Большие деньги в маленькой стране
08.11.2005 | 14:05
Борис Дубсон, ''Новости недели''
Вот уже который год газета ''Маарив'' публикует список ста самых богатых израильтян. Нынешний список заметно отличается от списков предыдущих лет: в 2005 году в нем появилось 12 новых лиц, а за два последних года в этом списке сменилась пятая часть.
Новички списка заметно подняли величину начального капитала, необходимого для включения в него - в 2005 году этот ценз составил 540 млн. шекелей или 120 млн. долларов (все оценки активов экспертами газеты произведены в шекелях, исходя из обменного курса 4,5 шекеля за доллар). В 2004 году соответствующий показатель составлял 440 млн., а в 2003-м - 328 млн. шекелей. Одновременно в ''списке 100'' значительно возросло число шекелевых миллиардеров: если в 2004 году к этой категории относился лишь каждый второй из ''золотой сотни'', то в нынешнем их стало уже 69. В итоге совокупные активы ста богатейших израильтян увеличились на 22% и достигли 257 млрд. шекелей.
Этот рост был обусловлен главным образом беспрецедентным бумом на Тель-авивской бирже. С октября 2004-го по сентябрь 2005 года индекс акций ''Тель-Авив 25'' вырос на 41%, а индекс ''Тель-Авив 100'' - на 34%. Заметно увеличилась рыночная стоимость израильских фирм, акции которых котируются на Нью-йоркской и европейских биржах. Еще один источник роста стоимости активов - выплата дивидендов: по итогам 2004 года ряд израильских компаний выплатил акционерам сотни миллионов шекелей дивидендов.
Отметим, что благоприятная экономическая конъюнктура последних лет способствовала росту активов не только бизнес-элиты, но и более широкого слоя состоятельных израильтян. По оценке инвестиционного банка ''Мерилл Линч'', число долларовых миллионеров в Израиле в 2004 году увеличилось на 10% и достигло 6,6 тысячи человек. В эту категорию входят только те, кто имеет не менее миллиона долларов в форме финансовых активов. Если учесть стоимость недвижимости и прочих активов, то численность миллионеров в Израиле, по оценке автора, составляет от 50 до 70 тысяч.
Но Израиль слишком мал для бизнеса, измеряемого миллиардными суммами. Десять долларовых миллиардеров, занимающих первые места в ''списке 100'', можно разделить на две группы. Часть из них сделала ''большие деньги'' за рубежом, а затем занялась бизнесом в Израиле; другие заложили основу своего состояния в Израиле, а уж после занялись бизнесом за его пределами. Но в обоих случаях финансовые и прочие активы в Израиле представляют для долларовых миллиардеров, образно говоря, десерт или в лучшем случае гарнир к основному блюду - их зарубежным активам. С полным основанием это можно сказать о занимающих 1-е и 5-е места в ''списке 100'' Шери Арисон (ее активы составляют 18,5 млрд. шекелей) и семье Сами Офера (13 млрд. шекелей). Семьи Арисон и Офер большую часть своих состояний заработали в США и лишь после этого занялись масштабным бизнесом в Израиле: Шери Арисон является ведущим акционером в банке ''Апоэлим'', а Сами Офер контролирует холдинг ''Хевра ле-Исраэль''. Обе эти компании входят в пятерку ведущих, акции которых котируются на Тель-авивской бирже. Тем не менее, основную часть активов семей Ш.Арисон и С.Офер составляют пакеты акций в американских судоходных компаниях, специализирующихся на туристских круизах вдоль берегов Америки и Европы.
К этой же группе относится и Хаим Сабан, сколотивший свое состояние в американском медиа-бизнесе и впервые включенный в ''список 100'' после приобретения им контрольного пакета акций в приватизированном концерне телефонной связи ''Безек''. Вместе со своими двумя компаньонами Хаим Сабан потратил около миллиарда долларов на приобретение 30% акций концерна, но основная часть его активов, по-видимому, остается за рубежом.
Из миллиардеров, которые начинали свой бизнес в Израиле, а затем начали экспансию за рубежом, в первую очередь следует назвать семью промышленников Вертхаймеров, владельцев фирмы ''Искар'', которая специализируется на производстве инструмента и лопаток для авиационных турбин. Вертхаймеры владеют в Израиле четырьмя технопарками, на территории которых размещено 160 различных фирм. Кроме того, филиалы ''Искара'' созданы в ряде европейских и азиатских стран. Состояние Вертхаймеров оценивается в 12,5 млрд. шекелей.
Еще два миллиардера - ''короли'' мирового алмазного рынка Лев Леваев и Бени Штейнмац, одновременно занимающиеся бизнесом в сфере недвижимости и ряде других секторов экономики. Леваев - наиболее известный израильский бизнесмен в России с обширными деловыми интересами (добыча и огранка алмазов, строительство и недвижимость) и филантроп, помогающий еврейским организациям. В 2000 г. он возглавил Федерацию еврейских общин России, в 90 российских городах действуют еврейские клубы, школы, детские сады и благотворительные столовые, созданные на деньги Леваева. В ''списке 100'' в 2005 году он занимает 3-е место с активами в 15,7 млрд. шекелей. Примечательно, что в номере другой израильской газеты - ''Едиот Ахронот'', в статье, посвященной Леваеву, его состояние оценивается более скромной цифрой в 10 млрд. шекелей. Столь значительные различия в оценках предопределены непрозрачностью алмазного бизнеса вообще и сделок Леваева в этой сфере в частности.
Довольно сложно определить и размер реальных активов в сфере сделок с недвижимостью. Именно в этой сфере израильский капитал наиболее активен за рубежом. Израильтяне скупают недвижимость на миллиарды долларов в США, Канаде, странах Восточной и Западной Европы. Своего рода символом экспансии израильского капитала в этой сфере стало приобретение еще одним израильским миллиардером - Ицхаком Тшувой - знаменитого отеля ''Плаза'' в Нью-Йорке. Затраты на его приобретение и капитальный ремонт обойдутся Тшуве в сумму, превышающую миллиард долларов, но это его не смущает. Израильские аналитики называют Тшуву везунчиком: действительно, даже стихийные бедствия способствуют увеличению его капитала. Несколько месяцев назад он купил нефтеперерабатывающий завод в Техасе, рыночная стоимость которого после урагана ''Катрина'' выросла в три раза.
Еще два миллиардера в первой десятке ''Золотой сотни'' - выходцы из бывшего СССР Аркадий Гайдамак, активы которого, по оценкам израильских экспертов, составляют 16 млрд. шекелей, и Михаил Черной с 10 млрд. шекелей. В принципе определение размеров бывших российских олигархов сродни гаданию на кофейной гуще, ибо они предпочитают держать их в ликвидной форме на банковских счетах в различных странах. В израильской прессе однажды промелькнула информация о том, что на счетах Аркадия Гайдамака в израильских банках лежат 400 млн. долларов, но ее достоверность весьма сомнительна. Пока что приобретения Гайдамака в Израиле сводятся к покупке трех футбольных клубов, один из которых - иерусалимский ''Бейтар'' - в Израиле популярен не меньше, чем в России московский ''Спартак''. Попытки Михаила Черного интегрироваться в израильский бизнес тоже пока не увенчались успехом; более того, он стал жертвой многолетнего судебного разбирательства, связанного с приобретением его компаньоном, израильским бизнесменом Гадом Зееви, 20% акций концерна ''Безек''.
Вместе с Гайдамаком и Черным в ''списке 100'' в последние два года фигурируют трое опальных российских олигархов из компании ЮКОС. В нынешнем году активы Леонида Невзлина, Михаила Брудно и Владимира Дубова значительно сократились из-за снижения рыночной стоимости принадлежавших им пакетов акций в ЮКОСе. Активы Невзлина составляют примерно 2 млрд. шекелей, и он опустился с 6-го на 30-е место в списке, а активы Брудно и Дубова составляют по 1,5 млрд. шекелей (соответственно, они находятся на 41 и 42 местах вместо 9 и 10 в прошлом году). Разумеется, достоверность этих оценок весьма приблизительна.
Эта троица еще только осваивается в Израиле. Леонид Невзлин и Михаил Брудно приобрели виллы в престижном местечке Герцлия-Питуах. Невзлин недавно был избран председателем попечительского совета общественной организации ''Дом Диаспоры'' и пожертвовал ей несколько миллионов долларов. Что касается бизнеса, то в израильской прессе прошла информация о приобретении бывшими руководителями ЮКОСа пакета акций израильской компании нефтеперерабатывающих заводов за несколько сотен миллионов шекелей. Правда, никаких подробностей, как это обычно принято при сделках такого масштаба, не сообщалось.
Владельцам крупных состояний в Израиле удается в течение многих лет успешно сохранять инкогнито и держать в тайне размеры своих капиталов. Об этом убедительно свидетельствует пример еще одного выходца из бывшего СССР - Авраама Наникашвили. О реальных масштабах его активов еще несколько месяцев назад не имели представления даже самые дотошные специалисты по рынку капитала. Он ''засветился'' после того, как контролируемая им компания приняла участие в тендере по приватизации кибуцной фирмы ''Ницба''. После этого выяснилось, что на посредничестве в торговле российской нефтью и земельных спекуляциях в Израиле Наникашвили за считанные годы сколотил состояние в 3,35 млрд. шекелей, что позволило занять ему 15-е место в списке.
Возвращаясь к характеристике ''списка 100'' в целом, отметим еще две важные детали.
Во-первых, несколько сдали свои позиции представители хай-тека. Некоторые из них, прославившиеся нашумевшими продажами своих компаний американским ТНК в конце 1990-х, не сумели эффективно использовать полученные от этих продаж средства и в результате выбыли из ''списка 100''. Сектор хай-тека в Израиле в 2004-2005 гг. в целом не продемонстрировал той динамичности, которая была ему присуща на пике биржевого бума в 1999-2000 гг.: индекс ''Тель-тек'', в котором представлены акции 15 ведущих израильских высокотехнологичных компаний, с сентября 2004 по сентябрь 2005 года вырос всего на 1,3%.
Во-вторых, стоит обратить внимание на тот факт, что денежный эквивалент богатства и степень влиятельности в израильском обществе не обязательно совпадают. В опубликованном в журнале TheMarket рейтинге влиятельности, где наряду с предпринимателями представлены министры, топ-менеджеры, видные юристы и аудиторы, второе место в 2005 году занял Нохи Данкнер. Активы его семьи (вместе с отцом и сестрой) ''Маарив'' оценил в 1,46 млрд. шекелей, что дало им скромное 44-е место. Известно, однако, что каждый третий израильтянин пользуется мобильной связью компании или приобретает товары в розничных сетях, каждый четвертый оформляет страховку в страховой фирме, которые контролируются Данкнером. А из долларовых миллиардеров только четверо попали в первую десятку рейтинга влиятельности. Так что есть и другие, кроме богатства, факторы, определяющие реальный вес представителей бизнес-элиты в израильском обществе.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: