Новый израильский "железный человек" планирует создать "ось надежды"
13.03.2006 | 19:52
Узи Махнаими, The Times
Человек, который, возможно, станет следующим министром обороны Израиля, не стесняется говорить о собственном прошлом.
"Я убил много арабов, вероятно, больше, чем боевики ХАМАСа убили евреев, и больше, чем кто-либо другой, но все это – ради защиты еврейских жизней, – говорит адмирал Амии Аялон, кандидат от партии "Авода" на самый сложный пост в израильской политике.
До всеобщих выборов осталось две недели, и победа либо "Аводы", либо "Кадимы", как ожидается, приведет к тому, что бывший коммандос и глава "Шин Бет", службы внутренней безопасности, займет в коалиционном правительстве пост, на котором сейчас работает Шауль Мофаз.
Аялона считают "голубем", несмотря на 32 года военной службы и почти 5 лет во главе разведывательной службы. Он говорит открыто и выступает за всестороннее мирное урегулирование с палестинцами, даже имеющими у руля ХАМАС.
"Я буду вести переговоры с ХАМАСом, если эта организация примет идею о сосуществовании двух государств", – заявил он в интервью на прошлой неделе.
61-летнего Аялона считают новатором: он полагает, что Израиль должен создать "ось прагматизма" с теми странами региона, которые поддерживают полноценные дипломатические отношения с Израилем: Марокко, Египет, Иордания и Турция.
"В этом суть идеи – создать прагматичную ось, которую будут поддерживать Европейский союз и международное сообщество", – говорит он. Отделить палестинцев от экстремистской политики ХАМАСа – это часть его стратегии. "70% тех, кто голосовал за ХАМАС, голосовали не за его идеологию, а против коррупции в Палестинской автономии, – подчеркивает он. – Если мы создадим эту ось, она подорвет ХАМАС и мы увидим прагматичные силы среди палестинцев".
Аялон также придерживается широких взглядов на спор вокруг Иерусалима, который ему видится "открытым городом" и столицей двух государств. Иерусалим нужно поделить между арабами и евреями. "Арабские кварталы попадут под палестинский суверенитет, еврейские – под израильский", – говорит он. Он даже предложил, что, если удастся договориться об общем урегулировании с ХАМАСом по поводу будущего Западного берега, можно будет снести сеющую ненависть стену безопасности, которая сейчас строится.
Недавний опрос общественного мнения показал, что центристская "Кадима" получит из 120 мест в кнессете 37, "Авода" – 19, а правый "Ликуд" – 15.
Эта статистика означает, что "Кадима" во главе с Эхудом Ольмертом будет вынуждена сформировать коалицию. Ольмерт станет премьер-министром, а Аялон – главным кандидатом на пост министра обороны.
Бывший водолаз-разведчик большую часть жизни посвятил защите евреев. Единственный сын приехавших из Европы родителей, он родился в 1945 году и вырос в кибуце на берегу Галилейского моря.
В 1963 году он пополнил ряды израильских военно-морских коммандос. Он пережил два ранения, но поднялся до руководства флотом и, прежде чем перейти в "Шин Бет", которой он руководил в 1996-2000 годах, основал флотилию атомных подлодок.
"Голубиный" настрой Аялона стал очевиден три года назад, когда он и Сари Нусейбе, палестинский профессор, предложили план разрешения палестинского конфликта, основанный на сосуществовании двух независимых государств и декларации об окончании военных действий.
Махмуд Аббас, палестинский президент, его разочаровывает. "Мне нравятся сигналы, которые исходят от Аббаса, его слова, но не его действия. Я думаю, он слабый лидер, – заявил он. – Он не способен разоружить ХАМАС и "Исламский джихад".
Что касается наилучшего способа разрешения палестинского вопроса, то он, между прочим, замечает, что это обсуждается даже в семье. "Если я что-то и узнал о конфликте с палестинцами, так это то, что моя жена понимала еще 30 лет назад и безуспешно пыталась втолковать мне: евреи будут в безопасности только тогда, когда у палестинцев будет надежда".