Процветающий бизнес в Газе: рытье тоннелей для контрабанды оружия
27.01.2006 | 10:00
Крейг Смит, The New York Times
25-летний Ясир Кишта проводит гостя в свой почти законченный дом, который обошелся ему в целое состояние - 32 тыс. долларов. Этот дом сообщает всем в округе, чем занимался Кишта: рыл лазы под границей, помогая ввозить контрабандное оружие в сектор Газа.
"Я рисковал жизнью, но теперь я могу позволить себе жениться", – говорит Кишта низким, звучным голосом, cидя на коврике и разливая кофе.
Приближаются выборы – палестинские парламентские 25 января, израильские – в марте, и возможность беспорядков в секторе Газа стала ключевым вопросом в обществе и там и там. За последние четверть века между сектором Газа и Египтом были прорыты десятки тоннелей, и именно этим путем поступила на этот пятачок палестинской территории большая часть оружия, которое угрожает и Израилю, и самим палестинцам.
После выхода Израиля из сектора Газа масштабы контрабанды через тоннели несколько сократились, потому что потоки оружия потекли через границу, что привело к падению цен.
Люди, участвующие в этой торговле, говорят, что если начнутся столкновения между палестинскими группировками или возобновятся конфликты с Израилем, как здесь все ожидают, активность вновь поползет вверх.
Юваль Штейниц, председатель комитета по международным делам и обороне в кнессете, сообщил, что в прошлом году в сектор Газа незаконно ввезли – в основном по подземным тоннелям – 12 тыс. автоматов, несколько сот пусковых установок для противотанковых ракет, тысячи противотанковых ракет, тонны взрывчатки и, возможно, несколько переносных ракетных установок.
"Мы говорим не об оружии для терроризма, а об оружии для армии, – заявил он в телефонном интервью из Иерусалима. – Рытье некоторых тоннелей финансировала сама палестинская администрация, и часть оружия, поступившего по тоннелям контрабандой, куплена ПА, хотя большая часть попала к "Хамас", "Исламскому джихаду" и другим террористическим организациям".
Он указал, что за это несет ответственность и Египет. "Контрабанда начинается не с тоннелей, – сказал он. – Египет делает для Израиля то, что Сирия делает для американцев в Ираке, когда выводит войска к границе, а дальше прекрасно справляется с тем, чтобы ничего не предпринимать".
По его словам, Израиль просил и Египет, и Иорданию положить конец контрабанде оружия на палестинские территории еще пять лет назад, и Иордания, граница которой с ПА длиннее и в которой проживает больше палестинцев, сумела это сделать. "Но Египет не сделал почти ничего, и сегодня 90% палестинского оружия поступает из Египта", – подчеркнул он.
С тех пор как палестинская администрация подписала в прошлом году договоренность, обещая более эффективно охранять границу, если Израиль перестанет разрушать дома разыскиваемых террористов, палестинские силы превентивной безопасности залили бетоном более 10 тоннелей. Однако люди, причастные к тоннельному бизнесу, говорят, что возможности палестинской администрации ограничены, так как боевики имеют большую "огневую мощь".
Первый тоннель для контрабанды был вырыт в 1982 году после того, как выстроенный пограничный забор разделил большие семьи, расколов их между сектором Газа и Египтом, когда после выхода Израиля с Синайского полуострова были восстановлены границы. Сначала тоннели использовались для контрабанды сигарет, гашиша, золота и запчастей для автомобилей, рассказывают местные жители.
Но после начала первой интифады в конце 1987 года этим путем стали переправлять оружие и людей, которых разыскивали израильтяне.
Длина первых тоннелей составляла около 200 футов: их копали от дома к дому под двойным пограничным барьером и патрулируемой "филадельфийской дорогой" между ними. Тогда дома находились так близко к границе, что семьи могли перекрикиваться через охраняемую израильтянами нейтральную зону.
Но, по мере того как Израиль начал разрушать дома на палестинской стороне, от которых копались тоннели, и бороться с тоннелями начал Египет, эти узкие проходы становились все длиннее и длиннее и некоторые достигли длины в три четверти мили.
Активность усилилась во время второй интифады 2000 года, когда мотивы так рисковать стали весьма существенны: автомат Калашникова стоил в Египте 500 долларов, а в секторе Газа – 2,5 тыс. Каждая партия состояла из сотен стволов.
В контрабанду включились люди, не имеющие опыта работы, и начали брать с контрабандистов плату за использование тоннелей. Один житель Рафаха, причастный к тоннельной контрабанде, рассказал, что под границей протянулось не менее 30 крупных тоннелей. По другим оценкам, их еще больше. Когда Израиль уничтожал входы в тоннели, другие люди прорывали новые каналы к тому, что оставалось от существующих ходов.
Когда-то копать тоннель начинали с обеих сторон, и каждая группа двигалась в определенном направлении – например, на северо-восток из Египта и на юго-запад из сектора Газа – прорывая тоннель в мягком песке под осадочным слоем твердой глины, который служил естественным потолком. В итоге оба канала соединялись.
После того как Египет подключился к борьбе с тоннелями, их стали копать с палестинской стороны и выводить на несколько сот ярдов дальше границы, на лугу или в оливковой роще. Копатели высовывают из-под земли трубу, чтобы их сообщники в Египте помогли им "открыть" тоннель с помощью автомобильного домкрата тогда, когда будут готовы партии контрабанды.
Тоннели используют несколько раз, а потом бросают из-за возрастающего риска обнаружения и поимки после того, как тоннель открылся на египетской стороне.
Израиль пытался помещать рытью тоннелей, установив 25-футовую бетонную или железную стену вдоль границы, которая уходит вглубь на 10 футов. Однако тоннели обычно проходят на глубине 20-65 футов. Также Израиль использовал эхолокаторы и другие сенсоры и периодически закладывал взрывчатку в почву, чтобы спровоцировать обрушение необнаруженных ходов.
Сейчас, когда израильтяне ушли, доказательства существования этих тоннелей несложно найти среди изрешеченных пулевыми отверстиями домов у границы и в обрушившихся бетонных и арматурных остовах уничтоженных домов. Другой член клана Кишты – крупнейшего клана, живущего у границы, – недавно провел нас по руинам, указывая на заваленные обломками входы в тоннели.
По словам Кишты, сначала он работал на стройке у своего отца, где зарабатывал менее 10 долларов в сутки. Но в июне 2003 года его друг позвал его помочь в рытье тоннеля.
"Он сказал, что мне придется исчезнуть, что я не смогу рассказать об этом отцу", – вспоминает Кишта, высокий, мускулистый мужчина с короткой бородой песочного цвета. Строители тоннелей часто скрываются на протяжении нескольких месяцев, пока не закончат тоннель, потому что соседи, если обнаружат тоннель, могут потребовать мзду за молчание.
Его двоюродный брат рассказывает, что есть много ярко выраженных признаков, которые настораживают людей, включая запах глины, следы песка в доме или грязь под ногтями.
Это опасное дело и не для больных клаустрофобией: тоннели так узки, что в них едва может протиснуться стройный мужчина. Когда Кишта прорыл 250 ярдов, он чуть не был погребен заживо из-за частичного обвала. Друг его откопал.
Многим другим повезло гораздо меньше. В 2001 году два брата, Сулейман и Мухаммед аль-Шарры, копая по направлению к поверхности, задели водопроводную трубу. Поток воды обрушил тоннель и утопил их в грязи. По словам их матери, женщины в грязном переднике поверх платья и белой вязаной косынке на голове, потребовалось три дня, чтобы найти их тела.
Этот тоннель протянулся на сотни ярдов в Египет и был очень глубоким – в некоторых местах глубина доходила до 50 футов. Родственники погибших говорят, что по нему в сектор Газа должны были попасть тонны оружия, включая ракеты "Катюша", мины, гранаты и автоматы. Это оружие позднее было захвачено в Красном море на борту корабля Karine A, прежде чем оно попало в Египет.
Захват Karine A стал поворотным моментом в постословском недовольстве Запада палестинской администрацией при Ясире Арафате, которая была однозначно причастна к контрабанде. Капитан корабля был сотрудником палестинского министерства транспорта, а человек, заказавший тоннель, сейчас является капитаном палестинских сил безопасности.
Кишта говорит, что его группа продолжала копать еще долго после пересечения границы, прежде чем вывести тоннель наверх в Египте. В мае 2004 года они наконец достигли поверхности и доставили четыре партии груза в сектор Газа – всего около 900 автоматов Калашникова, 400 пистолетов и 200 тыс. комплектов боеприпасов.
"Стволы", связанные по несколько штук и упакованные в мешки из-под муки, тащили теми же веревками и с помощью тех же электрических моторов, которые копатели использовали для вытаскивания песка во время строительства. Доставка каждой партии по тоннелю занимала примерно час.
"Все получили по 23 тыс. долларов и по "Калашникову", – рассказывает Кишта, добавляя, что главный инвестор строительства тоннеля заработал 150 тыс. долларов. По словам Кишты, он продал автомат и в прошлом году поработал немного на строительстве другого тоннеля, заработав еще 5 тыс. Его приглашали и на другие тоннели, но он сказал, что не хочет испытывать судьбу, и вернулся на работу к отцу.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: