ученым удалось прочесть надпись: там значилось имя Егохаля, сына Шломиягу Бен-Нави, дважды упоминающегося в ТАНАХе. Егохаль был министром при царе Цидкиягу, правившем примерно в 580 году до н.э., в канун разрушения Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором.
Археологи, ведущие раскопки в Граде Давида, постоянно обнаруживают ''вещественные доказательства'' реальности библейских текстов. Так, летом нынешнего года на развалинах царского дворца были найдены две золотые монеты с надписью ''За свободу Израиля''. Ученые предполагают, что отчеканены они во время правления царя Агриппы, неоднократно упоминаемого в ТАНАХе. Обнаружено также перекрытие, ведущее в бассейн для омовений. Вход в помещение выложен хорошо сохранившимися камнями. Открыт и узкий проход, описанный археологами Паркером и Венсеном в 1909 - 1911 годах. В свое время на основании составленной ими карты была прорублена каменная стена, за которой оказался проход, соединенный с многочисленными тоннелями, пролегающими под Храмовой горой. За скалами оказались полые ниши. Приборы указали на наличие за стеной комнат, в которых имеются металлические предметы.
Оптимисты предполагают, что там могут храниться сокровища Иерусалимского храма. Пессимисты из числа израильтян всячески пытаются принизить значение открытий археологов и свести их к ''всплескам мессианства''.
Никаких сомнений не вызывает один-единственный факт: за ходом археологических раскопок в Граде Давида следит, затаив дыхание, весь христианский мир. Каждая находка получает отражение в тысячах публикаций на десятках языков. При этом многочисленные религиозные издания мгновенно увязывают любой предмет, обнаруженный в Граде Давида, с текстом Библии. Все, кроме некоторых израильских, - прогрессивно мыслящих, либеральных, пропалестинско-антиклерикальных.
Начало начал
Стоя на смотровой площадке Града Давида, представляешь себе историю в лицах и на клеточном, физическом уровне ощущаешь собственную генетическую связь с ''началом начал''. Происходит это, впрочем, при одном условии: если взобравшийся на холм современник признает кровную связь своего народа с Землей Сиона. Если же нет (а часть граждан Израиля, и прежде всего те, кто объявил себя местной интеллектуальной элитой, считают наше государство хроническим оккупантом), то и чувства здесь испытываешь прямо противоположные. Под стать чувству вины высказываются и суждения.
Новый скандал, разразившийся вокруг Града Давида, легко может снова ''поджечь'' страсти, тлеющие не только в недрах ущелья Силуан, но и в Шхеме, Калькилии, Газе, Ираке, Иране - далее везде. Ведь история христианства есть прямое производное ''иудейской мифологии''. И если сегодня профессор Нур эль-Дин и иже с ним пытаются руками израильских ''либералов'' переписать ТАНАХ, значит, завтра какой-нибудь бин-Ладен непременно посягнет и на Новый Завет, пытаясь отрицать факт пребывания Иисуса Христа в Старом городе или в Галилее. Война цивилизаций, ежедневно уносящая в разных точках земного шара человеческие жизни, имеет религиозные корни, и слеп тот, кто этого до сих пор не увидел. Неудивительно, что любая уступка терроризму со стороны цивилизованных наций воспринимается исламскими радикалами как очередная справедливо одержанная победа над морально ослабевшим врагом.
Сразу после вывода израильских войск из сектора Газы лидеры палестинцев - официальные и реальные - привлекли взоры будущих ''шахидов'' к Иерусалиму. Это не спонтанная реакция на признание Израилем своего поражения в ''войне Осло'', это - один из этапов выношенного несколькими поколениями исламских экстремистов плана вселенской экспансии. И то, что некоторым наивным израильтянам кажется всего лишь ''академическим спором'' (пусть и способным повлиять на исход регионального арабо-израильского конфликта), в действительности отражает тенденцию нового витка войны цивилизаций.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: