Портал ISRAland - израильские новости


19 Января 2025 [19 Тевета, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В мире
Архив статей

Генерал, понимающий идиш

10.01.2006 | 14:57


Алексей Осипов, ''Новости недели''

В Америке не принято использовать приставку ''экс'' при обращении к бывшим высокопоставленным политикам. К бывшим министрам обращаются как к ''министрам в прошлом'', а что же касается президентов и госсекретарей, то их после отставки деликатно нумеруют.

Соответственно, представляя нашего сегодняшнего героя, мы просто обязаны указать, что Колин Пауэлл был 65-м государственным секретарем Соединенных Штатов.

Когда он вступал в должность в январе 2001 года, президент Буш сказал, что Пауэлл - ''идеальные лицо и голос'' Америки. И это весьма точное определение, ведь Пауэлл родился в семье иммигрантов с Ямайки и вырос в ''черных'' трущобах Нью-Йорка. В армии он дослужился до высшего воинского звания. Четырехзвездный генерал был советником президента по вопросам национальной безопасности, председателем Комитета начальников штабов и госсекретарем. Побывав во всех мыслимых горячих точках и зарекомендовал себя человеком решительным, инициативным и в то же время жестким, Пауэлл никогда не стеснялся высказывать свое мнение. Им был сформулирован свод правил, получивших известность как ''доктрина Пауэлла'': к военной силе следует прибегать только когда речь идет о жизненных интересах США или их союзников; если ее применение неизбежно, то следует задействовать все ресурсы, необходимые для победы; использовать военную силу только при наличии ясных политических целей; быть готовым изменить решение о применении военной силы при изменении задач; предпринимать только такие действия, которые могут получить поддержку американского народа и конгресса.

Не изменил своим привычкам Пауэлл и после того, как сменил мундир на гражданский костюм. В свое время он отказался поддержать импичмент президента Клинтона, мотивируя это тем, что у нации есть более насущные проблемы, чем разбирать интрижки в Белом доме. И хотя в истории Америки такая блистательная карьера военного не редкость, все же явление Пауэлла - уникальное. О своей жизни он поведал в книге ''На пути к американской мечте'', эпиграфом к которой могли бы стать первые строки авторского предисловия ''Я прожил замечательную жизнь, и эта книга - ее история''.

Колин Пауэлл женат, у него трое детей и внуки. Как и у всякого нормального человека, у бывшего госсекретаря есть хобби: все свободное время он посвящает ремонту подержанных автомобилей.

Подав в 2004 году в отставку, в настоящее время 69-летний Пауэлл занимается консалтинговым бизнесом, войдя в руководящий состав американской инвестиционной компании Kleiner, Perkins, Caufield & Byers, из калифорнийского офиса которой он и ответил на вопросы ''Новостей недели''.

- Г-н Пауэлл, в большинстве стран мира кадровые военные, уходя на пенсию, редко занимаются чем-то другим, кроме воспитания внуков и ухода за садом. Пожалуй, лишь только в Америке и Израиле отставные военные чаще всего уходят в бизнес или большую политику. С чем связано ваше решение после отставки заняться именно бизнесом?

- Не стоит определять мое партнерство с Kleiner, Perkins, Caufield & Byers как бизнес в чистом виде. Это, скорее, действительно именно партнерские отношения, основанные на том, что я ушел в отставку не с поста руководителя оборонного ведомства США, а с аналогичного в мире министру иностранных дел. Соответственно, мой военный опыт был дополнен еще и политическими, и дипломатическими знаниями. Моя роль в фирме не сводится к заключению сделок и подсчету прибыли, а к консультационной и аналитической работе.

- Вы не были отправлены в отставку, а приняли решение оставить свой высокий пост сами. Президент Буш вас поблагодарил?

- Да. И я был очень тронут этим. Особенно меня растрогало, что в тогдашней речи президент не просто сказал мне ''спасибо'', а выразил эту благодарность от всего сердца.

- В чем это выразилось?

- Ну, например, он упомянул в своей речи, как моя супруга Альма вспоминала, что в момент нашей с ней первой встречи я был похож на растерянного мальчика лет двенадцати, а я в тот вечер был зачарован ее глазами с необычайным зеленоватым оттенком...

- Как вы думаете, почему в начале этого тысячелетия Буш остановил свой выбор именно на вас?

- Наверное, проще будет ответить словами самого президента, хотя, может быть, это и покажется кому-то не слишком скромным с моей стороны. В упомянутой выше речи он сказал, что когда ему был нужен государственный секретарь, он знал, кто именно ему был нужен: ''...Человек, глубоко верящий в ценности нашей страны и способный делить эти ценности с остальным миром; человек мудрый и достойный; лидер, способный подчеркивать все лучшее, что есть в людях… В той деятельности, которую он и я осуществляли совместно, он стал большим другом, и я высоко ценю все, что он совершил во имя нашей прекрасной страны''.

- Что было написано в вашем прошении об отставке?

- Я отметил, что мне было важно участвовать в кампании США против терроризма и освобождении Афганистана и Ирака. И что в период моей работы руководство страны привлекло внимание мирового сообщества к проблеме распространения вооружений, подтвердило наши союзнические связи, адаптировалось к миру после ''холодной войны'' и предприняло важные инициативы по решению проблемы бедности и болезней в развивающихся странах.

- Думали ли вы о приоритетах вашей преемницы - Кондолизы Райс?

- Разумеется. Такими приоритетами остались война с террором и становление демократии в Афганистане и Ираке.

- Вы могли бы выделить какую-то конкретную веху вашей многолетней государственной службы?

- Я бы не стал выделять какое-то конкретное событие. Все, что я делал на протяжении своей почти 40-летней карьеры, было важно, и все вещи для меня имели огромный смысл, будь то служба лейтенантом американской армии в Германии или работа на посту госсекретаря.

- В вашей книге вы признаетесь, что после действительной военной службы остались в армии лишь потому, что хотели подзаработать.

- Я был молодым афроамериканцем. Я не знал ничего, кроме военной службы. Чем я мог заниматься? Работать вместе с отцом? В стране продолжался кризис. У меня была профессия, которая позволяла идти вверх настолько далеко, насколько хватило бы моих талантов и цвета кожи. Никакая другая стезя в американском обществе не представляла таких возможностей. Но самым главным на чаше весов была моя любовь к тому, что я делал.

- Но ведь начало вашей военной карьеры пришлось на войну во Вьетнаме. Это вас не разочаровало?

- Тогда мы были посланы проводить политику, которая обанкротилась. Тогдашние американские политические лидеры втянули нас в войну ради одной подходящей на все случаи жизни идеи - антикоммунизма, что лишь отчасти отвечало реалиям Вьетнама, где у конфликта были свои исторические корни: национализм, антиколониализм, и гражданская война, выходившая за рамки противостояния Запада и Востока. Во время первой командировки во Вьетнам я предполагал, что для завершения войны нам понадобятся 300 тысяч солдат. Через 6 лет во время моей повторной командировки, там было уже почти полмиллиона военнослужащих, и этого все равно оказалось недостаточным для победы. Вообще же, война должны быть крайним средством политики.

- Теперь же Америка завязла в Ираке, не так ли?..

- Ирак - это страна, которую сейчас контролируют собственные лидеры, там есть правительство, премьер-министр, президент. Иракское правительство потихоньку начинает функционировать. Войска коалиции находятся там на основании соответствующих решений, правительство существует на основании резолюции ООН. Мы находимся в Ираке по приглашению тамошнего правительства, чтобы помочь народу этой страны справиться с мятежниками. Оккупация предполагает, что мы хотим оккупировать эту землю, чтобы контролировать ее. Америка же и союзники всего лишь помогают иракцам создать собственные вооруженные силы, полицию и помогает справиться с мятежниками - преступниками и убийцами.

- Ваш первый контакт с Советами произошел именно во Вьетнаме?

- Нет. В Советском Союзе я побывал еще в 1960-х в составе официальной делегации Пентагона. Более плотно я познакомился с Советами на исходе ''холодной войны'', когда главные усилия США сосредоточились на подготовке договора о запрещении ядерных ракет с радиусом действия около 3000 миль. Именно к таким ракетам прибегли бы обе стороны в случае возникновения войны в Европе. Переговоры продолжались в Москве, Вашингтоне и Женеве. Горбачев дважды побывал в США, а президент Рейган летал в Москву. Я многократно встречался с маршалом Ахромеевым, с будущим председателем КГБ Крючковым, с послом СССР в США Добрыниным и другими советскими деятелями. Переговоры шли трудно, но обе стороны были склонны к компромиссу. Переговоры велись не только по ракетам. Горбачев по-прежнему хотел отмены СОИ (стратегической оборонной инициативы) и зондировал возможность оказания экономической помощи СССР. Мы же добивались вывода советских войск из Афганистана и предоставления советским евреям свободного выезда из Союза. Последние две проблемы американской дипломатии удалось блестяще решить. В феврале 1989 г. генерал Громов вывел последних советских солдат из Афганистана. А вы и ваши читатели, т.е. сотни тысяч евреев, получили возможность эмигрировать из СССР, а впоследствии СНГ в Израиль, США и другие свободолюбивые страны.

- Сегодняшняя Россия - союзник или противник Америки?

- Россия, безусловно, мощная страна. Это ядерная держава. И не думаю, что может внезапно произойти чудо, и подлинная демократия восторжествует там, где не так давно ее вообще не существовало. У меня нет абсолютно никаких иллюзий относительно того, с какими трудностями столкнется Россия, внедряя рыночную систему экономики, - причем начиная на пустом месте, с полного нуля. Там нет четкого представления о рынке. Нет кодекса предпринимательства. Вот почему у меня нет иллюзий по этому поводу. Но не учитывать колоссальный потенциал этой страны с ее высокообразованным населением и природными ресурсами нельзя.

- А где вы впервые познакомились с евреями?

- Во время учебы в колледже я подрабатывал в магазине детских игрушек еврея Джека Сиксера. Знакомство с ним и его семьей прошло через всю мою юность. Именно благодаря Джеку я стал понимать идиш.

- Не изменилась ли ваша позиция в отношении ближневосточного конфликта, погасить который вы так старались?

- Сегодня, как и всегда, Соединенные Штаты и ЕС привержены реализации мирного процесса на Ближнем Востоке в рамках ''Дорожной карты''.

- Многие сегодня предрекают глобальный мировой конфликт, говоря о неотвратимом столкновении западной и исламской цивилизаций в XXI веке.

- Я отвергаю этот тезис, настаивая на большей вероятности сотрудничества. Если мы посмотрим на нашу историю, на наши великие религиозные тексты, то выяснится, что все мы верим в права человека, в святость жизни, в свободу, мир и примирение. Так что не называйте это столкновением цивилизаций. Несмотря на кровавое соперничество в прошлом, обе эти цивилизации уже вступили в новую эру сотрудничества, чтобы улучшить жизнь людей в странах ислама.

Вопреки представлению о том, что Соединенные Штаты стремятся навязать этим государствам реформы, каждая страна должна их наметить себе сама. И население исламских государств не должно ждать урегулирования израильско-палестинского конфликта для проведения необходимых реформ.

- Вы патриот своей страны по убеждению? Или являетесь таковым лишь потому, что так нужно?

- У американцев существует система, которая отлично работает. Это наша система свободы и демократии. Это система свободного предпринимательства, лежащая в основе нашей экономической модели. Это система, основанная на вере в индивидуальные права мужчин и женщин. Если мы будем сохранять верность принципам нашей системы и будем защищать ее во всем мире, то мы сможем и впредь изменять мир так, чтобы это шло на благо всему человечеству. Поэтому я считаю, что сегодняшний день предоставляет нам большие возможности. Нигде нет идеологии, которая действительно смогла бы соперничать с тем, что мы можем предложить миру. Мы знаем, что она работает. Она победила Советский Союз. Она сегодня меняет Китай.

- Что бы вы пожелали всему цивилизованному миру в уже наступившем 2006 году?
- Нам следует не бояться, а оставаться сильными; не быть высокомерными, но скромными; быть готовыми сотрудничать с теми, кто хочет с нами сотрудничать, и быть готовыми противодействовать и сдерживать тех, кто не принадлежит к этому новому миру.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus