Да, они уже здесь. И я вовсе не имею в виду тех, кого называют русскими в Израиле, то есть – евреев, выходцев из СССР-СНГ. На этот раз речь идет о самых настоящих русских – и по национальности и по гражданству. И не просто о русских, а о русских военных специалистах. Делегация таких специалистов вот уже месяц находится в палестинской автономии, проверяя состояние и нужды ее служб безопасности.
Палестинский официоз стремится, по мере возможности, затушевать визит делегации – по словам представителя администрации автономии, речь идет о специалистах, среди которых нет ни одного высокопоставленного военного чина.
А пресс-секретарь МВД автономии Тауфик Хуса категорически опроверг сообщение, появившееся несколько дней назад в престижном военном журнале JANES, в соответствии с которым российские специалисты принимают участие в учениях палестинских сил безопасности.
Тем не менее, визит делегации четко вписывается в позицию России, которую она занимает в последние месяцы и которая направлена на поставку силам безопасности автономии (таким эвфемизмом пользуются российские СМИ для обозначения палестинской армии, насчитывающей несколько десятков тысяч человек) новых вооружений и оборудования. Продекларированная цель России – укрепить эти силы безопасности для того, чтобы помочь руководству автономии справиться с внутренними угрозами. Для такого укрепления Россия готова поставить автономии не только легкое стрелковое оружие, но и грузовые вертолеты МИ-17, бронетранспортеры БРДМ-2, средства связи и многое другое. Израиль категорически противится этим поставкам, но, если учесть, что сегодня граница между Газой и Египтом контролируется уже не ЦАХАЛом, а египетской армией, остановить переброску амуниции и вооружения в Газу будет нелегко. Вполне возможно, что военная делегация, находящаяся в Газе, занимается и детальным рассмотрением вопроса о таких поставках. Не исключено, что вопрос о поставках был поднят и в ходе переговоров между председателем автономии Абу-Мазеном и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, прошедших две недели назад в Рамалле.
Но дело не ограничивается только присутствием официальной делегации. Израильская журналистка Каролин Глик предала гласности информацию, которую не рискнули опубликовать ее коллеги. Глик утверждает, что в те несколько дней (сразу же после ухода ЦАХАЛ из «коридора Филадельфия»), когда египетские службы безопасности еще не навели там порядок, в Газу из Синая проникли не только террористы, но и… российские военные специалисты. «Стратегическое значение присутствия российских военных инструкторов в Газе – колоссально и Израиль не имеет права мириться с этим»,- отмечает Каролин Глик.
Тем не менее, израильский МИД и лично глава правительства Ариэль Шарон, до сих пор так и не предприняли решительных шагов, направленных на немедленное прекращение присутствия российских военных инструкторов непосредственно у израильской границы.
Странным кажется и молчание нашего руководства по поводу деятельности России в другой сфере, также затрагивающей жизненные интересы Израиля. Несколько дней назад российская ракета вывела на орбиту первый иранский спутник «Сина-1». В Тегеране утверждают, что речь идет всего лишь о «научно – техническом» спутнике, предназначенном для «геологических исследований, а также изучения земной поверхности». Руководитель космической программы Ирана Ибрагим Махмуд-заде заявил в интервью Би-Би-Си, что хотя вес спутника относительно невелик – 250 килограмм, речь идет о первой и успешной модели спутника чисто иранского производства. Но наличие у «первой модели» мощной фотокамеры свидетельствуем о том, что, скорей всего, это спутник-шпион, предназначенный для военных целей и, в первую очередь, для изучения «на земной поверхности» израильских объектов. Следует напомнить, что Иран активно занимается разработкой космической программы с 1998 года и сочетание спутников-шпионов с ракетами «Шихаб-3», способными достичь любой точки на территории Израиля, делает российскую помощь Ирану крайне опасной для Израиля.
Нет сомнения, что Россия по поводу иранского спутника займет позицию полного непонимания. Не могу не припомнить, как в 1995 году, во время визита в Израиль председателя верхней палаты Федерального Собрания России Владимира Шумейко, тогдашний лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу, поднял вопрос о продаже Ирану двух атомных реакторов. Я присутствовал на этой встрече и никогда не забуду ответа Шумейко – «Те паровые котлы, которые мы должны поставить для иранских электростанций, не имеют ничего общего с ядерными вооружениями». Скорей всего, и сейчас, Россия будет утверждать, что речь идет об обычном научно-исследовательском аппарате, который российская ракета вывела на орбиту вместе с еще семью европейскими спутниками.
Но, как, в конце концов, выяснилось, что Ирану были проданы вовсе не паровые котлы, а ядерные реакторы, точно также, не сомневаюсь, выяснится, что Иран стремится к созданию спутников-шпионов. Вот и получается – Россия строит режиму аятолл реакторы, которые позволят Тегерану обзавестись атомной бомбой, Россия помогает Ирану в разработке спутников-шпионов, Россия продала Сирии большую партию современного вооружения, Россия намерена поставить автономии вертолеты и бронетранспортеры, российские инструкторы тренируют палестинскую армию. А это уже не может не вызвать тревогу.
Российское руководство, сохранив имперские амбиции и замашки, забыло, чем на самом деле сегодня является их страна. Россия – больше не супердержава, соревнующаяся с Америкой, а, пусть и самая большая, но страна третьего мира. Две трети своих доходов она получает от продажи нефти, на которые существуют все бюджетники, в том числе и военная промышленность. Поэтому оказать давление на Кремль сегодня, хоть и сложно - в силу национальной гордости великороссов, но возможно, и намного легче, чем двадцать лет тому назад.
Впрочем, я не намерен обвинять российское руководство в проарабской политике. В конце концов, оно продолжает традиционный курс этой страны, десятилетиями поддерживавшей арабские и мусульманские режимы. В 90-е годы прошлого века новая, демократическая Россия начала занимать более взвешенную позицию, но, похоже, в последнее время, было принято решение если не о полном, то о частичном возврате к прежним отношениям с арабскими странами.
Мои претензии направлены к израильскому правительству, которое, просмотрело изменения, наметившиеся в позиции Москвы. Просмотрело и своевременно не приняло соответствующих шагов. Впрочем, оно и понятно – ведь последние полтора года у Ариэля Шарона абсолютно не было времени. Его внимание было сосредоточено только на одном - реализации плана одностороннего размежевания. А до России - с ее спутниками, ракетами, реакторами и вертолетами, у него просто руки не доходили...