''Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает''. Эта максима, приписываемая Уинстону Черчиллю, наполняется предельно конкретным смыслом, как только оказываешься в кнессете.
На прошлой неделе спикер парламента Реувен (Руби) Ривлин подвел итоги заключительной сессии кнессета 16-го созыва, прерванной по случаю досрочных выборов. Каденция началась в феврале 2003 года, а должна была завершиться в ноябре 2007-го. Однако досидеть до конца срока 120-ти слугам народа не удалось. Более того: вскоре многим из них придется навсегда расстаться с мягкими креслами, уютным буфетом и покинуть финансируемый рядовыми гражданами элитарный клуб.
''Кнессет размежевания''
Реувен Ривлин, в течение трех лет занимавший председательский пост, убежден, что нынешний состав парламента войдет в историю страны как ''кнессет размежевания''. Судьба Гуш-Катифа была, впрочем, предопределена не кнессетом, а правительством, большинство министров которого проголосовало в июне 2004 года за предложенный премьером план. Необходимого результата удалось добиться лишь после того, как Шарон изгнал из правительства национального лагеря двух министров - Авигдора Либермана (НДИ) и рава Бени Элона (''Моледет'').
К 26 октября 2004 года - к моменту утверждения парламентариями плана размежевания - силы в кнессете перераспределились: Эфи Эйтам и рав Ицхак Леви вышли из МАФДАЛа и в знак протеста против депортации создали оппозиционную фракцию. Из ''Ликуда'' выделилась группа ''мятежников'' во главе с тогдашним замминистра в министерстве главы правительства Узи Ландау и замминистра промышленности и торговли Михаэлем Рацоном. Правда, сразу после того, как 26 октября Ландау и Рацон проголосовали в кнессете против отступления из сектора Газы, оба были сняты со своих постов, а в начале января 2005 года ''Авода'', потерпевшая на выборах сокрушительное поражение, вошла в правящую коалицию.
Руби Ривлин в подробности не вдавался и механизм утверждения плана размежевания не анализировал. Общеизвестно, что сам он, подобно многим другим ликудникам, пережил в период депортации личную драму и до сих пор говорит и думает об августовских событиях с нескрываемой болью. С другой стороны, опытный юрист, Ривлин отдает себе отчет: в условиях демократического режима даже один голос - решающий.
Поруганные и оскорбленные
Подводя итоги, Реувен Ривлин отметил: таких оскорблений, которые звучали в адрес кнессета 16-го созыва, Израиль еще не помнит. В большинстве случаев общественность критиковала членов парламента абсолютно заслуженно: многих из них никак не назовешь примером для рядовых граждан.
- Кнессет покрыл себя позором, большинство партий выглядят крайне неприглядно, - подчеркнул Ривлин. - Демократические нормы воспринимаются сегодня частью народных избранников как ненужное препятствие на пути к карьерному успеху. Установившаяся в стране культура слепого преклонения перед ''сильной личностью'' грозит разрушить демократию, а тот, кто в свое время ратовал за прямые выборы главы правительства, сегодня перевернул пластинку и требует введения президентского правления, чтобы уменьшить силу и влияние парламента.
Намек Ривлина прозрачен: ввести прямые выборы премьера требовал в свое время Ариэль Шарон, культ личности которого создает сегодня ретивая пресса. Однако в настоящее время премьера больше устроило бы президентское правление, правда, при условии, что президентом будет он сам.
Кстати, признание Омри Шарона, сына премьер-министра, виновным в даче лживых показаний госконтролеру, регистрации фиктивной фирмы и нарушении требований Закона о финансировании партий - факт, не имеющий прецедентов в истории Израиля. Впрочем, кроме Омри, под следствием находились еще не менее десятка ''слуг народа'', включая его отца. Относительно премьера проводилось два расследования: по ''делу о греческом острове'' и по вопросу связей с миллионером из Южной Африки Сирилом Кереном. После того, как Шарон объявил о намерении отступить из сектора Газы, оба дела были спущены на тормозах.
Зато ликудникам из числа ''мятежников'' не удалось увильнуть от ответственности. Двое - Иехиэль Хазан и Михаил Горловский - обвиняются в двойном (за себя и ''за того парня'') голосовании. Продолжается судебный процесс по делу Наоми Блюменталь (''Ликуд''), обвиняемой в попытке предвыборного подкупа членов ЦК посредством оплаты их ночлега в отеле ''Сити-Тауэр''. Расследует полиция и дело о политических назначениях в министерстве защиты окружающей среды (следствие настолько затянулось, что дважды экс-министр Цахи Анегби успел перебежать в ''Кадиму''). Аналогичное дело возбуждено относительно министра сельского хозяйства Исраэля Каца (''Ликуд''), а недавно подозрения в политических назначениях были выдвинуты и относительно его однопартийца, министра здравоохранения Дани Наве.
Кроме того, прокуратура рекомендовала предъявить обвинение в получении взятки депутату Шломо Бенизри (ШАС), а его соратнику по партии Яиру Перецу уже предъявлено обвинение в том, что он списал дипломную работу (поначалу, напомним, Переца подозревали в фиктивном получении академической степени в Бирмингемском университете).
Депутат Мухаммед Бараке (ХАДАШ) был допрошен по подозрению в избиении полицейского. Немало часов провел в кабинетах следователей и Йосеф Парицкий, начавший каденцию в партии ''Шинуй'' и даже поработавший министром национальных инфраструктур. Парицкий пытался ''пришить'' дело своему соратнику по партии Аврааму Поразу, экс-министру внутренних дел, однако ''споткнулся'' о частного детектива, дальновидно записавшего беседу с ним на магнитофон. В результате в проигрыше остались и Пораз, и Парицкий, и ''партия с чистыми рукамим'': согласно последним опросам, ''Шинуй'' рискует получить на выборах всего 4 мандата - против нынешних 15-ти.
После досрочного увольнения из кнессета Авраама (Байги) Шохата его место среди избранников ''Аводы'' занял представитель друзского сектора Салах Тариф, признанный виновным в получении взятки. В настоящее время Тариф пытается оспорить решение суда.
Коллективный портрет народного избранника-2005 дополняют и другие пикантные штрихи, характеризующие не столько степень законопослушности депутатов, сколько уровень их порядочности. Помните страдания, перенесенные Рухамой Авраам и ее соратником по ''Ликуду'' Эли Афлалу в грузовом самолете компании ''Агрекско'': 15 часов дискомфортного (хотя и бесплатного) полета в США? В настоящее время Рухама и Эли занимают посты заместителей министра и членствуют в ''Кадиме''. Оба поклялись вернуть ''Агрекско'' деньги за авиабилеты, а Эли Афлалу - и за ''сверхсрочное'' пребывание в американском отеле...
''Отличники'' и ''двоечники''
Руби Ривлин сравнивает кнессет с городской площадью, на которой решается судьба народа. Сегодня многие соотечественники вконец разочаровались в депутатах и кнессете как таковом. Причин более чем достаточно. Впервые в истории Израиля в кнессет пожаловали следователи Отдела по борьбе с мошенничеством Центрального штаба полиции, чтобы разобраться в подоплеке двойного голосования и собрать улики против упомянутых выше Хазана и Горловского. Реувен Ривлин весьма сожалеет, что поддался давлению слишком ретивых коллег и впустил полицию в ''святая святых'': никакие улики, по его словам, добыты не были, зато репутация парламента в глазах общественности серьезно пострадала.
Впрочем, о какой репутации может идти речь, если часть избранников не только не является на службу - они отсутствуют даже на инициированных ими же обсуждениях! Парламентские корреспонденты привыкли к тому, что в 90% случаев в зале пленарных заседаний пусто. Нередко председательствующий зачитывает фамилии 10-15 депутатов, заранее записавшихся для выступления, но в нужный момент не оказавшихся на своем рабочем месте. В январе этого года дело дошло до курьеза: Ривлин направил председателю парламентской комиссии по вопросам кнессета Рони Бар-Ону письмо, в котором, среди прочего, констатировал: ''Посещаемость депутатов крайне низка, в том числе и на заседаниях, на которых обсуждаются важнейшие вопросы... Еженедельно я становлюсь свидетелем невиданной наглости: даже по понедельникам, в самый ''горячий'' день, когда выдвигаются вотумы недоверия правительству, депутаты в 17.30 преспокойно отправляются по своим делам. Не помню, чтобы такие явления были характерны для предыдущих составов парламента''.
Еще реже присутствуют на заседаниях министры и их замы, совмещающие работу парламентария с руководством органами исполнительной власти. Так, в уходящем кнессете все рекорды по неявке на пленарные заседания побил Биньямин Бен-Элиэзер (''Авода''): он присутствовал всего на 46 процентах таковых. Ненамного отстал от Фуада министр туризма Авраам Гиршзон (''Кадима''): он почтил своим присутствием всего 49 процентов пленарных заседаний парламента. Не баловал своих коллег-парламентариев глава МИДа Сильван Шалом (54%), ненамного отстал от него бывший министр финансов Биньямин Нетаниягу (56%). Глава правительства Ариэль Шарон появлялся на пленарных заседаниях кнессета чаще, чем Биби (59%), но гораздо реже, чем бывший замминистра просвещения Цви Гендель (блок ''Национальное единство''). В отличие от недисциплинированных коллег, Гендель присутствовал на 88% пленарных заседаний, за что, видимо, и был уволен с поста замминистра. Гила Гамлиэль (''Ликуд''), занимающая пост замминистра сельского хозяйства, ухитрилась не явиться на половину пленарных заседаний кнессета. Министр обороны Шауль Мофаз (''Кадима'') депутатом не является, но на заседаниях присутствовать должен. Он и присутствовал - на 23 процентах состоявшихся в его каденцию слушаний!..
Впрочем, физическое нахождение в зале заседаний отнюдь не означает включения в работу. На финише сессии по 10-му каналу ТВ были показаны документальные кадры: министр транспорта Меир Шитрит (''Кадима'') сладко спит в уютном депутатском кресле в разгар вялотекущей дискуссии... Мирно дремлет за столом правительства рядом с Шароном и.о. премьера Эхуд Ольмерт...
Впрочем, наблюдаются в 120-членной сборной и ''отличники''. Один из них - Михаэль Эйтан (''Ликуд''), председатель парламентской комиссии по вопросам суда и законодательства. За глаза Мики именуют не иначе, чем ''бескомпромиссным упрямцем'': только он способен часами напролет вещать с трибуны (Эйтан - рекордсмен по длительности речей) и только он последовательно борется с коррупцией, в том числе - и в собственной партии. Отличился и председатель правящей коалиции Гидон Саар (''Ликуд''). Человек образованный и интеллигентный, Саар умеет с виртуозной дипломатичностью обходить острые углы: на протяжении последних полутора лет он выступал (и голосовал!) против плана размежевания, но при этом идеально справлялся с функциями председателя разношерстной коалиции. Под стать Саару и доктор Юваль Штайниц, председатель комиссии по иностранным делам и обороне. Автор нескольких книг по философии, ставших бестселлерами в США, ликудник Штайниц проявил себя грамотным парламентарием.
На хорошем счету Ицхак (Бужи) Герцог из ''Аводы'', Хеми Дорон (''Шинуй''), Юрий Штерн (НДИ), Шауль Яалом (МАФДАЛ). Выступления этих депутатов и их законотворческая деятельность впечатляют. Но громче всех звучит с трибуны израильского парламента голос депутатов-арабов: так, размежеванием Шарон во многом обязан Мухаммеду Бараке, чей голос оказался решающим в финансовой комиссии при обсуждении проекта закона о демонтаже и компенсациях, а также его единомышленникам, страстными речами подталкивавших своих коллег-евреев к прекращению ''оккупации'' Иудеи и Самарии и к разделу Иерусалима.
''Сам дурак!''
Особой изысканностью отличается и лексикон израильских парламентариев. Процитируем лишь несколько диалогов, запротоколированных в ходе дискуссий в зале пленарных заседаний.
''Я заткну тебе рот!'' - предупредил с трибуны министр Меир Шитрит (''Ликуд'') депутата от ''Аводы'' Далию Ицик.
''Сам заткнись, идиот! - парировала сладкоголосая Далия. - Еще не родился тот, кто заткнет мне рот, - вот и ты не будешь первым''.
Еще пара примеров словесного пинг-понга: депутат от ШАСа Нисим Зеэв назвал парламентского помощника Авраама Пораза (''Шинуй'') ''гомиком, к которому противно приблизиться'', а кнессет - ''узаконенным борделем''. Рони Бар-Он (''Кадима'') сказал молодой экс-коллеге по ''Ликуду'' Гиле Гамлиэль буквально следующее: ''Если бы у меня была такая дочь, как ты, я убил бы свою жену''.
А вот как ответил врач-гинеколог Ахмед Тиби депутату от блока ''Национальное единство'' Ури Ариэлю, назвавшему его ''хамом и глупцом'': ''Я засуну в карман десятерых таких, как ты. Даже правым за тебя стыдно. Ты - игрок лиги ''заин'' (как известно, ''заин'' в иврите означает не только букву и соответствующее число, но и мужской половой орган. - Е.К.).
К счастью, до рукоприкладства в нынешней каденции не дошло, но градус страстей нередко зашкаливал. Так, на пике борьбы за звание председателя ''Аводы'' темпераментный Амир Перец ''наехал'' на Дани Ятома: ''Мне на тебя плевать!''. Ятом не остался в долгу. ''Ты - полный, абсолютный ноль! - парировал он. - Надутый шар. Диктатор! Единственная ''пуля'', прожужжавшая у тебя над ухом, - это шарик для игры в пинг-понг''.
А вот в каких выражениях Инбаль Габриэли из ''Ликуда'' сообщила упомянутому выше Ахмеду Тиби о тяжелой болезни ''раиса'' Арафата: ''Пёс скоро сдохнет''.
Еще один диалог коллег-парламентариев. Председатель парламентской фракции ''Шинуй'' Решеф Хен - Рони Бар-Ону: ''Ты червяк''. Бар-Он - Хену: ''А ты - амёба''.
И, наконец, перл от депутата Пнины Розенблюм (''Ликуд''), успевшей всего за неделю своего пребывания в кнессете принести присягу: ''Я обязуюсь бороться с бедностью, наркотиками и с... молодежью!''.
Права и... обязанности?
Сами депутаты (особенно профессиональные избранники, просидевшие в кнессете две-три каденции и более) относятся к своим выступлениям так же, как актеры, играющие на большой сцене отведенную режиссером роль. Обозвав друг друга по-всякому перед телекамерами в зале пленарных заседаний, заклятые враги превращаются в закадычных друзей, стоит им покинуть подмостки и заглянуть в расположенный на том же этаже легендарный буфет. За покрытым белоснежной скатеркой скромным общепитовским столом, уставленным субсидируемыми деликатесами, все равны: арабские депутаты панибратствуют с еврейскими ''оккупантами'', правые якшаются с левыми, а отъявленные антиклерикалы из ''Шинуя'' желают приятного аппетита ненавистным ''харедим''.
В действительности между депутатами гораздо больше общего, чем различий. Всех их связывает не только неутолимое желание служить своим избирателям, но и нечто гораздо более прозаичное. Времена сейчас смутные. Попробуй при нынешнем уровне бедности и безработицы подыскать себе местечко с приличной зарплатой и максимальным набором социальных условий!.. Вполне объяснимо, с чисто обывательской точки зрения, и безудержное стремление депутатов хотя бы недолго посидеть в кресле министра или его зама. По состоянию на 2003 год (более новых данных я, к сожалению, не нашла) базовая зарплата министра составляла свыше 29 тысяч шекелей в месяц. Казалось бы, негусто, особенно на фоне заработков управляющих банков или гениев от хай-тека. Так ведь замминистра - не банкир и не гений. К тому же скромное, на первый взгляд, жалованье, предполагает столь щедрые добавки, льготы и компенсации, что голова идет кругом! Например, министр, проживающий на расстоянии 70 и более километров от Иерусалима, имеет право арендовать в столице квартиру. Государство покрывает все расходы на аренду, включающие муниципальный налог (''арнону''), взносы в домком (''ваад а-байт''), оплату счетов за коммунальные услуги (вода и электричество), а также - текущий ремонт. Площадь арендованной квартиры не должна превышать 120 (!) квадратных метров. Если же министр арендовал в Иерусалиме голые стены, он вправе приобрести мебель - разумеется, за счет рядовых налогоплательщиков.
Кроме того, государство покрывает расходы министра, находящегося за границей:
1) Ночлег в отеле и завтрак (на основании предъявленных квитанций).
2) Другие текущие расходы - на основании квитанций либо из расчета командировочных в сумме 25 долларов в сутки.
3) Расходы на одежду, которая требуется для посещения официальных приемов (фрак, утренний костюм, вечернее платье) - на основании предъявленных квитанций.
4) Другая одежда приобретается за счет налогоплательщиков один раз в два года. По состоянию на 1.2.2003 сумма покупки на каждого министра составляла 2053 шекеля.
5) Возмещение расходов на междугородные поездки за рубежом.
Министр вправе взять с собой за кордон жену (мужа), однако государство возмещает расходы лишь на совместные завтраки в отелях. Если же министру очень хочется отправиться в вояж ''со своим самоваром'', он должен испросить специальное разрешение в канцелярии главы правительства, обосновав просьбу необходимостью участия во всевозможных публичных приемах, являться на которые положено парами. В этом случае государство покроет обоим - министру и его ''половине'' расходы на оплату номера в отеле и завтраков.
Государство оплачивает также две телефонные линии, установленные по месту жительства министра.
Министру и его заму полагается государственная машина с водителем.
В случае увольнения министр или зам получает на месяц в пользование автомобиль, аналогичный тому, который его обслуживал, и бесплатный мобильник.
Угощение и приемы, которые устраивают министры и их замы, оплачивает государство, главное - предъявить счета.
Эти и другие весьма любопытные сведения я почерпнула в брошюре ''Права министров'', изданной в сентябре 2003-го.
Остается добавить, что пожизненная пенсия и дополнительные льготы полагаются не только министру, занимавшему сей высокий пост не менее двух лет, но и - в случае безвременной кончины кормильца - его вдове, а также и спутнице жизни, состоявшей с ним в гражданском браке (''ядуа бе-цибур'') в том случае, если она прожила с руководителем ведомства не менее трех лет или если у них родились общие дети. Полагается министерская пенсия и наследникам в возрасте до 20 лет. Потомки министров в возрасте свыше 20 лет получают пенсию в том случае, если они признаны нетрудоспособными. Даже внукам министра полагается специальное пособие!
Таким образом, быть министром не только престижно, но и крайне полезно для дома, для семьи - жен-мужей-детей-внуков-правнуков...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)