Исследовательский центр «Аль-Мустакбаль» опубликовал на днях исследование, посвященное возможному развитию палестино-израильского конфликта в период после реализации плана одностороннего размежевания. Специалисты центра описали три наиболее вероятных сценария этого развития и дали подробную характеристику каждому из них.
«Аль-Мустакбаль» базируется в Газе и напрямую связан с ХАМАСом. Во главе центра стоит д-р Атеф Ибрагим Адван, профессор политических наук, выпускник Оксфорда, являющийся одним из видных членов партии «Исламского спасения». В публикациях центра отображаются идеи и воззрения ХАМАСа, даже в том случае, если они и не выражают формальную позицию этой организации. Поэтому оценку перспектив развития конфликта можно считать позицией руководства ХАМАСа, что делает исследование чрезвычайно интересным для израильской публики. Следует особо подчеркнуть, что это исследование, которое вовсе не было предназначено «Аль-Мустакбаль» для широкого пользования, сумел раздобыть и предать гласности израильский «Центр изучения терроризма».
Сценарий первый – приведение в порядок «палестинского дома»
В соответствии с ним, после ухода Израиля из Гуш-Катиф, в секторе Газа будет наблюдаться временное сокращение военной деятельности. Основное внимание палестинцы сосредоточат на восстановлении и укреплении местных учреждений и органов власти. Именно это авторы исследования и называют «восстановлением и приведением в порядок палестинского дома».
(Отмечу в скобках, что уже сам этот термин не соответствует исторической действительности. «Восстановление» подразумевает нечто существовавшее ранее, что было разрушено. Но «палестинский дом», как известно, никогда ранее не существовал, автономия возникла всего десять лет назад, в результате заключенных Рабиным и Пересом соглашений в Осло).
В рамках «приведения в порядок палестинского дома», США, Евросоюз и Египет будут поощрять Абу-Мазена к привлечению террористических организаций (называемых в отчете "организациями сопротивления") и, в первую очередь, ХАМАС, к участию в политической деятельности. В результате давления иностранных держав Абу-Мазен пойдет даже на включение представителей этих организаций в свое правительство. В качестве платы за такой шаг, США мобилизуют финансовые средства для восстановления экономики сектора и создания рабочих мест для его жителей. Такой сценарий развития событий, по мнению авторов отчета, желают видеть американцы, европейцы, руководство автономии и даже «израильский враг».
Тем не менее, затишье, связанное с «восстановлением», будет недолгим и непрочным. Хотя исследование допускает вероятность такого развития событий, но относится к нему достаточно скептично. Этот скептицизм вызван тем, что авторы исследования проводят четкую грань между возможным согласием террористических организаций на тактическое прекращение военных действий и их решительным намерением продолжить вооруженную борьбу в стратегической перспективе. Категорическая позиция ХАМАСа, отрицающего любую возможность примирения с сионистским врагом до тех пор, пока даже пядь палестинской земли находится под его оккупацией, обуславливает неминуемое возобновление военных действий. Поэтому, подытоживают авторы исследования, даже если затишье и воцарится на какой-то период, оно будет очень хрупким и сможет взорваться в любой момент - конечно же, по вине Израиля. Поводом для взрыва могут послужить «нападения оккупантов на палестинский народ в секторе Газа и на Западном берегу», угроза разрушения мечети Аль-Акса, отказ Израиля освободить палестинских заключенных и многое другое.
Сценарий второй – ограниченный конфликт на западном берегу
В соответствии с ним, после размежевания вооруженная борьба возобновится, правда, в ограниченном масштабе. Именно это развитие событий авторы исследования считают наиболее вероятным.
«Организации сопротивления» сконцентрируют вооруженную борьбу на Западном берегу, в то время как в Газе они создадут «линию обороны». Суть линии обороны будет заключаться в нанесении взвешенных ответных действий в ответ на «преступления врага на Западном берегу». Иными словами, на любую операцию ЦАХАЛ в Иудее и Самарии последует ответ из сектора Газа. Этот ответ будет заключаться, в основном, в ракетных обстрелах приграничных с Газой районов Израиля. Прекрасно понимая потенциал эскалации, заключенный в этих обстрелах, исследование отмечает, что ответные действия должны быть взвешенными и осторожными – для того, чтобы «не спровоцировать сионистского врага на вхождение в сектор». Из этого можно сделать вывод, что ХАМАС впредь не повторит «ночь «кассамов», когда на Сдерот упали более 40 ракет, а ограничится отдельными залпами.
Авторы исследования исходят из того, что правительству Шарона, несмотря на его грозные заявления, будет трудно, в качестве реакции на гибель одного – двух мирных граждан, начать крупномасштабные военные действия. Постоянные точечные уколы, с одной стороны не дадут Израилю повода для жесткого ответа, который не будет одобрен мировым общественным мнением, а с другой - создадут в Израиле атмосферу страха и потери его гражданами личной безопасности. Они могут привести и к массовому бегству жителей из Сдерота и других населенных пунктов, которые превратятся в постоянные объекты обстрелов, что, несомненно, станет крупным успехом «сил сопротивления».
Авторы исследования отмечают, что после завершения строительства «расистского забора» осуществление терактов-самоубийств окажется затруднительным. Поэтому, по их мнению, борьба с оккупантами сконцентрируется на терактах вдоль центральных автомагистралей, жертвами которых станут, в основном, военнослужащие и поселенцы. Кроме того, будет широко использоваться и «новое оружие» под которым, скорей всего, подразумеваются ракеты «кассам» с увеличенным радиусом действия, для производства которых в Иудее и Самарии террористические организации прилагают в последнее время максимальные усилия.
Сценарий третий – тотальная интифада
В качестве подтверждения вероятности такого сценария, исследование приводит мнение бывшего главы ШАБАК Ави Дихтера, заявившего о возможном начале третьей интифады в последнем квартале 2005 года. Вместе с тем, его авторы подчеркивают, что «организации сопротивления» вступят в тотальный конфликт с позиции силы, поскольку «их возможности расширились и они разработали новые виды оружия – в том числе и «кассамы» с увеличенным радиусом действия». Обстрелу этими ракетами будут подвергнуты из сектора Газа уже не только приграничные населенные пункты, но и города, которые до сих пор считались находящимися в глубоком тылу. Что же касается Западного берега, то исследование рассматривает несколько вариантов действий:
- налаживание массового производства минометных снарядов и ракет, что позволит с легкостью обстреливать израильские поселения, расположенные за «расистским забором» и лишит этот забор какой-либо эффективности;
- партизанская война по образцу Южного Ливана, в ходе которой маленькие террористические группы будут наносить удары по поселениям, военным базам и транспортным артериям, в то время как крупные израильские города будут подвергаться непрерывному обстрелу дальнобойными минометами и «катюшами».
Авторы исследования особо отмечают действенность терактов-самоубийств, оказывающих на израильтян наибольший психологический эффект. И хотя после завершения строительства «расистского забора», реализация этих терактов станет затруднительной, нет сомнений, что «организации сопротивления» сумеют найти пути для преодоления этого препятствия. «Значительная протяженность забора и его близость к израильским населенным пунктам облегчат эту задачу» – заявляет исследование. Как тут не вспомнить добрым словом решения БАГАЦ, который, заботясь о нормальном образе жизни арабских деревень, приказал уничтожить уже выстроенные в Иудее и Самаре участки забора и перенести его практически вплотную к «зеленой черте».
В качестве одного из факторов, который ослабит действия ЦАХАЛ, авторы исследования отмечают также уход Израиля из Гуш-Катиф и Северной Самарии. По их мнению, после завершения плана одностороннего размежевания, «давление на силы освобождения ослабнет, поскольку армия оккупантов уже не сможет с прежней эффективностью осуществлять аресты и ликвидации».
Анализируя возможность третьего сценария, исследование подчеркивает его достаточно низкую вероятность, отмечая, вместе с тем, что Израиль готовится и к такому развитию событий.
Подводя краткий итог, можно сказать, что, до сих пор развитие событий после ухода Израиля из Гуш-Катиф и Северной Самарии, развивается в более-менее точном соответствии с прогнозами «Аль-Мустакбаль». Руководству ХАМАСа удалось без особого труда навязать Израилю второй сценарий, разработанный им – ведение вооруженной борьбы в ограниченном объеме. Но стоило ли ради этого разрушать Гуш-Катиф?