В Израиле не верят, что иранские ядерные амбиции удастся обуздать дипломатическими методами.
Скандальное заявление иранского президента Ахмадинеджада по поводу уничтожения Израиля прибавило в мире симпатий еврейскому государству, но не сняло с повестки дня угрозы его существованию. Запад осуждает Иран, однако пока не готов пойти на прямой конфликт с ним - ни из соображений собственной безопасности, ни тем более из-за Израиля.
24 ноября в Вене должно состояться очередное заседание МАГАТЭ, посвященное ядерной программе Ирана. С точки зрения Израиля, наиболее благоприятной была бы ситуация, при которой МАГАТЭ передает ''иранское досье'' Совету Безопасности ООН, а уж он принимает санкции против этой страны. Однако вероятность такого развития событий, к сожалению, остается малой.
Прежде всего, против передачи иранского вопроса Совету Безопасности и санкций против Тегерана выступают Россия и Китай. Обе эти страны связаны с Ираном узами сотрудничества и сделают все, чтобы не дать в обиду своего партнера. Для России, остро нуждающейся в твердой валюте, Иран - курица, несущая золотые яйца. До тех пор пока иранцы остаются главными потребителями российских технологий - военных и гражданских, - в Москве не позволят обложить Тегеран санкциями. Для Китая Иран - ведущий поставщик нефти, а кроме того, обе эти страны успешно сотрудничают в других областях.
Европейцы раздражены строптивостью иранцев и их почти открытым пренебрежением к своим инициативам. Тем не менее, конформистский настрой в Лондоне, Париже и Берлине все еще слишком силен, чтобы перейти от языка убеждений к языку силы. США с их видением мира, в котором Иран возглавляет ось зла, по логике вещей, должны были бы стать главным инициатором передачи дела в СБ ООН и введения санкций против Тегерана. Однако реальность сложнее идеологических постулатов, и сегодня в Вашингтоне не слишком заинтересованы в обострении конфликта с аятоллами. Мало того, что Америка слишком увязла в Ираке, чтобы позволить себе прямой конфликт с ведущей державой исламского мира, она еще нуждается в косвенной поддержке Ирана, ибо по-прежнему делает ставку на иракских шиитов. А последние слишком зависят от иранцев и в любой момент могут повернуть оружие против США.
Поэтому в Вашингтоне предпочитают не торопиться и предоставляют Франции, Германии и Великобритании вести переговоры с иранским режимом. Это объясняет реакцию Кондолизы Райс на призывы Сильвана Шалома передать иранское ядерное досье в СБ ООН. Соглашаясь с ним, Райс подчеркивает, что все будет зависеть от дипломатической ситуации.
Пока наибольшую решительность в отношении Ирана демонстрирует лишь итальянское правительство, наиболее резко среди европейских стран отреагировавшее на призыв Ахмединеджада уничтожить Израиль. Министр иностранных дел Италии Джанфранко Фини заявил, что его страна выступает за передачу иранского вопроса в Совет Безопасности, однако мнение Рима вряд ли сколько-нибудь существенно повлияет на позицию постоянных членов СБ.
Сегодня мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. Иран обвиняется в нарушении всех международных норм, связанных с производством и распространением ядерного оружия, однако продолжает ускоренными темпами создавать ''исламскую бомбу''. Иранцы проигнорировали все требования, указанные в сентябрьской резолюции МАГАТЭ. Они по-прежнему препятствуют инспекции своих ядерных объектов, продолжают программу по обогащению урана, создают реактор по производству тяжелой воды, отказываются под различными предлогами от сотрудничества с европейской тройкой. На этой неделе Тегеран отверг компромиссное предложение о продолжении мирной ядерной программы при условии, что технология обогащения урана будет проводиться в России. ''Ядерное топливо будет производиться в самом Иране'', - без обиняков заявил вице-президент Ирана Ролам Реза Агхазаде. Несмотря на все это, Ирану, по-видимому, удастся избежать санкций.
С точки зрения Израиля, совершенно очевидно, что момент истины с каждым годом становится все ближе. Заявление Ахмадинеджада подлило масла в огонь, однако вряд ли его можно считать откровением. Вопрос сегодня сводится не к тому, насколько открыто демонстрируют аятоллы свою ненависть к еврейскому государству, а насколько они близки к созданию ''исламской бомбы''. Здесь мнения расходятся. В начале 2005 года руководители израильских силовых структур были уверены, что к следующему году иранцы преодолеют рубеж, за которым уже не будет пути назад. То есть получат возможность производить обогащенный уран. Об этом заявляли Шауль Мофаз, глава АМАНа Аарон Зеэви (Фаркаш) и глава ''Мосада'' Меир Даган. В случае, если Ирану удастся сейчас самостоятельно производить обогащенный уран, ядерное оружие у него появится к 2007 году.
Это наиболее пессимистичный прогноз. Однако даже при более благоприятном развитии событий Иран сможет создать ''исламскую бомбу'' в 2008 году. Даже при самом неудачном для него сценарии (в случае введения экономических санкций и трудностей в налаживании производства) создание им атомной бомбы откладывается до 2012. Однако такой сценарий маловероятен. По словам начальника генштаба Дана Халуца, международное давление может замедлить процесс получения Ираном ядерной технологии, но не остановить.
По мнению Эфраима Кама, специалиста из Института стратегических исследований имени Яффе при Тель-Авивском университете, появления бомбы у Ирана следует ожидать через три года. Американские специалисты полагают, что этот процесс будет более продолжительным и займет до четырех лет. Однако временные расхождения слишком незначительны, чтобы влиять на стратегию Израиля.
Судя по последней информации, пессимистичные прогнозы, к сожалению, наиболее точны. Как сообщила ''Нью-Йорк таймс'' со ссылкой на ЦРУ, иранцы существенно продвинулись на пути создания ядерного оружия. Их цель - создание ядерной боеголовки, которой можно оснастить ракеты ''шихаб'', способные поражать Израиль.
Израиль также обеспокоен успехами Ирана в развитии военных и околовоенных технологий - в частности, исламские специалисты уже могут выводить на орбиту спутники по сбору разведывательной информации. 27 октября был выведен на орбиту первый спутник - ''синах-1'', созданный на основе российской технологии. Кроме того, Иран разрабатывает еще несколько проектов по созданию и запуску спутников, наиболее перспективным из которых является ''месбах'' (''рассвет''). Хотя иранские лидеры говорят о мирном космосе, совершенно очевидно, что Тегеран получит возможность собирать информацию, которая будет использована в военных целях.
Для Израиля жизненно важно предотвратить ситуацию, при которой он окажется в пределах досягаемости иранских ракет с ядерными боеголовками, и в этом контексте характерно заявление Шауля Мофаза в интервью журналу ''Ньюсуик''. Подчеркивая приоритет дипломатических усилий, Мофаз сказал, что ''на сегодняшний день военная опция не рассматривается''. Именно так - на сегодняшний день. По словам Мофаза, пока еще существует ''окно возможностей'' для дипломатии, но по мере того как Иран будет приближаться к созданию атомной бомбы, ''окно'' это станет закрываться.
При этом совершенно очевидно, что Израилю будет крайне трудно принять решение о ликвидации ядерных объектов Ирана - и с военной, и с политической точек зрения. Это заставляет военных специалистов искать другие способы нейтрализации ядерной программы Ирана. Так, военный обозреватель газеты ''Гаарец'' Зеэв Шиф полагает, что Израиль должен начать активную работу по разрушению иранского режима изнутри - с помощью курдов и оппозиционных иранских группировок. Однако такая возможность расшатывания иранского режима остается слишком незначительной. Иранская оппозиция слишком слаба, а курдские сепаратистские настроения в Иране не представляют серьезной угрозы режиму. Напротив, в случае утверждения у власти в Ираке правительства, где будут доминировать шииты, Тегеран осуществит свою заветную месту: станет доминирующей силой в районе Персидского залива и потеснит суннитские арабские режимы.
В то же время до сих пор Иран, несмотря на воинственную риторику, проводил достаточно осторожную политику, избегая прямой конфронтации с США, и можно предполагать, что наличие у Израиля мощного ядерного потенциала станет определенным сдерживающим фактором для аятолл.
Скорее всего, Израилю придется существовать в ситуации ядерного паритета, в котором существовали США и Советский Союз в годы ''холодной войны''. В этой ситуации ключевое значение для Израиля обретают система противоракетной обороны и способность наносить удары не только с собственной территории, но и с подводных лодок. Это лишит Иран искушения ''стереть с лица земли'' Израиль прежде, чем он ответит ударом на удар.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)