Арабский мандат для сионистской партии
10.01.2006 | 22:03
Виктория Мартынова, ''Новости недели''
Даже в нашей стране, где все уже давно смирились с тем, что жизнь, по определению Алисы из Страны чудес, ''становится все чудесатее и чудесатее'', идея выдвинуть на пост руководителя Еврейского государства представителя арабского сектора населения, да еще и женщину, произвела впечатление.
На снимке: Абир Копти
Мы ущипнули себя за руку, протерли глаза, вновь уставились в компьютер и еще раз убедились: видение не исчезло. На популярном ивритоязычном интернет-сайте Ynet по-прежнему фигурировала статья арабской правозащитницы Абир Копти ''Арабку в премьер-министры Израиля?''. Я немедленно схватилась за телефонную трубку. Предвыборные мысли, которые кружат головы избирателям арабского сектора, и впрямь показались мне весьма любопытными. И потому я приступила к изучению вопроса, вооружившись статистическими сведениями.
Итак, сухие цифры и факты, по данным Ynet, таковы:
* 48% израильских арабов будут голосовать на грядущих выборах за так называемые сионистские партии - ''Кадиму'', ''Аводу'', МЕРЕЦ.
* Арабские партии набирают вместе 51% голосов своих соплеменников. (Для сравнения: в 2003 году этот показатель составлял около 70%). Из них ХАДАШ/ТААЛ получит около 22%, БАЛАД - 18,4% и РААМ - 10,57%.
* 33% арабских избирателей собираются голосовать за ''Аводу'', 10,7% - за ''Кадиму''.
Среди выдвинувших свои кандидатуры в кнессет - пять арабских женщин.
Истоки арабского феминизма
Как же относятся арабские мужчины к амбициям женщин из своего сектора? Для начала я поговорила с Джаффаром Фарахом, руководителем объединения ''Моссауа'', защищающего права арабских граждан Израиля.
- Статистика свидетельствует: в арабском секторе увеличивается число желающих голосовать не за арабские, а за традиционные сионистские партии. Чем вызван арабский сионизм? - спросила я.
- Во-первых, это явление нельзя назвать чем-то новым. В нашей истории уже было немало случаев, когда арабы голосовали за ''Аводу'', ''Ликуд'', и МЕРЕЦ. В 1999-м они внесли свою лепту в приход Эхуда Барака к власти. Но его краткое пребывание в кресле премьера вызвало большое разочарование у наших людей. Барак не выполнил обещания, данные представителям арабского сектора, и начался откат - избиратели предпочли голосовать за собственные, национальные партии. Но и эти партии не смогли изменить приоритеты израильской политики. И сейчас маятник вновь качнулся. Желающих отдать голос за общеизраильские партии сегодня больше, чем в 2003-м. ''Подъем'' составляет около десяти процентов. Мои подсчеты отличаются от тех, что приведены на сайте Ynet. По имеющимся у нас сведениям, около шестидесяти процентов наших избирателей собираются все-таки голосовать за арабские партии. И тем не менее поворот налицо. Причина изменения расклада политических симпатий - стремление добиться решения наболевших социально-экономических проблем сектора. И люди видят, что реальная сила в обществе - за большими общеизраильскими партиями.
После размежевания значительно укрепился имидж Шарона, к нему теперь в арабском секторе больше доверия. ''Кадима'' получит от арабов как минимум мандат, что же асается ''Ликуда'', то за него будут голосовать не более нескольких десятков тысяч человек. Тут вряд ли наберется и на полмандата. Но больше всего желающих проголосовать за ''Аводу''. По предварительным подсчетам, эта партия получит от нащих избирателей три мандата. Объясняется сей факт давними связями лично Амира Переца с арабским сектором. Нынешний лидер ''Аводы'' известен своим стремлением решать вопросы трудящихся, в том числе и арабских. Гистадрут, в отличие от многих других израильских организаций, серьезно работал в нашем секторе, никогда не ослабляя усилий.
- Но что это мы все о мужчинах? Давайте вернемся к женщинам. По представлениям многих наших читателей женщины-арабки все никак не могут добиться равноправия ни в семье, ни в работе. А тут вдруг именно женщины потянулись в политику. Чем это можно объяснить?
- Если говорить об общеизраильской политике, то у женщин-арабок действительно больше шансов, чем у мужчин. Этот феномен нам хорошо известен. Израильтяне-евреи видят угрозу в мужчине арабского происхождения (вот только что опубликовано сообщение, что даже в такси евреи опасаются садится, если водитель - араб), но значительно более снисходительно относятся к женщине. Потому что, во-первых, она кажется менее ''опасной'' и, во-вторых, ней видят угнетенное существо и стараются помочь. Поэтому, действительно, на ''арабские'' места в общеизраильских партиях претендуют женщины. Мы считаем, что у Хайды Тума есть хороший шанс стать депутатом от партии ХАДАШ, может быть, и Надии Хилу удастся получить мандат ''Аводы''.
''Считайте меня сионисткой!''
Надия Хилу - кандидат на место в списке от партии ''Авода'' - с готовностью отозвалась на предложение поговорить об арабском феминизме, который как-то незаметно перетекает в... сионизм.
- Надия, когда, по вашим расчетам, арабская женщина станет премьер-министром Израиля?
- Я не буду комментировать предвыборные ''гимики'', а предпочитаю говорить о вещах реальных.
- Пожалуйста. Насколько реальное место, которое вам предлагает сегодня ''Авода''?
- Я претендую на одно из четырех мест, забронированных для женщин в числе первых пятнадцати в списке. Как говорят эксперты, у меня неплохие шансы. Я по профессии социальный работник, имею вторую академическую степень и знаю проблемы общества - как еврейского сектора, так и арабского. Я заместитель председателя женской организации НААМАТ, кроме того в Центре местной власти работаю в совместной еврейско-арабской комиссии по статусу женщин. Женские проблемы во многом схожи и в арабском, и в еврейском секторе, они давно назрели, и их надо решать. Я точно знаю, зачем мне в кнессет.
- И зачем же?
- Хотя арабские женщины уже многого добились и среди арабских студентов израильских университетов больше половины составляют представительницы слабого пола, перед нами еще множество проблем - по ликвидации разницы в уровнях жизни между арабским и еврейским секторами общества, по созданию новых возможностей в образовании наших детей и так далее.
- Позвольте спросить: а когда вы стали сионистской, то бишь присоединились к ''Аводе''?
- Когда Ицхак Рабин провозгласил свою программу мира и социального равенства, я примкнула к его партии, поскольку посчитала, что эта политическая платформа полностью соответствует моим взглядам. Как в международном плане (я думаю, что многолетний арабо-израильский конфликт может разрешиться только благодаря достижению мирного соглашения), так и в социально-общественном.
- ''Авода'' только что пережила одну революцию, когда во главе традиционной ашкеназийской партии оказался сефард, и еще не успела зализать раны (нельзя сказать, что социологи предсказывают ей успех на выборах!), а теперь, по вашим словам, на горизонте вторая революция, правда размером поменьше, - если на одном из самых высоких мест в списке окажется арабская женщина.
- ''Авода'' таким образом докажет свою приверженность демократии, и избиратели это оценят.
''Считайте меня коммунисткой!''
И, наконец, что думает сама автор идеи о хождении арабок в высшую власть в еврейской стране - правозащитница Абир Копти, член общеизраильского секретариата партии ХАДАШ? Звоню Абир:
- У арабского сектора нашей страны столько проблем, что обращение к феминизму выглядит достаточно странно. Неужели проблема женского равноправия для вас основная, важнее прогладки дорог или строительства школ?
- Я считаю, что выдвижение женщин на высокие посты будет способствовать изменению приоритетов, и как раз с нашей помощью и удастся добиться поворота к проблемам улучшения образования, благоустройства городов и деревень и так далее. Пока в органах власти в Израиле женщины представлены очень слабо. Например, на сегодняшний день в местных советах арабского сектора всего четыре женщины, при этом три из них избраны от партии ХАДАШ и одна - от Исламского движения. Это не отражает реального положения дел - в нашем секторе есть продвинутые женщины, которые имеют первую и вторую академическую степень, хотят строить свою карьеру и активно продвигаться в политике. Поэтому задуматься сейчас о месте женщин в политике - самое время.
- Наверняка примером для вас служит Кондолиза Райс, - во-первых, представительница ''цветной'' Америки, во-вторых, женщина.
- Нет, я не вижу подходящих примеров для подражания, потому что даже в тех странах, где женщины получили высокие посты, они лишь повиновались воле мужчин и действовали в рамках мужской политики. Я же думаю о новом, ином, женском стиле политики.
- Арабы, как нам уже удалось убедиться, люди практичные, озабочены социально-экономическими вопросами, предпочитают твердо стоять на земле и голосовать за осуществимые предложения в области социально-экономической политики, и на ваш лозунг вряд ли кто из них клюнет. Когда, по вашим подсчетам, арабка получит пост главы правительства Израиля?
- Я понимаю, что пока это звучит фантастически и поэтому не стану называть дату. Но в настоящем, реальном демократическом обществе такая перспектива вероятна и возможна. И ее надо учитывать.
- Ну что ж, - пообещала я на прощание, - это мы учтем. Обязательно.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: