Теперь еще и Уго Чавес...
29.10.2005 | 21:38
Александр Майстровой, ''Новости недели''
Тяга к ''легким деньгам'' в очередной раз омрачила наши и без того не слишком идеальные отношения с Вашингтоном.
Недавние аплодисменты Шарону в Белом доме очень скоро могут смениться недовольством и разочарованием. Это вызовет очередное напряжение в двусторонних отношениях, которое, пусть и не грозит серьезным кризисом, но ослабит международные позиции Израиля. Таковы прогнозы как израильских, так и американских дипломатов на ближайшее будущее.
Первая причина накапливающегося недовольства Израилем в Вашингтоне - крайне близорукая, граничащая со слабоумием, политика продажи нашего оружия другим странам. На протяжении последних лет, вне зависимости от того, кто возглавляет страну и министерство обороны, Израиль умудряется наступать на одни и те же грабли в крайне чувствительном для своего старшего партнера вопросе. Еще не заглох резонанс скандала вокруг поставок разведывательных самолетов Китаю, как Израиль спровоцировал новый кризис.
На этот раз государственный авиационный концерн ''Таасия авирит'' не нашел ничего удачнее, чем сделка на модернизацию истребителей F-16 ВВС Венесуэлы. Эта южноамериканская страна, возглавляемая ныне Уго Чавесом, лучшим другом Фиделя Кастро, в последнее время превратилась в постоянный источник головной боли для Вашингтона. За время своего правления Чавес сблизился со всеми врагами Америки, включая Иран, и политическая элита США видит в нем главный источник беспокойства в Латинской Америке. Согласно соглашению, Израиль должен был установить на F-16 собственную, более совершенную аппаратуру, существенно усиливающую боевые показатели этих самолетов.
Было заранее очевидно, что у сделки нет ни малейших шансов на реализацию, ибо США не допустят (и будут абсолютно правы!) вооружения враждебного и плохо предсказуемого режима новейшим военным оборудованием. Было очевидно, что такого рода сделка подорвет и без того пошатнувшееся наше двустороннее военное сотрудничество. Наконец, было очевидно, что такого рода ''гешефты'' весьма опасны для самого Израиля, ибо Уго Чавес вполне может продать полученную от Израиля технологию его же, Израиля, злейшим врагам - начиная от Ирана и кончая разнообразными арабскими режимами.
Однако запах ''горячих денег'' сильнее любых рациональных соображений, не говоря уже о высокой политике и тем более о морали, и Израиль в лице государственного военного концерна решил удовлетворить пожелание ''друга Чавеса'', как называет последнего Фидель Кастро.
Напомним, переговоры о сделке велись, когда еще не завершился конфликта вокруг продажи военной технологии Китаю. Израиль дважды нарывался на неприятности. Первый раз - во время правления Эхуда Барака, который подписал соглашение о продаже Поднебесной ''фальконов'', не проинформировав об этом Пентагон. Второй раз, уже при Шароне, который, как известно, сделал ставку на дружественные отношения с США. Модернизация по заказу Пекина беспилотных разведывательных самолетов израильского производства ''Harpy'' вызвала жесткую и более чем предсказуемую реакцию Вашингтона, в результате чего сделка была отменена, а отношения между израильским министерством обороны и Пентагоном вконец испорчены. В военном ведомстве США взяли курс на свертывание отношений со своим не в меру меркантильным израильским союзником: передача военной технологии Израилю была ограничена, а совместные разработки и консультации сведены к минимуму. Под давлением США израильское руководство отправило в отставку генерального директора оборонного ведомства Амоса Ярона, однако трудно поверить, что это исправило израильский имидж в глазах США. В конечном итоге были достигнуты договоренности, что Израиль будет согласовывать с Америкой поставки оружия в проблемные страны, однако вряд ли инцидент можно считать полностью исчерпанным. Американцы крайне болезненно реагируют на нарушение договоренностей и союзнических обязательств и не прощают ''шутки'', когда в дело вовлечены их жизненно важные интересы.
Можно сколько угодно говорить, что и Вашингтон не слишком считается с интересами Израиля, поставляя современную боевую технологию Египту и Саудовской Аравии, однако во всем этом есть существенные нюансы. Во-первых, не Израиль оказывает двухмиллиардную военную помощь США, а США - Израилю. Во-вторых, Израиль зачастую пытается перепродать врагам американцев американскую же технологию, пусть и несколько модернизированную. То есть ''провернуть двойной гешефт''. И, наконец, сделки с Египтом и Саудовской Аравией обсуждаются в США публично, в конгрессе и сенате, и в ряде случаев отменялись под давлением про-израильских кругов. Израильские же правители действуют по принципу ''подковерных махинаций'', стремясь ''прокрутить дельце'' так, чтобы об этом не узнали ни свои, ни чужие, а дальше трава не расти.
Это тактика ставит под угрозу не только добрые отношения с администрацией, но - что намного хуже - с подлинными сторонниками еврейского государства в конгрессе, Пентагоне, Республиканской партии, кругах евангелистов. Все они не в силах понять, что заставляет руководство дружественного им государства, интересы которого они отстаивают, жертвовать долгосрочными союзническими интересами во имя сиюминутной прибыли.
Это и вправду трудно понять, особенно с учетом, как было сказано выше, опасности распространения продвинутой военной технологии среди разного рода ''красных'' и ''зеленых'' диктатур. Было совершенно очевидно, что те же беспилотные разведывательные самолеты, проданные Китаю, вполне могут в конечном счете оказаться на службе Ирана и Сирии и быть обращенными против Израиля. Не надо обладать мифическим ''еврейским умом'', чтобы понять эту несложную истину.
Наконец, возникает еще один весьма неприятный, но неизбежный вопрос. Если Ариэль Шарон, который во всей своей политике сделал ставку на союз с Америкой и так часто жертвовал интересами безопасности своей страны во имя этого союза, попустительствует подобным сделкам, то насколько он, Шарон, вообще контролирует ситуацию? И если он допускает столь грубые проколы в столь чувствительных для страны вопросах, то насколько можно полагаться на остальные его решения в жизненно важных сферах?
Так или иначе, сделка с Венесуэлой была, как и следовало ожидать, под давлением США отменена и кризис предотвращен - во всяком случае формально. Однако история эта в очередной раз, увы, показала, насколько Израиль не надежен в качестве союзника и какие мотивы доминируют при проведении им своей политики. И все это вряд ли может способствовать улучшению отношений с США вообще, и с Пентагоном - в частности.
Второй источник ''недопонимания'' между США и Израилем - палестинская тема. Трудно понять причины оптимизма в израильском руководстве после визита Абу-Мазена в Белый дом. Джордж Буш действительно в очередной раз похвалил Шарона за его решение уйти из Газы. Он вновь потребовал от палестинского ''раиса'' принять меры по борьбе с террором и пресек попытки Абу-Мазена перейти к переговорам об окончательном урегулировании. Однако в вопросах, весьма существенных для Израиля, президент США разделил взгляды Махмуда Аббаса и поддержал его.
Речь идет в первую очередь об участии ХАМАСа в выборах в ПА. Попытки израильских дипломатов и политиков убедить Белый дом, что условием участия ХАМАСа в выборах должно стать его разоружение, провалились. В Вашингтоне согласились с мнением Абу-Мазена, что лучше интегрировать исламистов в политическую систему ПА, нежели пытаться их изолировать или тем более - разоружить. Сегодня США на разных уровнях заявляют, что ''не намерены вмешиваться во внутренние палестинские проблемы'', а это означает, что ХАМАС получит возможность диктовать палестинским властям свою политику изнутри - продолжая террор и усиливая свое влияние на массы. И если на данном этапе власти ПА при желании еще вполне могли бы разоружить ХАМАС, то в скором времени сделать это будет уже невозможно. Это - несомненное достижение Аббаса, который, по сути дела, продолжает политику Ясера Арафата.
Американцы также поверили (или сделали вид, что поверили) планам руководства ПА включить в состав палестинских спецслужб боевиков ''Батальонов мучеников Аль-Аксы''. Идея эта, как мы помним, уже претворялась в жизнь. В конечном счете дело закончилось тем, что как только вспыхнули кровавые беспорядки в сентябре 2000 года, ''полицейские'' благополучно повернули оружие против израильских солдат и мирных граждан. Террористы вернулись к своему ремеслу - убийству израильтян - теперь уже в полицейской униформе и повысив профессиональную боевую подготовку. Не трудно предвидеть, как поведут себя ''мученики'', многие из которых, не будем забывать, состоят на содержании ''Хизбаллы'' и Ирана, в случае нового конфликта. Однако США, отчаянно пытающиеся удержать на плаву Абу-Мазена, склонны принимать всерьез его аргументы, что боевики и ХАМАСа, и ''Мучеников Аль-Аксы'' превратятся в добропорядочных граждан, если наделить их властью и оставить им автоматы.
Наконец, Белый дом все более отчетливо дает понять: как бы высоко здесь ни ценили односторонний уход из Газы, однако не снимают с Израиля ответственности за дальнейшее развитие переговорного процесса. Израиль, указывают американские политики и дипломаты, имеет полное право на самооборону, но должен возобновить ликвидацию поселенческих форпостов и облегчить условия палестинцев в Иудее и Самарии. Джордж Буш дал ясно понять, что выступает против расширения поселенческих блоков (недвусмысленный намек на планы присоединения Маале-Адумим к Иерусалиму) и включения их в маршрут заградительных сооружений. ''Израиль не должен предпринимать никаких шагов, которые противоречили бы ''Дорожной карте'', - заявил Буш на пресс-конференции с Абу-Мазеном. - Израиль должен снести поселенческие форпосты и остановить расширение поселений''.
Все это полностью противоречит уверениям лидеров Израиля, что теперь, после ухода из Газы, Израиль получит желанную свободу действий и ''сам сможет определять свое будущее''. Будущее Израиля по-прежнему определяется в Вашингтоне, с которым Израиль своим неумным меркантилизмом только осложняет отношения, отталкивая от себя наиболее преданных сторонников...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: