Портал ISRAland - израильские новости


1 Ноября 2024 [30 Тишрея, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Духовность: сердце на Восток

26.12.2005 | 22:37


Татьяна Воловельская, ''Русский израильтянин''

''Харе Кришна, Харе Рама'' - пока повторяется мантра,и ее ритм то учащается, то вновь становится тягучим, как сгущенное молоко, я наблюдаю за их лицами - до тех пор, пока меня не начинает пугать блаженный фанатизм, застрявший в их взглядах. ''Нирвана Forever'' - шепчет кто-то рядом. Заметив мой живой интерес к происходящему (пара израильтян экзотического вида напевала на тель-авивской набережной кришнаитские гимны), от группы прославляющих Кришну отделился человек и подошел ко мне. ''Я - не кришнаит, - предупредил он после обмена приветствиями и именами, - но когда-то был им. А теперь, как бы это выразиться - сочувствующий''.

Случайное знакомство с русскоговорящим сочувствующим делу Кришны, Рамы и Шивы побудило меня вплотную заняться вопросом, который, надо признаться, уже давно интересовал меня. Вот, казалось бы, Израиль - страна с богатейшей духовной традицией, все свое, родное, проверенное веками и выстраданное кровью. Почему, в таком случае, многие израильтяне предпочитают искать истину среди восточных духовных и псевдодуховных практик? Давайте спрашивать.

Кришна: иногда он возвращается

- В СНГ было несколько классических путей попадания в кришнаиты (вайншавы), - обдумав первый вопрос, отвечает Павел - ''Говинда'', мой новый тель-авивский знакомец, тот самый, который еще пять минут назад сидел в позе лотоса или как-там-это-называется на прохладном ноябрьском песке и бодро распевал ''Харе'' (скажу сразу: поверить в то, что этот человек имеет хотя бы малейшее отношение к кришнаитам, - сложно. Осмысленный, грустно-ироничный взгляд выдает в нем, скорее, еврейского интеллигента, если уж на то пошло). Первый путь - через интерес к эзотерике и восточной философии. Человек наращивает духовную базу в этой сфере и приходит к кришнаизму уже созревшим. Второй путь - по молодости, которой, как мы знаем, свойственно увлекаться. Есть среди подростков небольшое количество таких, которые, в отличие от своих сверстников, занятых футболом и интернетом, вдруг увлекаются какой-нибудь религией. Вы можете со мной спорить, но исходя из своего богатого личного опыта, могу однозначно заявить: редко когда эта религиозность - сдержанная и умиротворенная. Практически всегда мы имеем дело с сильнейшим увлечением, можно даже сказать - фанатизмом. Странно, правда? Ведь, как правило, такие неофиты имеют неверующих или ''слабоверующих'' родителей, тех, которые считают, что ''да, кто-то там, все-таки, наверное, может быть, и есть''. Получается вот что: если религия ''чужда'' данной семье, то в 90 процентах из 100 религиозность ребенка приводит к разрыву с семьей. В оставшихся случаях семья подстраивается под ребенка. Лично я своих родителей потерял.

Будучи по характеру вредным и циничным, я странным образом стал одним из самых истовых кришнаитов на бывшем советском пространстве. А, впрочем, ничего удивительного в этом нет - и иудаизм, и христианство в большинстве семей ''постсоветского образца'' выглядели как спиритуальный анахронизм.

Когда ты молод, ты жаждешь, чтобы тебя убедили. Кришнаиты, как оказалось, умели убеждать лучше других. Мой путь к инициации начался в Киеве, в начале девяностых. О них тогда еще знали мало. Поэтому, когда в мои руки попало приглашение прийти к ним на собрание ''просветлиться'', я был заинтригован. Честно говоря, поначалу я жаждал лишь поспорить с ними и найти уязвимые места в их философии - так уже бывало не единожды с представителями различных христианских сект. Но придя с мечом, я вышел с оралом. Секрет их привлекательности оказался прост, как и все гениальное: они убеждали людей в существовании иной, красочной, легкой, беспроблемной реальности. В отличие от других религий, которые загружают мозг верующего проблемными аспектами бытия, кришнаизм оставляет ваше сознание в состоянии чистого блаженства. Да - это была сказка, но сказка настолько увлекательная и выверенная, что не поверить в нее было бы глупо.

Я продолжал активно посещать их встречи, и ощущение, что с каждым разом истина подходит все ближе и ближе переполняло меня. Вскоре, однако, настал момент, когда пришлось решать - или ''преданные'' (так мы называли друг друга) или семья. Кстати, о семье - они были категорически против моих посещений ''преданных''. Помню, в тот первый день, когда я вернулся со встречи с блестящими глазами и рассказал родителям, какой удивительный мир мне открылся, отец взял меня за грудки и первый раз в жизни выразился нецензурно. Так вот - я выбрал ''преданных''. Выбор стоил мне семьи, друзей, института, работы. Но, говоря объективно, мне было ''по барабану'' - я уехал в другой город, в одну из крупнейших на Украине общин ''преданных''. Я взял себе ведическое имя и вел жизнь, весьма приближенную к жизни ''брахмачари'', кришнаитского монаха - никакого телевидения, никаких газет, никаких книг, никаких удовольствий, никаких ''лишних'' мыслей - ничего, что могло бы отвлечь меня от Кришны. Во внешнем мире я не проработал ни дня, зато сделал головокружительную карьеру в общине, став относительно неплохим специалистом по ведической кухне. Для кришнаитов традиционная еда - священна и символична, она - гарантия гармонии в теле и душе. А углубившись в изучение ''Аюрведы'', я открыл в себе способность лечить людей. С помощью глины, минералов, трав и того, что я считал истиной, мне удалось вылечить болезни различной степени сложности десяткам людей. Помню, какая-то бабушка, которой я помогал, называла меня ''добрый колдун''.

- По дому не скучал?

- Дом просто исчез. В моем сознании не было такой категории - ''дом''. По 16 раз на день я пел мантры - а когда поешь кришнаитские мантры, ты входишь в особое состояние экстаза, когда на все, кроме Кришны тебе плевать с самой высокой горы в мире.

- Тем не менее, ты отошел от этого. Когда, как, почему?

- Да, я все-таки ушел из этого. Почему? Наверное, понял на каком-то этапе, что я обыкновенный человек. Души побунтовала и успокоилась, или, скорее, устала. Захотелось учиться, работать, думать обо всяких ''глупостях''. Кришнаизм не предлагал компромисса. Отход от ''преданного'' образа жизни воспринимался как безумие.

И еще: когда я пришел в кришнаизм, я надеялся ''жить по-другому''. Поначалу у меня это получалось, ибо я скорее грезил, чем пребывал в реальности. Но затем многие вещи - те, которые я считал священными, перестали доставлять прежнее удовольствие и стали повинностью. Так, мы зарабатывали себе на жизнь продажей кришнаитской литературы (а чуть позже - и ведической еды). Мой рабочий день в среднем продолжался около 6 часов. Пустячок, казалось бы, но вы не забывайте, что жил я отнюдь не в либеральном обществе, поэтому мой странный вид, одежда, поведение и занятие давали более чем веский повод гопникам попросить у меня сигаретку. Что они и делали - многократно и с пребольшим удовольствием. Несколько раз после этого я даже лежал в больнице. Поначалу осознание того, что моя боль - это проявление ''майя'' (согласно нашему учению, материальный мир - ложен, и все, что есть в нем - псевдореальность - ''майя'') успокаивало, но чувство обиды и гнева, как это не прискорбно, редко удавалось погасить полностью.

- Со временем ты решился уйти из общины?

- В принципе - да, постепенно. Я вернулся в Киев и посещал ''преданных'' уже там, хотя интенсивность моей религиозной жизни упала на порядок. В то же время найти альтернативу вне общинных рамок у меня не получилось: я перебивался на каких-то черных работах, новыми друзьями не обзавелся, старые меня знать не хотели - как, впрочем, и моя семья. Какое-то время я жил с ними в одной квартире, однако, отношения наши нельзя было назвать ни ''теплыми'', ни даже просто ''дружескими''. Даже когда я полностью отказался от кришнаизма (оставшись, правда, вегетарианцем, а также непьющим и некурящим), они твердили, что я - ''предатель семьи''. В 1997 году, не попрощавшись с ними и даже не проинформировав их о своем решении, я уехал в Израиль.

- Что-то не стыкуется. Ты утверждаешь, что ''завязал'' с кришнаизом. И тут я вижу тебя, поющего ''Харе'' в самом, можно сказать, сердце Тель-Авива?

- Долгое время - лет шесть, я вообще не вспоминал свою жизнь среди ''преданных''. Было такое ощущение, что это произошло не со мной... Но однажды, совершенно случайно (а, впрочем, конечно, не случайно) меня пригласили в гости к одному человеку в Тель-Авиве. ''Русскому''. Настроение было препаршивое, идти совершенно не хотелось. Однако, пошел. И вот, представьте - открывается входная дверь - и там, на полстены - изображение ''Кришны-гопалы'', пастуха, танцующего с девушками-пастушками в лесу. Популярное изображение, в свое время, я видел десятки интерпретаций этой темы. Однако, в тот момент я пережил новое рождение. Эта картина, словно подсвеченная лунным сиянием, квинтэссенция романтики и эротизма, подавала мне сигнал. Около десяти лет я отдалялся от ''дхармы'' - ''праведного пути''. И тут пришел ''знак'' - Кришна-пастух помнит и все еще хочет меня, как и тех девушек, которых он вырвал из ложной реальности и взял обратно к себе в общину. Меня охватил прилив ностальгического блаженства - всю ночь мы беседовали с хозяином квартиры (он оказался тайным ''преданным''), хотя я до сих пор не могу вспомнить, о чем именно.

Тот вечер дал мне надежду. Именно поэтому я регулярно встречаюсь с израильскими ''преданными'', в надежде найти сильного учителя, который укрепит мою веру.

- Вас здесь много?

- На мой взгляд, настоящих ''преданных'' - очень мало, и активничают они, в основном, в Тель-Авиве. Большинство же знакомых мне израильтян, которые позиционируют себя как ''кришнаиты'' все больше предпочитают совместное воспевание Кришны и зачастую игнорируют основу основ кришнаизма - ''джапу'' - индивидуальную молитву .

- Занятно. А теперь, внимание - самый простой и самый сложный вопрос. Твое сердце по-прежнему закрыто для религии предков?

- Несмотря на то, что я - еврей и по паспорту и ''по лицу'', с иудаизмом у меня отношения не складывались с самого начала. Причин много, в том числе и такая: в то время как иудеи любят этот мир и принимают его с благодарностью, мне он отвратителен. Хотя я лично знаю несколько израильских ''преданных'', которые не просто относятся с уважением к традициям предков, но даже пытаются подвести иудаизм и кришнаизм под некую общую основу, в надежде пробудить к себе симпатии израильтян. В частности, они утверждают, что главная цель, задекларированная в священных книгах иудеев и кришнаитов, звучит абсолютно одинаково - преданное служение богу. Кроме этого, есть еще множество точек соприкосновения - запрет прелюбодеяния, например.

- Все ясно. Спасибо за беседу.

Взгляд изнутри и снаружи

Уникальный опыт общения с религиозными концепциями Востока получил мой следующий гость - директор ''Института Развития Человека'' Ицхак Пинтосевич. Иерусалимский ортодокс.

- Ицхак, как это было?

- Так получилось, что в моей чисто еврейской семье есть самые настоящие ''восточники'' - мой брат женился на одной из самых ''продвинутых'' буддисток Украины и сам до мозга костей пропитался этими идеями. Живут они в Днепропетровске. Недавно я прилетел в этот город открывать еврейский центр и столкнулся у него дома с тибетским Ламой (нынешним главой одного из четырех основных направлений в буддизме), у которого была похожая цель - он приехал организовывать на Украине буддистский монастырь. Ваджарный Мастер Дхармы Лама Фунтцок (так его зовут) путешествовал в сопровождении трех монахов, которые немного говорят по-русски и по-английски. Конечно же, нам было интересно побеседовать. Начало разговора получилось весьма интригующим. Как выяснилось, еврейское предание о том, что толчок к духовному развитию евреев и древних народов Востока, прежде всего, тибетцев, был задан одним источником - Авраамом, не только не было оспорено Ламой, но даже получило косвенное подтверждение. Как известно из устной Торы, после смерти нашей праматери Сары, Авраам взял в жены дочь египетского фараона Агарь (родоначальницу арабского рода) и дал ей новое имя - Ктура. От Агари-Ктуры у Авраама родилось еще шестеро детей, которых он отправил на Восток - эти дети не были евреями и, живя с Авраамом, они свободно усваивали знания, которые сыну Сары Ицхаку были запрещены, - магия, астрология и т.д. Достигнув в этом небывалых высот, они ушли на Восток, где стали родоначальниками различных сакральных учений. Мне было интересно - знает ли об этом что-нибудь Лама. Он удивился, когда я его спросил об этом, и сказал: ''Да, вы правы, тайные знания тибетцев - нетибетского и вообще не дальневосточного происхождения. Их носители пришли издалека, из чужих краев''. Впрочем, сказав это, Лама тут же добавил:

- В принципе, откуда пришли эти знания и кто их принес к нам, - нас не интересует. Нас вообще, кроме Будды, ничего не интересует.

Дальнейший ход нашей беседы лучше всего может быть обозначен словами классика - ''непримиримое противоречие''. Лама доказывал, что единственно правильный путь для духовного человека - побег от реальности и растворение ''Я'' в бесконечной Вселенной. Я отстаивал еврейскую точку зрения, объясняя Ламе, что мы стремимся увековечить свое ''Я'' - не раствориться, а пребывать. Обсудив немало вопросов вселенского масштаба, как то: имеет ли мир начало, а жизнь - смысл, или все является одной бесконечной иллюзией? - мы дружно признали, что общий язык нам найти вряд ли удастся. Однако, наша встреча все же закончилась чудом: мой брат, который до этого называл иудаизм не иначе как ''религией темных невежд'', поучаствовав в нашем споре и выслушав мои и ламины аргументы, не только переоценил свое отношение к еврейской религии, но и стал соблюдать многие заповеди.

- А какое ощущение осталось у тебя после общения с духовным лидером такого ранга?

- Осталось ощущение, что наш путь - единственно правильный. Все остальное- чушь....

- Твое мнение разделяют далеко не все. Так, русская молодежь Израиля в большинстве своем - светская. Даже приехав сюда, на обетованную Землю, где все дышит святостью Торы, они не потянулись к своим истокам. А, Восток (Дальний), напротив, находится на пике популярности...

- Ты права - Восток и восточные практики пользуются немалым спросом у многих наших соотечественников. Почему? Да, элементарно, Ватсон! Быть буддистом в современном мире гораздо проще и удобнее, чем быть иудеем. Особенно это касается людей, которые переживают трудности, связанные с самореализацией в какой-либо из следующих сфер - работа, семья, отношения с обществом. Эти проблемы есть у многих репатриантов - мы уехали из одной непростой страны в непростое время и приехали в другую непростую страну и в непростое время. Какой ответ дают восточные учения на этот вызов? ''Все неважно''. Они разрешают и даже поощряют отказ человека от своих основных миссий в жизни. Проиллюстрирую простым примером - разлад в семье. Что говорит иудаизм, когда не дай Б-г, в семье встает вопрос о разводе, скажем, на почве взаимонепонимания? Иудаизм говорит, что для сохранения семьи надо приложить все возможные усилия, проделать уйму работы и лишь в последнюю очередь - опустить руки и развестись. Что говорит буддизм? Никаких усилий ни для чего прилагать не надо. Короче говоря, к услугам человека - целая философия, освобождающая его от любой ответственности под тем предлогом, что все наше существование - пустой звук. Ну, разве не удобно?

- И все же, как ни крути, тибетские буддисты - люди, достигшие высочайшей ступени духовного развития. Так сказать, наглядная демонстрация победы духа над телом - тут тебе и левитация, и сон неглиже на снегу? Неужели нам совершенно нечему у них поучиться?

- Другими словами, ты намекаешь на то, что тибетцы намного лучше, чем мы понимают, как достичь гармонии духа и тела? Это - стереотипы. За доказательствами далеко ходить не надо - продолжительность жизни израильтян (особенно религиозных, как подчеркивают последние статистические исследования) намного выше чем продолжительность жизни тибетцев.

- Известен ли тебе хоть один случай, когда еврей ''хазар бэ-тшува'' из буддизма, кришнаизма или чего-нибудь подобного?

- Мне известна масса таких историй. Расскажу самую, на мой взгляд, интересную. В Одессе 20 лет назад жила семья отказников. Женщина занималась философскими практиками Раджниша , а мужчина был йогом - причем, выдающимся. У них было много последователей, так как личности они поистине удивительные. Кроме того, мужчина профессионально занимался астрологией. Затем, в какой-то момент просветления им открылось, что Б-г есть и он присутствует в мире. Они начали искать способы взаимодействия с ним и обратились к иудаизму. Когда человек чувствителен к тонким вещам, то один правильно проведенный шабат может перевернуть его жизнь. Сейчас он - рав в самой известной ешиве для русскоязычных, а его жена - директор организации для русскоязычных девушек, которые выбрали для себя религиозный путь. А вот еще один пример - абсолютно реальная история, к слову: был (и есть) в Израиле один известный боец-каратист. Он служил в спецподразделениях и проходил стаж по боевым искусствам в Японии. Достигнув самых высоких ступеней мастерства, он был представлен одному из главных японских сенсеев . Тот спросил его: ''Ты - еврей?'' Тот ответил, что да. ''Езжай к своим, - сказал сенсей - у тебя есть Тора и свой путь, мне нечего дать тебе''.

- ''Законы Торы были написаны энное количество лет назад. Сегодня их актуальность вызывает большие сомнения''. За свою жизнь в Израиле я слышала подобные ''обвинения'' в адрес ортодоксального иудаизма не менее ста раз. Следующий из этого вывод, как правило, бывает таков - ''устарелость религии - тот фактор, который отпугивает евреев, ищущих Б-га, от ортодоксального иудаизма''. ''Никакого решения здесь быть не может. Иудаизм нельзя ''модернизировать'', переделать в угоду людям XXI века, иначе это будет очередная профанация Закона, наподобие так называемого ''реформистского иудаизма'' - утверждают религиозные авторитеты. Значит, в идее ''кошерной модернизации'' нет никакого резона?

- Ничего не может быть изменено. Весь мир построен из атомов и молекул. Весь мир построен по Торе - и я не пойму, что здесь может быть модернизировано. Единственно, что мы можем сделать - это вернуть Торе ее ''авторские права''. Все современные системы развития человека базируются на принципах, которые были известны нашим мудрецам тысячи лет назад. К примеру, в одной притче раби Нахмана из Брацлава содержатся все законы коучинга (новомодная профессия, появившаяся 20 лет назад).

- И все-таки, что из неиудейских духовных практик ты считаешь наиболее ''кошерным'' для евреев?

- Один из великих раввинов Америки - рав Пам, отвечая на вопрос ''Что преподавать еврейским детям, если не Тору?'', ответил: ''Преподавайте Дейла Карнеги''. Я присоединяюсь.

"Русский израильтянин"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus