Между иллюзиями и реальностью
27.01.2006 | 10:22
Александр Майстровой, ''Новости недели''
Европа постепенно пересматривает свое отношение к Израилю и палестинцам. Но процесс этот слишком медленный и легкообратимый.
Призыв бывшего министра иностранных дел Испании Аны Паласио включить Израиль в состав НАТО можно считать новым ходом европейской дипломатии. Борьба с международным террором возможна, по ее словам, только при участии всех стран демократического мира, включая Японию, Австралию и Израиль. ''Ни одна из наций не в состоянии справиться с этим в одиночку, - пояснила Паласио, выступая на международной конференции в Герцлии. - Западному миру необходима эффективная контртеррористическая стратегия''. А раз так, НАТО должен включить в свой состав страны, которые ''хотят и могут бороться с исламистским фундаменталистским террором''.
Другие участники конференции, представлявшие Старый Свет, также высказывались за сближение с Израилем, хотя воздержались от прямых призывов к вступлению последнего в НАТО. Лорд Чарльз Годфри, в прошлом глава генштаба британской армии, поддерживает взаимодействие с Израилем, однако не уверен, что последний выиграет от присоединения к Североатлантическому союзу. Ограничения, накладываемые на Израиль в ходе такого сотрудничества, могут перевесить выгоды, которые он извлечет, указывает Годфри.
Подобного рода призывы, сделанные влиятельными представителями дипломатического и оборонного истеблишмента Европы, можно рассматривать как индикатор смены приоритетов в традиционном подходе Брюсселя. После терактов в Мадриде часть европейских аналитиков предсказывала, что исламский террор и угроза европейской демократии, исходящая от мусульманского мира, сделают неизбежной корректировку европейцами своей политики. Это проявится в сближении с США, усилении концепции атлантизма, ужесточении антитеррористических мер и, как следствие, сближение с Израилем. Франция точно так же может стать целью террористов, как и Испания, поскольку исламисты ''заинтересованы противопоставить мусульманам весь христианский мир, чтобы преподнести конфликт как войну цивилизаций'', - заявил тогда ведущий эксперт по терроризму во Франции Жан-Люк Маррет.
Европа на протяжении слишком долгого времени закрывала глаза на ''зеленую чуму'', угрожающую западной цивилизации, однако последовавшая вслед за Мадридом атака на Лондон и волна погромов во Франции заставили задуматься о выживании даже тех, кто привык оправдывать и романтизировать арабский Восток.
Что касается отношения непосредственно к Израилю, то здесь также произошли определенные перемены. С одной стороны, наш уход из Газы несколько уменьшил неприязненное отношение к еврейскому государству и улучшил его имидж. С другой, опасность появления ''хамасстана'' в центре арабского мира на фоне усиления ''Мусульманских братьев'' в Египте и Иордании и радикализации мусульман Старого Света начала вызывать в Европе растущие опасения. Определенную роль сыграли и перестановки в руководстве ЕС. Ряд персон с патологически враждебным отношением к Израилю (например, Крис Паттен, бывший губернатор Гонконга и комиссар Евросоюза по внешним отношениям) оставили свои посты, и на их место пришли более умеренные политики. В частности, это были глава комитета ЕС премьер-министра Португалии Жозе Мануэля Дурао Барросо и комиссар по внешним контактам ЕС Бенита Ферреро-Вальднер из Австрии, немало сделавшая в свое время для улучшения отношений между Израилем и Австрией.
Как уже писала наша газета, в конце прошлой недели Ферреро-Вальднер, находившаяся с визитом в Израиле, заявила о приостановке финансовой помощи в размере 35 миллионов евро (42 миллиона долларов) ПА.
Эти слова - скорее предупреждение, чем реальная мера. Палестинцы получают в год около миллиарда долларов международной помощи, а ЕС был и остается крупнейшим донором ПА. Предполагается, что в нынешнем году автономия получит от европейцев свыше 312 миллионов долларов. ''Замороженные'' 35 миллионов евро - лишь десятая часть указанной выше суммы, особой погоды они не делают.
Большее значение имеет не само это решение, а тенденции в европейской политике. Во-первых, объявление о приостановке передачи 35 млн. долларов было сделано после аналогичного решения Всемирного банка, который до этого ''заморозил'' 60 процентов выплат в палестинский бюджет. Представитель Всемирного банка в Иудее, Самарии и Газе Найджел Робертс заявил 10 января в интервью ''Гаарец'', что ''недостаточная ответственность палестинского руководства вынуждает банк заморозить 60 процентов средств, ежегодно передаваемых в бюджет ПА''. Робертс подчеркнул, что решение Всемирного банка поддерживает Европейская комиссия.
Формально замораживание выплат палестинцам - реакция на уход со своего поста министра финансов ПА Салама Файяда, который считался на Западе прагматиком и опытным финансистом. Его отставка увязывалась с ''отсутствием финансовой дисциплины'' в ПА, а проще говоря, с хаосом, царящим в палестинских государственных структурах. В ноябре Файяд объявил, что покидает свой пост и возглавляет созданную им партию ''Третий путь''. Он предупредил, что усугубление финансового кризиса в ПА неизбежно, и призвал арабские страны оказать экстренную помощь.
На самом деле санкции Всемирного банка и ЕС - попытка переломить противоборство между ХАМАСом и ФАТХом в пользу последнего. Санкции, введенные за неделю до выборов, должны стать недвусмысленным предупреждением для палестинцев: если вы хотите и дальше получать от нас помощь, голосуйте за Абу-Мазена, а не за исламистов.
До этого ЕС уже давал понять, что может пересмотреть свое отношение к палестинцам, если на выборах победит ХАМАС. ''Европейскому Союзу будет непросто продолжать финансирование ПА, если ХАМАС продолжит играть негативную роль в мирном процессе и не откажется от насилия, - заявил министр иностранных дел ЕС Хавьер Солана в декабре. - Налогоплательщики в ЕС, депутаты европейского парламента не хотят оказаться в ситуации, когда подобного рода политическая активность осуществляется на их деньги''.
Было бы, однако, преждевременным полагать, что ЕС в своей политике в отношении ПА вообще и ХАМАСа в частности, выровнял свой курс с Израилем и США. Европейский подход отличается намного большей гибкостью, если не сказать, дуалистичностью, чем подход Вашингтона и Иерусалима.
Не секрет (я писал об этом), что после победы ХАМАСа на муниципальных выборах представители израильской гражданской администрации в Иудее, Самарии и Газе, а также американские представители, поддерживают (и в ряде случаев вполне успешно) контакты с муниципальными советами, где победили или добились успеха исламисты. Тем не менее, европейцы пошли намного дальше. Летом этого года стало известно, что высокопоставленные европейские дипломаты (в частности, британские и германские) проводят регулярные встречи с руководством ХАМАСа, пытаясь скоординировать с ним свои позиции.
Европа по-прежнему предпочитает проводить различия между военным крылом ХАМАСа и его политическим руководством, словно речь идет о двух различных структурах. В странах ЕС, как и раньше, действуют благотворительные фонды и организации, под разного рода благопристойными вывесками занимающиеся сбором средств для ХАМАСа. Если США заранее отказываются вести переговоры с министрами от ХАМАСа при его вхождении в правительство ПА (хотя, как и в случае с ''Хизбаллой'', не намерены полностью разрывать отношения с палестинским руководством), то европейцы готовы и к переговорам, и к сотрудничеству с исламистами при условии, что ХАМАС откажется от террора. Даже если этот отказ временный и не обусловлен признанием Израиля как суверенного государства.
Пытаясь предотвратить победу ХАМАСа и делая ставку, как и США, на Абу-Мазена, Брюссель одновременно ищет пути негласного признания ХАМАСа. Характерно, что в начале недели базирующаяся в Брюсселе группа по разрешению международных кризисных ситуаций выступила с рекомендацией к международному сообществу поддержать частичное, постепенное вовлечение ХАМАСа в большую политику. Это, по мнению авторов инициативы, позволит убедить ХАМАС отказаться от террора. Группа предлагает палестинским исламистам возобновить соглашение о прекращении огня с Израилем и продлить его еще на шесть месяцев, запретить ношение оружия в общественных местах и обеспечить контроль над боевиками.
Одновременно от Израиля требуются ''ответные действия'' - прекращение политики ликвидаций и освобождение боевиков ХАМАСа, захваченных в ходе контртеррористических операций. То, что приостановка боевых действий поможет ХАМАСу осуществить перегруппировку и в конечном счете ослабит Израиль, активистов группы не волнует.
Европа по-прежнему находится под воздействием полярных сил - стремления сохранить приверженность привычной политике умиротворения и потребности реагировать на веяния нового времени. Последнее требует, однако, намного большей решимости и последовательности, чем то, на что Европа пока еще способна пойти.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: