Плохой-хороший следователь
24.12.2005 | 20:02
Александр Майстровой, ''Новости недели''
Предчувствуя победу ХАМАСа на выборах в ПА, США и Европа пытаются повлиять на его позицию.
Резолюция конгресса США, принятая в прошлую пятницу подавляющим большинством голосов, стала, без сомнения, хорошей новостью для Израиля. 397 конгрессменов против 17 поддержали резолюцию, в которой говорилось о недопустимости участия ХАМАСа в предстоящих выборах в ПА и содержалось предупреждение к властями автономии: если представители террористической группировки войдут в состав правительства, это отразится на отношении США к палестинцам, в частности - на оказании финансовой помощи. ''Террористические группировки, такие как ХАМАС, не могут быть допущены к выборам в ПА до тех пор, пока не признают за Израилем как за еврейским государством права на существование, не прекратят подстрекательство, не откажутся от насилия, не разоружат своих боевиков и не демонтируют террористическую инфраструктуру, - говорится в резолюции. - Участие ХАМАСа в работе палестинского правительства потенциально ограничивает возможности США строить конструктивные отношения с автономией и оказывать ей помощь''.
Это была триумфальная победа АЙПАКа, по инициативе которого данная тема была поставлена на обсуждение. Произраильское лобби не скрывало своей победы. ''Террористам нет места в демократическом обществе, а ХАМАС и другие террористические группировки представляют собой угрозу созданию мирного, демократического, стабильного и процветающего палестинского государства, живущего бок о бок с еврейским государством'', - заявил представитель АЙПАКа.
Еще более приятным сюрпризом для израильтян стало воскресное заявление Хавьера Соланы. Участие в работе палестинского правительства организации, которая не желает отказывается от насилия и не признает существование государства Израиль, ставит под угрозу финансовую помощь ЕС палестинцам. ''Нам будет сложнее в этом случае продолжать свою помощь и поддержку ПА, - сказал Солана, - налогоплательщики в Европе, депутаты Европейского парламента не склонны поддерживать такого рода политическую активность''.
Оба заявления, практически совпавшие по времени, - очевидная попытка США и Европы скоординировать свои позиции в преддверии предстоящих выборов в ПА. Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что ХАМАС будет на этих выборах фаворитом, вопрос лишь в степени его успеха. Опрос, проведенный в начале декабря, показал, что за исламистов готовы проголосовать 45 процентов населения, а за ФАТХ - всего 36 процента. Однако опрос был проведен еще до раскола в ФАТХе и создания Маруаном Баргути собственного движения, в которое вошли молодежные вожаки интифады и ''силовики'' Мухаммед Дахлан и Джибриль Раджуб. Демарш Баргути вызвал смятение в ФАТХе, и многочисленные активисты движения начали один за другим откалываться от партии. Одни заявили, что вообще не будут принимать участие в голосовании, другие - что пойдут как независимые кандидаты, третьи - что намерены создать собственные списки. Эти распри еще больше отталкивают палестинцев от ФАТХа и объективно усиливают ХАМАС, который делает все, чтобы улучшить свой имидж в глазах населения. В отличие от ФАТХа, где во главе списка идут запятнавшие себя коррупцией, мошенничеством и произволом партийные функционеры или главари полувоенных формирований, ХАМАС представил первые места различным общественным деятелям и профессионалам с ''безукоризненно чистой'' репутацией. Беря пример с египетских ''Мусульманских братьев'', ХАМАС включил в предвыборный список известных в Газе, Иудеи и Самарии врачей, инженеров, профессоров и журналистов. При этом он выразил готовность поддержать некоторых независимых деятелей, проявив при этом ''необычайную душевную широту''. Например, один из тех, кто удостоился поддержки исламистов, - христианин из Газы Хусам Тавил. Главный критерий, по словам лидеров ХАМАСа, - ''неподкупность и готовность служить интересам палестинского народа''. Это, без сомнения, весьма дальновидный ход, который привлечет к ХАМАСу значительную массу палестинцев, давно уже потерявших веру в руководство ПА, но опасающихся исламского фанатизма. Как показал опрос, большинство палестинцев предпочитают видеть у власти религиозных людей - вне зависимости от партийной принадлежности или отсутствия оной. В этой ситуации и формально независимый проповедник превращается в своего рода проводника интересов ХАМАСа. ''Кандидаты исламистов выглядят намного предпочтительнее наших кандидатов, - признался один из аппаратчиков ФАТХа. - У нас список возглавляют политические активисты и руководители вооруженных групп, а они не слишком популярны у населения''.
В ситуации, когда победа ХАМАСа выглядит неизбежной, Запад пытается воздействовать на эту группировку. И, как всегда в подобных случаях, воздействие осуществляется проверенным методом ''кнутом и пряника''. Вашингтон и Брюссель, с одной стороны, угрожают ХАМАСу, что не будут иметь с ним дело, более того - подвергнут остракизму палестинское правительство, в которое войдет ХАМАС, если он не откажется от террора. С другой - негласно, но последовательно дают понять, что будут готовы иметь дело с ХАМАСом, если он выберет разумный и прагматичный подход.
После успеха исламистов на муниципальных выборах европейские дипломаты установили контакты с представителями ХАМАСа в местных советах. Израиль критикует европейцев, однако и сам, несмотря на категоричные заявления, ведет дела с хамасовцами и, как ни парадоксально, во многих случаях доволен сотрудничеством, ибо представители ХАМАСа гораздо более склонны отвечать за свои слова, чем чиновники ФАТХа. США также взаимодействуют с ХАМАСом, несмотря на бойкот. Некоторые палестинские муниципальные советы, где победу одержали исламисты, получают поддержку госдепа. Так, Агентство по международному развитию, подчиняющееся государственному департаменту, инициировало ряд проектов в населенном пункте Бани Сухаила на окраине Хан-Юнеса. Бани Сухаила после последних муниципальных выборов полностью контролируется ХАМАСом. Указанное агентство совместно с Исламским банком развития предоставило этому городу почти 400 тысяч долларов на расширение инфраструктуры, особенно сети дорог.
Позиция госдепа весьма двусмысленна. С одной стороны, он против участия ХАМАСа в выборах и тем более против его вхождения в состав правительства ПА. С другой - Вашингтон предпочитает заявлять, что ''это внутреннее дело палестинцев''. Такой подход, впрочем, - отражение новых тенденций в американской политике. Вашингтон борется с исламским террором, но при этом стремится втянуть в политическую систему даже наиболее радикальные движения - такие как ''Хизбалла'' или шиитские и суннитские группировки в Ираке. В Ливане, например, США отказываются встречаться с представителями ''Хизбаллы'', но при этом дают понять, что готовы признать эту группировку, если она откажется от террора.
Позиция в отношении ХАМАСа сходна, и разные структуры Европы и США пытаются действовать с палестинскими исламистами по принципу ''плохой-хороший следователь''. Примечательно, что государственный департамент дает понять, что готов взаимодействовать с ними в случае ''хорошего поведения'', а конгресс угрожает подвергнуть палестинцев бойкоту, если ХАМАС войдет в правительство ПА. Политика Израиля, который негласно поддерживает контакты с представителями ХАМАСа на местах и одновременно грозит отправить к гуриям его лидеров, вполне вписывается в эту незамысловатую схему.
Насколько она окажется действенной? Халед Машаль уже заявил о ''законном праве'' своей организации ''бороться с сионистами'' и о ''бессмысленности давления извне''. Это, однако, не более чем риторика. Несмотря на свою непримиримость, ХАМАС, как и другие ''неподкупные'' исламистские движения, более чем прагматичен. Возобновление (или невозобновление) договоренностей о прекращении огня в следующем году будет зависеть от сочетания самых разных и внешне не связанных друг с другом факторов: настроения на ''палестинской улице'', отношений с руководством ПА, готовности Израиля к жестким ответным действиям, усиления исламского фундаментализма в регионе, от Египта до Ирака, и от давления Запада. Как самостоятельный фактор американская и европейская дипломатия не в силах заставить ХАМАС изменить тактику, но в силах повлиять на нее, стать той соломинкой, которая переломит хребет верблюду.
Что же касается стратегии, вряд ли кто-то может всерьез верить, что ХАМАС пересмотрит свой традиционный подход к ''сионистскому образованию''. Это может произойти только в случае, если исламское духовенство в целом примет Израиль. Пока же мы наблюдаем исключительно противоположные тенденции. Мехди Акеф, духовный вождь египетских ''Мусульманских братьев'', во время встречи с представителем ХАМАСа в Каире в очередной раз назвал Израиль ''раковой опухолью, которая будет удалена из мусульманского мира''. При таком подходе ''старшего брата'' ХАМАС вряд ли посмеет всерьез задуматься о том, чтобы признать эту ''опухоль'' доброкачественной...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: