Планы одностороннего ухода Израиля из Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима становятся все более зримыми.
(Примечание: эта статья была написана до того, как Ариэль Шарон перенес обширный инсульт, но сказать, что с тех пор она утратила актуальность, нельзя. Даже если премьер-министр не вернется к активной политической деятельности, останется созданная им партия, которая будет воплощать в жизнь те принципы, о которых говорится в статье - ISRAland)
Статья Амнона Данкнера и Бена Каспита в ''Маариве'' о планах Ариэля Шарона осуществить размежевание-2 - теперь уже в Иудее, Самарии и Восточном Иерусалиме - была подана как сенсация, однако в действительности не сообщала ничего нового. Согласно информированным источникам, на которых ссылаются Каспит и Данкнер, после победы на выборах Шарон предложит Вашингтону план окончательного урегулирования конфликта. В рамках этого плана Израиль отступит с большей части Иудеи и Самарии, выведя оттуда поселенцев (так же, как это было сделано в Газе) и сохранив за собой ведущие поселенческие блоки (от 8 до 12 процентов территории). Что касается Иерусалима, под контролем Израиля останется Старый город, а арабские кварталы перейдут к автономии.
Предполагается, что США признают новые границы Израиля и гарантируют, что палестинские беженцы не вернутся в Израиль. Защитные сооружения вдоль новой границы закрепят подписанные с США соглашения. По ту сторону границы возникнет палестинское государство, перед которым Израиль не будет иметь никаких обязательств.
Откровения журналистов ''Маарива'' можно назвать таковыми лишь с очень большой натяжкой. Скорее это часть кампании утечек, которая ведется уже несколько месяцев с целью подготовить население страны к новому, еще более брутальному плану размежевания, в ходе которого из своих домов будут выселены не 8 тысяч человек, как в Газе, а 80 тысяч, если не больше.
До этого о подобном плане открыто говорили все кому не лень в окружении главы правительства, несмотря на регулярные опровержения самого Шарона. В конце сентября ближайший советник главы правительства Эяль Арад заявил на конференции в Герцлии, что при отсутствии прогресса на переговорах односторонние шаги станут стратегией правительства. Израиль ''будет определять свои границы в одностороннем порядке'', - провозгласил Арад. В это же время сходное заявление сделал другой советник премьера Юваль Гилад.
Эли Ландау, еще одно доверенное лицо главы правительства, так объяснил его решение создать собственную партию: ''Решение Шарона покинуть ''Ликуд'' проистекает из стремления привести Израиль в течение своей каденции к постоянным границам. Он знает, что этот шаг станет самым драматичным из всех тех, что он предпринимал''.
Означает ли все это, что ближайшие советники премьер-министра говорили вещи, полностью противоречащие мнению их шефа? Разумеется, нет. Любопытно, что многие известные израильские журналисты, в том числе один из авторов упомянутой статьи в ''Маариве'' Амнон Данкнер, не скрывают, что поддерживают идею нового, более масштабного размежевания.
Одновременно из независимых англоязычных источников поступала информация, что люди Шарона уже готовят практические шаги по уходу из Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима. В ноябре канадское агентство MENL, занимающееся вопросами безопасности на Ближнем Востоке, сообщило, что установлены и сроки реализации плана. Односторонний уход с большей части Западного берега, согласно данным агентства, должен быть осуществлен до 2008 года. Ариэль Шарон, указывает MENL, изложил детали своего плана представителям администрации и попросил обеспечить ему поддержку.
В октябре подробности этого плана были опубликованы в журнале ''Комментари'' - издании, тесно связанном с американскими неоконсерваторами. Все это свидетельствует о том, что своей главной целью в новой каденции правительство поставило одностороннее размежевание в Иудее и Самарии. А публикация в ''Маариве'', осуществленная сторонниками плана, причем скорее всего по заказу самого премьера) должна стать неофициальной предвыборной программой новой партии.
Насколько все это очевидно, настолько же странно выглядит убежденность главы правительства и его людей в своей правоте. Ибо для подобной убежденности нет никаких оснований.
Абсурдна сама изначальная предпосылка составителей данного прожекта. Его авторы говорят, что поскольку нет никаких шансов для заключения соглашения с палестинцами, Израилю следует ...заключить соглашение с США. Это совершенно новое, сенсационное открытие в истории мировой дипломатии, просто-таки know-how: соглашение с третьей стороной в обход стороны заинтересованной. Даже если предположить, что США действительно заключат такой договор с Израилем, с точки зрения арабов вообще и палестинцев в частности, он не будет стоить ни гроша. Они - в этом нет никаких сомнений - откажутся признавать и новые границы Израиля, и наш контроль над Старым городом, и недопущение беженцев. И формально будут совершенно правы, ибо никто не заключал с ними никаких договоров и они не брали на себя никаких обязательств.
Учитывая силу и влияние арабского мира, можно с уверенностью предположить, что ни Европа, ни Китай, ни Россия, ни ООН не проигнорируют их аргументы. А это значит, что давление на Израиль продолжится точно в том же виде, в каком оно осуществляется сегодня. С одной стороны, палестинцы будут совершать вылазки против Израиля, обстреливать наши территории ракетами, посылать к нам шахидов, с другой - весь мир будет все более настойчиво требовать от Израиля довершить начатое дело. То есть выполнить - теперь уже в ультимативном порядке - все требования арабов. Смогут ли США устоять перед таким давлением? Ответ однозначен: не смогут!
Вторая абсолютно нелепая и иллюзорная предпосылка - США согласятся на такое соглашение. Администрация Буша действительно одна из наиболее дружественных Израилю. (Впрочем, прошлую администрацию во главе с Биллом Клинтоном так же трудно назвать недружественной.) На протяжении всего последнего времени Шарон и его окружение пытались доказать, что Буш дал конкретные обязательства Израилю в так называемом гарантийном письме к нему. Речь шла, напомним, о том, что США якобы обязуются поддержать аннексию Израилем ведущих поселенческих блоков и недопущение беженцев в еврейское государство. И все это - на основании нескольких расплывчатых фраз о том, что ''при окончательном решении необходимо учитывать новые демографические реалии''.
Делать столь далеко идущие выводы - все равно что покупать лотерейный билет и считать себя на основании этого миллионером. Раз за разом США давали понять, что категорически против создания ''фактов на местности'', и особенно ярко эта позиция проявилась в вопросе с Маале-Адумим. В конечном счете, все планы по расширению этого поселения на восток и его слиянию с Иерусалимом были перечеркнуты жесткой позицией американской администрации. Самой дружественной к нам, подчеркнем еще раз, за последние годы. Оказалось, что формулировка об ''учете демографических реалий'' имеет такое же значение, как и формулировка о ''необходимости прекращения террора''. То есть лишена сколько-нибудь конкретного наполнения. Это максимум, на что согласна нынешняя администрация и на что согласятся другие администрации. И дело не в том, что американцы плохие, а в том, что они никогда не возьмут на себя невыполнимых обязательств, идущих к тому же вразрез с их интересами и долгосрочной стратегией.
Бывший посол США Дан Керцер предупреждал: в Иерусалиме неправильно трактуют заверения Белого дома. Но Шарон и его люди раз за разом, несмотря на все провалы попыток хоть немного расширить поселенческие блоки, заверяли, что Вашингтон поддерживает их планы. Или это была откровенная ложь, или лунатизм, или бессмысленный самообман. Что-то изменится в американском подходе к ситуации после нашего ухода из Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима?Конечно, нет! В окружении Буша пока явно не в восторге от этого плана - здесь не заявили ни о полном, ни о частичном его принятии. Если Шарон будет настаивать, Белый дом, конечно, примет его инициативу - почему не улучшить свой имидж за счет другого, даже если этот другой - союзник. В конце концов, это выбор самого Израиля, а не Америки... Не будет Израиля - найдется другой союзник.
Норвежские соглашения, заключенные левым правительством в 1993 году, оказались поверхностными и нежизнеспособными. Ставка делалась на формальные договоренности, не имеющие никакого значения для исламского мира с его собственной шкалой ценностей, и на добрую волю, которая напрочь отсутствовала у Арафата и его клики. Но, по крайней мере, в них была некая последовательность и логика. Договор Осло пусть формально, но все же обязывал палестинцев выполнять договоренности и давал Израилю легитимное право отвечать ударом на удар, если эти договоренности не соблюдались. Одностороннее отступление снимает всякие, даже формальные, обязательства с палестинцев и дает им полное право трактовать израильские действия как свою победу. В глазах арабов это капитуляция. Все, что им остается сделать, - довести ее до логического завершения.
Наши надежды, что мир оценит ''героизм'' Израиля, беспочвенны. Если и оценит, то лишь для того чтобы заняться излюбленным своим занятием, которое носит название ''борьба за свободу палестинского народа''. Характерна первая реакция на сообщения о планах Шарона в некоторых СМИ. Российский интернет-сайт www.newsru.com, например, считающий себя объективным, так откликнулся на публикацию в ''Маариве'': ''Ариэль Шарон планирует получить одобрение США на аннексию оккупированной территории Западного берега'' (выделено мною. - А.М.). Это не случайность - это нечто очень похожее на очередной ''сионистский заговор''. И мы обнаружим его в даже самых миролюбивых шагах израильского правительства.
Уход из Газы, при всей его противоречивости, можно оправдать. Израиль улучшал свой имидж, не подвергая себя высокой степени риска, сбрасывал гигантское бремя расходов и ответственности за контроль над палестинским муравейником. Он развязывал себе руки для ответных действий в борьбе с террором. Газа никогда не представляла собой важную стратегическую ценность для Израиля, не была значимой частью еврейского наследия.
С Иудеей, Самарией и Восточным Иерусалимом дело обстоит прямо противоположным образом. Это сердце Израиля, это его нервный узел, жизненно важная территория, ворота на восток, таящий в себе главную угрозу нашей безопасности. Это подземные источники, это наконец прошлое еврейского народа - то прошлое, без которого для Израиля нет будущего. Определенные уступки и компромиссы здесь возможны и допустимы, но они должны быть тщательно выверены, чтобы не нарушить хрупкий баланс сил, чтобы еврейский народ не лишился своих корней. Не говоря уже о массовом выселении людей, которое чревато огромной трагедией и на этот раз может привести к подлинным иудейским войнам.
Подобные планы - игра в рулетку. И кажется безумием стремление осуществить их с такой поспешностью, непринужденностью и легкостью, словно речь идет о закрытии торгового представительства в Гонулулу.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)