Чего хочет от евреев Аллах?
29.01.2006 | 14:01
Виктория Мартынова, ''Новости недели''
Логика жизни подсказывает, что о нашем будущем пора консультироваться с мусульманами: от противостояния ислама всем другим религиям в современном мире зависит многое, если не сказать все, а в нашей буче, боевой, кипучей, и того больше.
В собеседники я выбрала мусульманина, отношение к которому его единоверцев, весьма разное: есть такие, кто причисляет его едва ли не к пророкам; гораздо больше тех, кто считает его ''сионистским шейхом'' и даже ''еврейским экстремистом''.
Впрочем наши читатели с ним уже знакомы.
Абдул Хади Палацци, генеральный секретарь Ассоциации мусульман Италии, имам итальянской мусульманской общины, сопредседатель израильского общества Root and Branch Association, приехал в Иерусалим, чтобы принять участие в научном споре о ваххабизме. Но я решила прежде всего задать ему вопроcы, связанные с местной пестрой политической жизнью. Желающих спрашивать в Израильском центре ортодоксального иудаизма в Хар Ноф выстроилась целая очередь. В результате - мы не успели договорить в Израиле и продолжить беседу пришлось уже по телефону. Я дозвонилась в Рим.
- Вы несколько лет не были в Израиле. Какое у вас осталось сейчас впечатление от встречи с нашей страной?
- Израиль производит сейчас достаточно грустное впечатление, потому что вопрос о том, выживет ли еврейская страна, просто висит в воздухе. Легитимация террористических организаций, свидетелями которой мы становимся, заставляет вспомнить времена Осло, только теперь это происходит на гораздо более продвинутом этапе, после отступления из Гуш-Катифа и Северной Самарии. Как и предполагалось, ситуация в сфере безопасности не улучшилась, а новые отступления теперь уже не за горами. Я был в Хевроне и чувствовал, насколько тревожная там обстановка.
- До выборов в палестинский Законодательный совет остается несколько дней. ХАМАС готов к штурму палестинского парламента, и мировая общественность пытается усмотреть в этом стремление войти в основное русло палестинской политики и двинуться к миру. Предполагаемая призрачная готовность ХАМАСа исключить из Хартии движения пункт об уничтожении государства Израиля еще больше обнадежило наблюдателей в ''добрых'' намерениях хамасовцев. Какова ваша оценка происходящего?
- Я совершенно уверен в том, что хождение ХАМАСа во власть приведет к усилению террористических организаций, в том числе и ''Аль-Каэды'' в Газе. ХАМАС, во-первых, получит доступ к распределению бюджета, во-вторых, добьется официального признания, сможет укрепить свое движение и расширить международные связи. Таким образом, легитимация палестинской террористической организации будет способствовать укреплению международной сети экстремистских организаций. Что касается ее стремления приобщиться к основному политическому направлению, то здесь делаются попытки повторить опыт ''перевоспитания'' европейских террористических организаций, в основе которых нет экстремистского фундаментализма. Европейцы привыкли бороться с другим террором, для которого подходил инструмент судебного воздействия. Что касается представителей экстремистских группировок, например, ''Мусульманских братьев'', то все попытки наладить политический диалог с ними успеха не имели. Практика показывает, что экстремистские мусульманские группировки не меняют сути и будучи официально признанными. На мой взгляд, для сдерживания роста экстремистских настроений в Газе было необходимо израильское там присутствие. Возможности израильских спецслужб позволяли реально оценивать ситуацию с лидерством в ''Аль-Каиде'' и выбирать способы влияния на него в зависимости от того, жив ли еще бин-Ладен или нет. Избираемый же ныне путь ошибочен. Демократия уязвима, и экстремисты давно научились использовать ее преимущества в своих целях.
- В Европе и остальном мире входит в моду так называемый ''умеренный ислам'', представителей которого стремятся заполучить в союзники все политические движения. Вы одним из первых призвали объединить силы истинных, то есть миролюбивых мусульман, в противостоянии экстремистам. Но вас на встречи-диалоги почему-то не зовут. Вот уже который раз проводится встреча раввинов и имамов в Брюсселе, а вас нет в списках участников.
- Во-первых, я участвую в большом количестве различных международных встреч, и мне грех жаловаться на невнимание. Во-вторых, на эти встречи изо всех сил стремятся заполучить именно представителей радикальных течений, а мне с ними не по пути. Попытки установить диалог с экстремистами, ваххабитами всегда оборачиваются против демократов, поскольку изначально подразумевают легитимацию второй стороны. Что касается договоренностей, то для фундаменталистских организаций они весьма условны.
- О том, что же такое ваххабизм в исламе идут споры. Какова ваша точка зрения на это явление?
- По-моему ваххабизм - есть не что иное, как ересь в исламе, получившая мировое распространение с помощью саудовских нефтедолларов. Последователи этого направления отвергают толерантность, присущую исламу. Позволю себе заявить об этом как человек, изучавший Коран много лет. Основу своих жизненных представлений я получил от египетских суфиев в школе Шафии, которая углубленно изучает вопросы исламского права.
- Ваш подход вызывающе напоминает еврейский. Кто были ваши учителя?
- Горжусь своими учителями: это шейх Саид Салих аль-Халвати аль Хафиз Исмаил аль-Азрахи и покойный муфтий Египта Саид Мухаммед аль-Мутавали аз-Шарави. Учился я и у Машейха в Сомали. Эти люди считают, что терпимость к представителям разных религий вытекает из общей концепции миропонимания.
- Действительно ли идея мирного сосуществования евреев и арабов заложена в исламе?
-Уникальность каждого творения Господа требует уважительного отношения к любому живому существу, а потому терпимость к ближнему есть часть обретения Божественной идеи. Суфии учат видеть за каждым созданием божественный знак. Отсюда, между прочим, исходит и идея мирного сосуществования евреев и арабов. Высказывал ее еще покойный шейх аз-Шарави, который приезжал вместе с Анваром Садатом в Иерусалим. Эти идеи весьма популярны во многих странах мира и распространялись бы еще быстрее, но их продвижению препятствуют лидеры ваххабитских группировок. Ведь ваххабиты могут предложить выгодные инвестиции и роскошные гранты на образование в обмен на сущий ''пустячок'' - разрешение для местной сети экстремистских организаций действовать на законных основаниях. Полная свобода действий ваххабитов - это цена, которую некоторые западные политики заплатили за партнерские отношения с Саудовской Аравией.
- Долгое время эта страна считалась основным стратегическим партнером США, а ее шейхи занимались благотворительностью...
- Да, это чистая правда, саудовский режим абсолютно уникален. Это единственный тоталитарный режим, постоянно инвестирующий огромные средства в западные страны. При этом огромная часть несметных саудовских сокровищ идет на финансирование международной сети экстремистских организаций: ХАМАСа в ПА, ваххабистских наемников в Чечне, ''Хизб ат-Тахрир'' в Узбекистане, ''Фронта Моро'' на Филиппинах, ''Аль-Каиды''... Все эти организации могут существовать только благодаря глобальной поддержке саудовского королевского дома и псевдофилантропии его принцев. Совершенно очевидно, что ваххабизм имеет экспансионистскую природу и поэтому, на мой взгляд, может считаться наследником национал-социализма и коммунизма. Он, а не вообще ислам, пытается стать господствующей мировой идеологией.
- И что же вы предлагаете с этим делать?
- Единственное, что остается сделать Западу в нынешней ситуации - это захватить Саудовскую Аравию, смести саудовский режим и королевский дом Саудов, включая заключение под стражу всех принцев (а их около полутора тысяч). Я бы отправил их подальше - в Гуантанамо, например, жить под наблюдением. Наилучшим режимом для Саудии могла бы стать хашимитская суннитская конституционная монархия. И до тех пор, пока это не сделано, война против террора не будет выиграна. Даже в том случае, если удастся захватить и казнить бин-Ладена, аль-Заркауи, аль-Завахири, - конец террору не будет положен, потому что спустя несколько лет после этого саудовские принцы вновь начнут финансировать подобные террористические организации. Нынешний саудовский режим может выживать, только опираясь на террористические структуры.
- Но война с террором уже привела США к жестоким войнам. Афганистан, потом Ирак, сейчас кое-кто из экспертов склоняется к мысли о необходимости акции в Иране. Вы рекомендуете продолжить этот ряд. Оправдана ли еще одна оккупация?
- Я думаю, что у американцев изначально было достаточно искаженное представление о странах, поддерживающих террор. Так государства типа Судана, Ирана, Афганистана, которые часто называют врагами Запада, на самом деле внесли достаточно скромный вклад в развитие фундаментализма, и то я назвал бы его псевдофундаментализмом. И наоборот, страны, которые считались в этом плане умеренными, друзьями Запада, как-то Саудовская Аравия, Кувейт и Арабские Эмираты способствовали глобальной консолидации ''Мусульманского братства''.
- Перед началом одностороннего размежевания вы выступили с предупреждением президенту США Джорджу Бушу и премьер-министру Ариэлю Шарону, но итоги размежевания вызвали аплодисменты всего мирового сообщества. Вы не признали свою ошибку?
- Я напомнил Бушу и Шарону слова Авраама Линкольна: ''Можно одурачить всех людей на некоторое время или навсегда некоторых людей, но невозможно одурачить всех и навсегда''. Я считал и считаю, что депортация евреев из Гуш-Катифа и Самарии - это настоящее преступление и грех перед Аллахом. Потому что пока евреи были на этой земле, они заботились о ней. Сейчас палестинцы остались без работы, на освобожденных от ''сионистского врага'' территориях - полная неразбериха, хаос и постоянные вооруженные разборки. Продажа имущества еврейских фермеров, пионеров, осваивавших эту землю, Мировому банку для потенциальных покупателей (один из них собственник Wye Plantation институт Аспена) напомнила как немецкие евреи в начале тридцатых годов в панике распродавали свое имущество перед эмиграцией или депортацией. Кстати, я еще до размежевания сказал, что с выделением компенсаций будут проблемы.
- Среди самых болезненных тем современности - арабская эмиграция - легальная и нелегальная в страны Европы. Как сами мусульмане объясняют массовое стремление своих братьев по вере покинуть отчий дом, родные страны? Что можно найти в Коране по поводу отъезда мусульманина с родной земли?
- На мой взгляд, основная причина для массовой эмиграции из мусульманских стран в Европу - экономическая, за ней идут проблемы соблюдения прав человека и лишь потом - свобода вероисповедания. Да, ислам декларирует любовь к родной земле. Но эмиграция (хиджа) как бегство от преследований и голода не редкость в истории монотеистических религий, включая мусульманскую. Вспомним эмиграцию пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, переход Авраама из Месопотамии в Святую землю, исход евреев из Египта, добровольный уход Давида к филистимлянам - все это свидетельствует о том, что эмиграция вполне традиционна для ислама и сами пророки ее не избегли. Согласно обновленному исламскому пониманию (хадис) ''ислам родился в изгнании и пребудет в новом изгнании''.
- Почему мусульманская молодежь, попав на Запад, не приобщается к ценностям западного мира? Лондон взрывали вполне устроенные представители второго поколения иммигрантов из Пакистана, имеющие все права в Соединенном Королевстве. Почему до сих пор популярна, вопреки фактам, теория о том, что только безграмотные и обездоленные тянутся к экстремизму?
- Представители экстремистских группировок отлично используют в своих целях преимущества западного образования. Они освоили информационные технологии и применяют полученные знания для создания на Западе пропагандистских сетей ваххабистского толка. Пиар экстремистских группировок выдержан в лучших западных традициях, тоталитарная идеология получает дополнительные технические возможности для всемерного распространения. Примитивизм, коллективная психология могут быть условием для восприятия экстремистской пропаганды. Но мозговой центр исламского фундаментализма функционирует в жестко секулярных рамках, оставляя псевдорелигиозный фанатизм для темных, безграмотных последователей. Западное образование во многих случаях не затрагивает систему ценностей молодых иммигрантов, которые сохраняют верность прежним кумирам.
- Вернемся в наши палестины. Каковы перспективы Израиля на ближайшие десять лет?
- Я по-прежнему против идеи создания палестинского государства. И среди мусульманских лидеров я не одинок. Сейчас наша задача сплотиться, чтобы не упустить последнюю возможность предотвратить появление этого опасного образования.
- Что нужно для этого сделать?
- Прежде всего, укрепить еврейский дух. В откровениях бин-Ладена говорится довольно много о том, что евреи оказались недостойными земли, на которой они проживают. Я думаю, что истинные приверженцы Аллаха молятся сейчас о том, чтобы евреи были сильнее, иначе мировая цепь терроризма сожмется плотнее...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: