Говорят, вторым языком Израиля является иврит. Первым, разумеется, русский...
На фото (слева направо): Михаил Вайскопф, Елена Толстая, Колетт Авиталь
Язык - будь то родной, государственный, иностранный или древний - всегда является объектом повышенного внимания со стороны ученых. Иначе и быть не может, ведь он, как существо живое, меняется и развивается. Особенно, если на этом языке говорят, пишут и читают.
В Израиле, где проживает немало русскоязычных граждан, есть несколько университетов, но лишь в одном из них - Еврейском университете в Иерусалиме - функционирует кафедра славистики. Да и та под угрозой закрытия, которую руководство вуза официально именует ''структурной реструктуризацией'', а точнее, слиянием всех филологических кафедр - русского языка и литературы, английского, французского и т.п. - в единый институт лингвистики.
На официальный запрос в ректорат Еврейского университета с просьбой прояснить ситуацию мы не получили никакого ответа. А в телефонном разговоре заведующий департаментом русских и славянских исследований профессор Шмуэль Шварцбанд подтвердил, что университетское руководство на основе рекомендаций американской (?!) комиссии действительно планирует своего рода ''революцию'', в результате которой кафедра славистики перестанет существовать в нынешнем виде. Все происходящее профессор охарактеризовал как абсолютно непонятное явление и обратил особое внимание на то, что после этих изменений израильские студенты уже не смогут получать дипломы первой и второй степени по славистике - это уже вызвало недоумение в академических кругах всего мира. (В распоряжении редакции есть письма из Стэнфордского университета в США и из Института русского языка им. Виноградова АН РФ, в которых выражается озабоченность и недоумение по поводу происходящего. - А.О.) Шмуэль Шварцбанд также отметил, что за 24 года его карьеры в Еврейском университете не припомнит ни одного конкурса на замещение вакантных должностей на кафедре. В результате ныне работающие преподаватели в скором времени должны уйти на пенсию, это позволит ректорату спокойно осуществить задуманное.
Академик, профессор Вольф Москович, возглавлявший эту кафедру в течение нескольких десятилетий и ушедший недавно на пенсию (кстати, председатель парламентской комиссии, занимающейся проблемами языка идиш), от комментариев отказался.
Более подробную информацию нам удалось получить у сотрудника кафедры, преподавателя, известного израильского слависта Елены Толстой.
- Славистика - это вообще наука всемирного масштаба? Или русские придумали ее для того, чтобы тратить государственные деньги, которыми по большей части финансируются наука и образование, неизвестно на что?
- Славистика - не одна наука, а комплекс наук о языках, истории и культуре славянских стран, среди которых центральное место занимает Россия. В самой России говорят ''славяноведение'', а русский язык, историю и культуру изучают отдельно. На Западе понятия ''славистика'' и ''русистика'' частично перекрываются. Славистикой начали заниматься в 1920-е годы в Германии, потом в других европейских странах. В 1960-х годах она расцвела в Америке. Сейчас можно говорить о том, что славистика - всемирная наука. Вся русская классика находится в интернете по-английски и по-испански, не говоря уже о языках славян.
Насчет расходования государственных средств: россияне все еще не слишком много тратят на науку, хотя прогресс есть. Но там независимый исследователь может получить исследовательский грант. А в Израиле Национальный фонд науки откажет, если вы не связаны с университетской системой, с корпорацией, куда доступ невероятно труден.
Что такое славистика сейчас? Мой друг-англичанин смеется надо мной: у вас, мол, каждый год какие-то новые имена. У нас история литературы написана, новых фактов не предвидится, могут быть только новые интерпретации. А я слушаю его и радуюсь. У нас до сих пор полевые работы! Благословенна наука, занятая полевыми работами, - это значит, она на взлете, это значит, буря и натиск, и бескорыстный энтузиазм.
- Каким образом представлена славистика в Израиле? Есть ли соответствующие кафедры при университетах?
- Славистика в Израиле возникла в виде советологии в 1960-е годы. В 1973-м приехала группа блестящих молодых ученых-славистов из Гарварда, Москвы, Риги и основала настоящее славистическое отделение, которое превратилось в один из крупнейших мировых центров по изучению русской литературы и культуры. Это единственная кафедра в Израиле, где 1 миллион 200 тысяч человек, пятая часть населения, говорит по-русски. Кое-где есть профессора, которые иногда читают на иврите обзорные курсы по русской литературе для студентов других факультетов. А вот в США таких кафедр недавно было 64, в Италии 24. В маленьких Голландии и Бельгии по кафедре в каждом крупном городе. Хотя в этих странах нет русскоязычного меньшинства в сколько-нибудь сравнимых с Израилем масштабах.
В израильской комиссии по высшему образованию с самого начала решили, что будет одна кафедра на всю страну. Это означает отсутствие конкуренции и возможностей роста. Даже с приездом Большой алии вторую кафедру не открыли. Немногим прибывшим тогда специалистам-репатриантам дали стипендии. Все.
- А чем занималась кафедра все время своего существования?
- Наша кафедра знакомит с русской классикой широкую массу израильских студентов, не владеющих русским языком. Но мы также преподаем студентам - новым репатриантам специальные курсы по-русски, видя в этом важную социальную и культурную задачу.
Кафедра русских исследований на протяжении только последних пяти лет провела несколько международных конгрессов, в том числе Всемирную конференцию по взаимодействую культур в честь профессора В. Московича в прошлом году; выпускала знаменитый ежегодник Slavica Hierosolymitana, получивший репутацию лучшего периодического издания по русистике в мире. Люди, собравшиеся в ''Славике Иерусалимитане'', сегодня составляют высший эшелон российской, американской, европейской русистики. Сотрудники кафедры создали международный русскоязычный журнал ''Солнечное сплетение'' - уникальное сочетание академического издания и авангардного литературного проекта.
Пока еще кафедра занимается исследованиями, активно работают ученые. Уже почти 20 лет здесь трудится знаменитый профессор Илья Серман. На моей полке стоит академический Лесков - это он выпускал, когда еще работал в Пушкинском доме. У нас работает профессор Роман Тименчик, главный в мире специалист по Ахматовой. Он только что выпустил в свет капитальный том ''Анна Ахматова: шестидесятые годы''. Крупные ученые заняты здесь внештатно: д-р Михаил Вайскопф, автор новаторской монографии ''Сюжет Гоголя'', вошедшей во все западные университетские программы; стипендиат кафедры д-р Владимир Хазан, опубликовавший в последние годы две монографии - о русско-еврейской и об эмигрантской литературе. У меня вышла монография о Чехове ''Поэтика раздражения'' и сборник статей по литературе XX века ''Мир после конца'' (обе в 2003 году).
- Воспитано ли поколение молодых?
- Кафедру перестали пополнять еще в 1980-х и не взяли в штат ни одного ее выпускника. Сильные и зрелые ученые десятилетиями работали здесь почасовиками. Между прочим, дотации русские исследования получали, но фонд, например, Центра Мейрока по изучению русского и восточноевропейского еврейства (один миллион долларов) университет взял на свои нужды, а сотрудников разогнал. Библиотека Русского центра давно рассеяна. Университет обвиняет кафедру в том, что она не воспитала молодых. Но кто поставил ее в бесперспективную ситуацию? На деле кафедра вырастила несколько десятков прекрасных ученых, которые пополнили ряды американских и европейских славистов.
- Можете ли вы назвать имена конкретных политиков, в том числе ''русских'', которые когда-либо интересовались проблемами кафедры?
- Многие политики русской улицы имели отношение к кафедре. Иногда они оказывали помощь в мобилизации средств для проведения конгрессов. По-моему, перспектива уничтожения академической русистики должна взволновать наших политиков. Не только русскоязычных - ведь в условиях сгущающейся антилиберальной атмосферы и усиления крайних националистических тенденций в России чрезвычайно важно, чтобы за ее пределами существовал маленький, но исключительно сильный центр исследований русской культуры, работающий в духе академического свободомыслия и идеологической независимости.
- Что говорят университетские власти?
- Утверждают, что они не уничтожают, а, наоборот, поощряют славистику. Мол, открыли центр Невзлина по изучению русского еврейства, есть центр Чейза. Но Чейз работает в России, а Невзлин дает годовые стипендии на русско-еврейскую тематику. Ею всерьез предлагается заменить преподавание русской истории и литературы. А куда потом девать несчастных студентов? Как изучать русско-еврейскую историю, не зная русской? Как читать Бабеля, не зная Толстого и Горького?
- В чьих руках дальнейшее существование кафедры славистики? Каковы ее перспективы?
- Дальнейшее существование кафедры зависит от президента Еврейского университета профессора М. Магидора. Нужно убедить его не уничтожать качественные силы, а создать вокруг существующего ядра научную преемственность. Надо сохранить какую-то структуру, в которой было бы возможно продолжать читать лекции на уровне, принятом в академической славистике. Которая позволила бы передать знания нашим блестящим трехъязычным студентам. Может быть, Центр высших исследований, как в РГГУ. Или междисциплинарная группа. Хуже всего будет, если прервется преемственность.
- А может, уже нет смысла изучать читанного перечитанного Чехова, Достоевского и иже с ними? Все равно в современной русской литературе нет достойных имен, а о ''стариках'' уже все известно.
- ''Читанного перечитанного'' Чехова я попробовала прочесть параллельно с первым полным изданием его писем. Получилось нечто совершенно неожиданное, даже для меня. Мы просто не умеем его читать. Он для нас закрыт мутной пленкой, ее надо снять, как переводную картинку. А почему это в современной литературе нет достойных имен? Вам списочек? Да одних детективов отличных десяток наберется. И о ''стариках'' совершенно не все известно. Вот я сейчас издаю свою новую книжку, там есть подзаголовок ''Алексей Толстой как неизвестный писатель''.
- Нужна ли Израилю кафедра славистики? Ведь государственным языком русский не является...
- Правящей элите, конечно, не нужна. Они не считаются с существованием русскоязычного меньшинства. Но ведь оно является частью Израиля. Если более миллиона человек - граждан - наряду с ивритом предпочитают сохранять русский язык (причем чем культурнее люди, тем лучше их иврит и тем более склонны они сохранить русский), значит, Израилю это нужно. А то, что этот язык не является здесь государственным или хотя бы одним из признанных языков культуры, очень жаль. Он имеет на это право при 15-20 процентах русскоговорящих от общего населения. Никому это не повредило бы, а жизнь десятков и сотен тысяч тружеников и бедняков стала бы легче и богаче.
* * *
Угроза закрытия единственной в Израиле кафедры славистики стала поводом встречи председателя комиссии кнессета по вопросам алии, абсорбции и диаспоры Колетт Авиталь с профессорами Еленой Толстой и Михаилом Вайскопом.
- Позор для Израиля - страны, в которой проживает более миллиона русскоязычных граждан, страны, уважающей литературу и культуру - иметь единственную кафедру славистики, да и ту поставить под угрозу закрытия, - сказала на встрече Колет Авиталь. - Я намерена во что бы то ни стало предотвратить любые попытки лишить кафедру возможности работать.
Результатом встречи ученых и депутата стало решение о проведении в конце февраля экстренного совместного заседания парламентских комиссий по алие и абсорбции и по вопросам культуры и образования.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)