Смогут ли США выполнить свои обязательства в отношении Израиля?.
В понедельник в интервью лондонской газете на арабском языке ''Аль-Хаят'' глава внешнего отделения ХАМАСа Халед Машаль без обиняков заявил: руководители различных стран и международные организации передали ХАМАСу послания с выражением готовности сотрудничать с новыми властями ПА.
Заявление было сделано практически одновременно с решением ЕС продолжить оказание финансовой помощи палестинцам на том основании, что ХАМАС еще не сформировал правительство. Евросоюз объявил, что в кратчайшие сроки переведет автономии экстренную помощь в размере 120 млн. евро, дабы предотвратить надвигающийся финансовый кризис в ПА.
Из 120 млн., выделенных ЕС, 40 млн. уйдет на оплату счетов за электроэнергию (в том числе от израильской ''Хеврат хашмаль''), 64 млн. будут переведены на счет UNRWA (агентство ООН по делам палестинских беженцев), а 17,5 млн. ПА израсходует на зарплаты своим чиновникам и полицейским.
Решение было принято после заявления специального посланника ''квартета'' Джеймса Вульфензона о том, что в случае, если ПА не получит немедленной помощи, ''финансовый крах здесь произойдет в течение двух недель''.
Одновременно находящийся с визитом в Израиле помощник госсекретаря США Дэвид Уолш заявил, что Вашингтон продолжит оказывать гуманитарную помощь Палестинской автономии, несмотря на победу ХАМАСа. Это, по его словам, единственный путь снизить негативные последствия грозящего ПА экономического кризиса.
Уолш, встретившийся с Абу-Мазеном, разъяснил, что гуманитарная помощь будет переводиться через международные неправительственные организации (НГО), действующие в ПА. ''Мы придаем первостепенное значение экономической защищенности жителей Палестинской автономии'', - сказал Уолш на пресс-конференции.
Позиция Вашингтона отличается от позиции ЕС, большая часть помощи которого идет напрямую палестинским властям. Однако отличие весьма относительное, если участь, что госдепартамент ''приветствовал'' выделение 120 млн. евро (143 млн. долларов) палестинцам.
Главный посыл, который прозвучал из уст европейских лидеров и американского посланника, был следующим: Израиль не должен сворачивать отношения с Абу-Мазеном или пытаться ослабить его. Европейцы дали понять это откровенно, США - в более приватной атмосфере.
Как сообщают дипломатические источники, призыв Уолша ''не ограничивать контакты'' с Махмудом Аббасом вызвал несогласие и даже раздражение в Иерусалиме. Однако в конечном счете израильские лидеры приняли пожелание ''старшего брата''. Эхуд Ольмерт и Шимон Перес поспешили отмежеваться от заявления и.о. министра иностранных дел Ципи Ливни о том, что ''Абу-Мазен не может быть фиговым листком террористического режима''.
Можно лишь удивляться той легкости, с какой израильские лидеры фактически приняли позицию Америки и Европы, однако более всего настораживает и удивляет другое. То обстоятельство, что США фактически приняли европейскую политику двойных стандартов: разделения на прагматика в лице Абу-Мазена и ''плохих мальчиков'' в лице ХАМАСа. Выступая за переговоры с Махмудом Аббасом, они тем самым легитимизируют режим ХАМАСа, ибо совершенно очевидно, что палестинский ''раис'' ныне не представляет никого, кроме самого себя. Его роль - это роль пиарщика для Исмаила Хании, не более того.
Что заставило США после многочисленных заверений о бескомпромиссности по отношению к ХАМАСу перенять более чем двусмысленный европейский подход? Есть несколько факторов, которые могли повлиять на курс Белого дома. Первое - шаткие, если не сказать больше, позиции США на Ближнем Востоке. С одной стороны, Вашингтону крайне необходима европейская поддержка по проблеме Ирана. В ситуации, когда конфликт с режимом аятолл все яснее маячит на горизонте, Вашингтон пытается сделать все, чтобы заручиться поддержкой европейских союзников. Поскольку Европа ''давно и надолго'' сделала ставку на палестинцев в их конфликте с Израилем, США вынуждены считаться с ее настроениями. Сегодня, когда ''Аль-Каэде'' практически удалось спровоцировать религиозный конфликт в Ираке, Вашингтон менее всего хочет, чтобы в пучину хаоса погрузился весь Ближний Восток. А новая вспышка насилия между Израилем и палестинцами подожжет регион. Чтобы удержать ситуацию под контролем, в Вашингтоне, судя по всему, готовы несколько поступиться принципами.
Второй момент следует искать в извечной конкуренции между Старым и Новым светом. Сегодня Европе, похоже, удалось перехватить инициативу в ближневосточной политике. Теракты в Лондоне и ''интифада'' в Париже, по иронии судьбы, не только не убедили ведущие европейские страны переосмыслить политику в отношении исламского мира, но, напротив, побудили их к еще большей уступчивости и примиренчеству. Эта тенденция относится прежде всего к ведущим европейским державам - Великобритании и Франции. На совместном заявлении министров иностранных дел ЕС, осуждающем карикатуры на пророка Мохаммеда, англичане и французы были авторами наиболее извиняющейся формулировки. Они без труда сломали сопротивление сторонников более независимой линии - чехов и голландцев. В конечном счете Голландия, а вместе с ней и Дания так и не подписались под заявлением, однако их вес в европейской политике слишком невелик, чтобы изменить расклад сил.
Однако дело не ограничивается символическими шагами. Есть вещи, которые выглядят намного более неприятными, если не сказать зловещими. В Брюсселе намного быстрее адаптировались к победе ХАМАСа, чем в Белом доме, и воспользовались уязвимостью американских позиций в регионе, чтобы перехватить лидерство. Стратегия ЕС сегодня направлена на ''конструктивное вовлечение'' исламистских движений в большую политику и умиротворение мусульманского мира.
Одним из инициаторов оказания помощи ПА стала Франция. На том основании, что только ''прагматизм'' может превратить эту группировку в ''партнера по переговорам''. В Лондоне эта позиция находит полное понимание. Как сообщает агентство MENL, британцы пытаются наладить диалог с ''Мусульманскими братьями'' в Египте. Агентство цитирует меморандум Форин-офиса, переданного Тони Блэру. В этом документе говорится, что ''Мусульманским братьям'' должна быть отведена ключевая роль в английской дипломатии на Ближнем Востоке для стабилизации отношений с арабским миром. ''Нам будет трудно сохранять курс на сближение с Египтом, если мы не сможем вовлечь в политику одну из наиболее влиятельных групп в этой стране'', - говорится в меморандуме. При этом Форин-офис призывает действовать осторожно, дабы не оттолкнуть Хусни Мубарака.
Если Лондон не столь уж щепетилен в отношении египетского лидера, то можно предполагать, что в случае с ХАМАСом все будет значительно проще. В геополитическом плане стабильность режима Мубарака намного важнее для Англии, чем безопасность Израиля. При этом заметим, что именно ''Мусульманские братья'' в Египте - духовные наставники ХАМАСа. И они категорически отвергают саму возможность признания Израиля. Впрочем, Форин-офис это не смущает.
Здесь стоит вспомнить, что на Ближнем Востоке Великобритания очень часто выступает в роли негласного проводника американских интересов и это, возможно, объясняет последние двусмысленности американской политики.
На этом фоне последнее заявление Машаля о том, что влиятельные в мире силы готовы иметь дело с ХАМАСом, не выглядит пустым бахвальством...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)