За прошедший год произошло 47 нападений на врачей ''скорой помощи''. 87% врачей приемных покоев родственники больных угрожали физической расправой.
...Декабрь 2004 года: врач-геронтолог Дорон Цели из медицинского центра ''Клалит'' в Тель-Авиве жестоко избит родственниками одной из его пациенток.
57-летний Дорон Цели - один из ведущих гериатров больничной кассы ''Клалит'', начал свой рабочий день в тель-авивской больнице, как всегда, с обследования больных. Через пару часов после начала работы к доктору обратились сыновья одной из пациенток с просьбой продолжить процедуры, которые, по их мнению, помогали их матери. Врач отказал в этой просьбе, сказав, что с профессиональной точки зрения, эффект процедур минимален. Тогда парни начали бить врача, продолжая наносить удары ногами даже тогда, когда врач упал на пол. Они избили и женщину-врача, находившуюся в той же комнате. Нападение произошло в одной из тель-авивских больниц. В тяжелом состоянии с множественными переломами, врач был направлен для получения срочной медицинской помощи. Избитой женщине также пришлось обратиться за медицинской помощью.
Тем же вечером нападавшие - жители Холона - были арестованы полицией Тель-Авива. Одному из ''агрессоров'' 25 лет, другому - 30. Уже на следующий день оба парня были выпущены из тюрьмы под залог.
...Февраль 2005-го: врач гериатрической клиники ''Раот'' избит сыновьями госпитализированной в ней пациентки.
Врач ''позволил себе'' сделать невыгодное семье пациентки медицинское заключение, которые изменяло ее статус и снижало денежное пособие.
В результате доктор сам оказался на больничной койке с сотрясением мозга и вывихом руки.
...Март: в больнице ''Меир'' в Кфар-Сабе врачи объявили забастовку в знак протеста против нападения родственников больного-араба, проходившего лечение в больнице, на одного из врачей. Врач не получил серьезных повреждений, но для всех работников больницы нападение на коллегу стало моральной травмой.
...Август: в Нетании совершено нападение на врача, работающего в поликлинике на улице Разиэль. 33-летний житель Нетании был задержан и доставлен в полицию для выяснения обстоятельств и мотивов преступления. Расследование продолжается.
Израильская статистика шокирует: 75% всех сотрудников приемных покоев израильских больниц угрожали пациенты или их родственники. Статистические исследования проводились в течение двух минувших лет в 25 израильских больницах, поэтому их данным можно смело доверять. Исследование говорит не только о жестоких намерениях пациентов и их близких, но и о непреклонном желании эти намерения осуществить - жертвами физического насилия стали 16% врачей, работавших в приемных покоях. Еще чаще доставалось охранникам и санитарам.
Это исследование позволило составить обобщенный портрет человека, нападающего на врачей и персонал приемного покоя. Агрессор - это мужчина в возрасте 25-36 лет, в 66% случаев это израильский старожил, в 20% - представитель национального меньшинств. Большинство нападений происходило в вечерние часы, когда в больнице меньше врачей и медсестер, а поликлиники уже закрыты. Обычно нападения происходили из-за длительного ожидания в очереди недостаточно тщательного (с их точки зрения или с точки зрения родственников) уход за больными.
Врач больницы ''Вольфсон'' Александр Бинкин считает, что причины агрессии в больницах Израиля - загруженность врачей приемного покоя работой, а самого приемного покоя и терапевтических отделений - больными.
- Израильские мужчины на втором месте в мире по продолжительности жизни. У пожилых людей ослаблен иммунитет, они страдают хроническими заболеваниями, поэтому каждый год осенью и зимой их заболевания обостряются и приводят этих людей в больницы. Поэтому каждую осень и зиму израильские больницы переполнены, в приемном покое больные стоят в очереди, чтобы получить место - по 5-6 человек дожидаются возможности, наконец, прилечь. Это, ожидание разумеется, не добавляет пациентам благожелательности по отношению к медперсоналу...
Притом, что примерно 60% тех, кто приходит в приемный покой, вообще не требуют госпитализации, и после врачебного осмотра возвращаются домой. Эти люди или приезжают на ''скорой'', работники которой не осматривают больного - просто довозят до больницы, или же приходят сами. Бывает, что у человека поднялась температура до 38 градусов - и он уже у нас в приемном покое, стоит в очереди, создавая ее.
Медсестер в отделении не хватает: утром на 66 больных приходится 8 медсестер, ночью - три. Это очень мало, нужно чтобы каждых трех-четырех больных обслуживала одна медсестра - но для этого нужны деньги, а их, видимо, у больницы нет. Поэтому больные, а особенно их родственники жалуются на отсутствие внимание к пациентам, плохое содержание больных.
Родственники не сдерживают себя в общении с врачами - хватают за руки, толкают, загораживают дорогу, могут и по голове ударить первым попавшимся под руку предметом, если ты, по их мнению, уделяешь мало внимания их близкому или не остановился для подробного рассказа о его самочувствии. На дверях каждого терапевтического отделения вывешен режим, но двери в отделение не запираются, поэтому режим никто из родственников соблюдать и не думает. Во время обхода половина времени врача уходит на то, чтобы уговорить родственников выйти из палаты, как только врачи выходят из палаты после обхода все родственники кидаются к ним с вопросами, хотя впереди еще десятки палат, но если не ответишь всем - будут обиды.
- Я думаю, что каждый из нас, у кого родственник был хотя бы раз в больнице, - говорит один из моих знакомых ''больничный агрессор'' Михаил (фамилию он просил не называть), - хотел врезать врачу - не за то, что тот много зарабатывает - а именно за невнимание и наплевательское отношение к своей работе, к больным то есть. Врачей не заботит здоровье больного, даже когда речь идет о жизни и смерти. У меня в терапевтическом отделении больницы ''Адасса Эйн-Керем'' лежал брат с сердечным приступом. Мало того, что каждый день на обходе все врачи старательно обходили его стороной - за неделю к нему не подошли ни разу! До сих пор не понимаю, чем он им так не понравился. Но и когда однажды ему стало совсем плохо - пульс не прощупывался, давление упало, сознание потерял - я пять раз подходил к врачу, который в это время перекладывал бумажки, и просил его подойти посмотреть на брата - тот важно говорил мне, что занят, вот закончит и подойдет. Через два часа моих унизительных просьб я просто подошел к этому доктору и выхватил у него из рук бумажки и папки. Тот испугался, раскричался, позвал охранника, меня вывели из врачебного кабинета... Но самое страшное - врач и тогда не подошел посмотреть на брата. Я тогда не ударить этого врача хотел, а убить.
- Проблема в том, что больные и их родственники до сих пор считают, - высказывает свое мнение доктор Михаил Кац, - что больной - это главная забота врача в течение его рабочего дня. В больницах же работа построена так, что 60% времени ты проводишь на собраниях и заседаниях, многие из которых посвящены административным вопросам и не имеют отношения к больному. 30% времени уходит на рутинную работу, как-то заполнение личных дел больных, оформление разного рода бумаг и документов для них. А за оставшиеся 10% времени, которые ты можешь посвятить больным, ты должен осмотреть 20-30 больных - втрое больше, чем это возможно физически. В больницах очень мало врачей, контакт с пациентами крайне короток и отдален - такова наша система здравоохранения. А в безопасности мы себя будем чувствовать только тогда, когда действительно будем уделять все наше рабочее время больным и их родственникам - я мечтаю об этом времени, для меня это в тысячу раз интереснее заседаний.
- В Израиле уже было убито двое врачей, - прокомментировал ситуацию с безопасностью врачей председатель профсоюза врачей доктор Йорам Блашер. - Доктор Маглис из больницы в Нагарии был убит пациентом в 60-е годы, а доктор Шапира из больницы ''Ха-Шарон'' - в 70-е. Я очень надеюсь, что не потребуется еще одного убийство, чтобы государство поняло, с какой серьезной проблемой мы столкнулись.
"Русский израильтянин"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)