Портал ISRAland - израильские новости


23 Ноября 2024 [22 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Любовь и ребецен

15.03.2006 | 02:06


Петр Люкимсон, ''Русский израильтянин''

Или кто мешает жениться на еврейках ''русским'' религиозным ортодоксам.

То, что никакой единой русскоязычной общины на самом деле не существует, стало настолько избитой истиной, что ее даже неудобно повторять. Новые репатрианты из бывшего СССР давно уже разделились на те же слои и группы, которые издавна существуют в израильском обществе, причем приблизительно в тех же пропорциях. Да, значительная часть новых репатриантов относит себя к светской части населения. Но есть среди ''русских'' израильтян и те, кто за эти годы влился в ряды ''соблюдающих традиции''; есть идентифицирующие себя с ''вязаными кипами''... И, разумеется, существуют ''русские'' религиозные ортодоксы. Причем их немало - по самым скромным подсчетам, никак не меньше 50-60 тысяч человек. За последние полтора десятилетия они создали в Израиле свои синагоги, школы, ешивы, колели, колледжи для девочек - словом, целую религиозную инфраструктуру. И именно о том, что происходит сегодня в среде ''русских'' ортодоксов и пойдет речь в этом очерке.

- Я не знаю, сможете ли вы что-то сделать, но я убежден, что сделать это просто необходимо. Кто-то должен остановить эту раббанит, которая уже расстроила не одну ''русскую'' помолвку! Иначе дело дойдет до того, что мы, ''русские'' харедим, начнем жениться на Кипре. Чего, честно говоря, не хотелось бы...

Напротив меня сидел типичный ешиботник с роскошными длинными пейсами, в черной кипе, и если бы я случайно столкнулся с ним на улице, то никогда не заподозрил бы в нем ''русского''.

- А о какой раббанит, собственно говоря, идет речь? - спросил я, и когда он назвал имя, невольно присвистнул. Во всех слоях израильского общества есть определенный круг избранных лиц, обладающих такой властью и влиянием, что конфронтация с ними всегда чревата большими неприятностями - даже если ты сам бесконечно далек от их среды. Имя, которое назвал мне этот парень, было как раз из этого круга: раббанит Х. - это не кто иная, как родная дочь легендарного ''русского'' раввина, оставившего после себя тысячи учеников и последователей. Официально она является лишь руководительницей одного из религиозных колледжей для девушек (в основном, новых репатрианток из СНГ), но на самом деле ее роль и влияние в ортодоксальных кругах поистине трудно переоценить. Н-да, идти на конфликт с такой дамой мне совсем не хотелось, и я начал подумывать, как бы поскорее закончить разговор со своим собеседником. Но из вежливости все же поинтересовался: а что, собственно говоря, у него произошло?

И когда он начал рассказывать, я понял, что, как бы мне этого не хотелось, идти на конфликт все же придется. Потому что не написать об этом я просто не могу.

''Шидух'' по-русски

Мало, кто понимает, какие огромные проблемы возникают перед молодым ''русским'' ортодоксальным евреем, когда он, наконец, решает жениться. Просто подойти на улице к девушке и познакомиться с ней он не может - это для него неприемлемо. Для знакомства с будущей невестой у религиозного еврея есть, по сути дела, только один путь - ''шидух'', то есть обращение к профессиональному свату или свахе, которая и предложит ему подходящую, с ее точки зрения, партию. Но в тех же ортодоксальных кругах такие партии принято подбирать так, чтобы будущие супруги были выходцами из одной и той же среды и имели близкую ментальность. То есть желательно, чтобы ортодокс-выходец из России женился на ортодоксальной еврейке, которая также репатриировалась из этой страны. И это означает, что выбирать невесту такому еврею невольно приходится из числа учениц или выпускниц какого-либо религиозного колледжа для новых репатрианток.

Однако ошибается тот, кто думает, что молодым людям в этих рамках предоставляется полная свобода выбора.

- За последнее время свахи организовывали мне несколько знакомств с разными девушками. Но каждый раз и я, и она понимали, что мы не очень подходим друг другу, и все заканчивалось на первой, или, в крайнем случае, на второй встрече, - рассказывает герой этой истории Марк. - Но несколько месяцев назад я, наконец, встретился с девушкой, которая мне по-настоящему понравилась, давайте назовем ее Н. Возникло ощущение, что это действительно моя истинная пара, что наша встреча представляет собой ''шидух ми ха-шамаим'', то есть дарована нам обоим самим Богом. Вскоре после первого свидания с этой девушкой я позвонил свахе, искренне поблагодарил ее за это знакомство, и сказал, что хотел бы встретиться с девушкой еще один раз. В ответ я услышал тяжелый вздох: оказывается, свахе крепко досталось от раббанит Х., за то, что сваха познакомила нас, не поставив ее об этом в известность.

- Погодите, а почему сваха должна была ставить об этом в известность раббанит Х.?

- Понимаете, раббанит считает, что ни одна из ее настоящих или бывших учениц не имеет права выходить замуж без ее личного предварительного одобрения предлагаемой кандидатуры. И обычно прежде чем встретиться с девушкой, парень обязан встретиться и побеседовать с раббанит Х. От того, насколько он ей понравится, и зависит, даст ли раббанит свое согласие на встречу данной конкретной девушки с данным конкретным парнем, или нет. То, что мы обошли это условие, вывело раббанит из себя, и сваха сказала, что мне нужно как можно скорее с ней встретиться. У меня по этому поводу не было никаких возражений - наоборот, я отправился на встречу с радостью. Но вот сама беседа с раббанит показалась мне... Как бы это сказать? Странной, что ли. Она начала расспрашивать меня, откуда я приехал, как пришел к Торе, где учился - и все это было нормально. Затем она задала мне вопрос о том, где я учусь сейчас. Я ответил, что в настоящее время работаю завхозом в одной из школ и посвящаю изучению Торы шесть часов в день - уже после работы. По всей видимости, ей это не понравилось: она вновь и вновь спрашивала меня, почему я не учу Тору целый день, как это положено, и мне вновь и вновь приходилось объяснять ей, что так сложились жизненные обстоятельства, что я вынужден совмещать учебу с работой. Чувствуя, что этот ответ ее не устраивает, я поспешил добавить, что если моя жена потребует от меня, чтобы я посвящал изучению Торы все свое время, я, безусловно, уйду с работы. И вот тогда раббанит Х. неожиданно начала говорить гадости о девушке, с которой меня недавно познакомили. В частности, она стала рассказывать, что у нее проблемная семья, что ее родители в разводе, и т.д., а затем спросила, готов ли я взять в жены девушку из такой семьи. ''Если я женюсь, то женюсь не на ее родителях, а на ней, и потому, этот вопрос меня не очень волнует'', - ответил я. Позже сваха сообщила мне неутешительную новость: я НЕ ПОНРАВИЛСЯ раббанит Х., и это, по ее словам, сильно осложняет весь процесс моего сватовства. Тем не менее, мы встретились с девушкой еще раз, и после этой встречи мое первоначальное ощущение, что она послана мне самим Богом, лишь укрепилось. Я стал все больше склоняться к тому, чтобы сделать ей предложение... После нашего второго свидания я снова позвонил свахе и сказал, что прошу еще об одной встрече.

- У меня есть для тебя две новости: одна плохая, другая - хорошая, - сказала сваха.

- С какой начать?

- Начни с хорошей, - ответил я, - и, если она будет по-настоящему хорошей, то, думаю, вторая новость тоже станет такой с Божьей помощью.

- Хорошая новость заключается в том, что девушка тоже очень хочет с тобой встретиться. До этого с ней такого не бывало - обычно уже после первой, максимум, второй встречи она говорила, что парень ей не нравится, и на этом все заканчивалось! А ты ей явно понравился.

- Какая же новость после этого может быть плохой?! - удивленно спросил я.

- Тебя просит срочно позвонить рав И.

- Я не знаю, кто такой рав И., но не вижу ничего плохого в том, что я должен ему позвонить, - заметил я.

- Не знаю, но почему-то я чувствую, что этот звонок связан с какими-то неприятностями, - голос у свахи был грустный.

Спустя минуту я уже набирал номер рава И.

- Я слышал, ты начал встречаться с Н., - сказал он, - и по этому поводу хотел бы с тобой побеседовать. Нам нужно встретиться!

- Когда вам будет удобно? - спросил я.

- Сейчас! - заявил он, и после этих слов я, признаться, оторопел. Часы показывали начало одиннадцатого вечера, позади у меня был тяжелый рабочий день, после которого я еще провел несколько часов над Талмудом в колеле. Я страшно устал, а дорога от моего до его дома на автобусе занимает примерно час - и это в том случае, если автобус придет сразу, как только я появлюсь на остановке. Еще час мы проговорим, значит, из его дома я выйду в полночь или в половине первого ночи, а доберусь до дому в лучшем случае в четыре утра. А завтра утром мне вставать рано...

- Уважаемый рав, - сказал я вслух, - извините, но сейчас я никак не могу приехать. Давайте вместе с вами выберем любой другой день. Если будет нужно, я даже пораньше отпрошусь с работы...

- Ты что, не понял? Я сказал: ''сейчас''! - оборвал он меня.

- Но я действительно сейчас не могу...

- Что ж, я тебя проучу! - услышал я в ответ и в трубке зазвучали отбойные гудки.

Еще через день мой напарник по работе рассказал мне, что ему звонил некий рав И., который долго обо мне расспрашивал, явно ища на меня какой-то компромат. ''В конце концов, я не выдержал и сказал ему, что если бы у меня была сейчас дочь на выданье, я был бы счастлив, если бы ты на ней женился! - сказал напарник. - Но разговор мне не понравился. Особенно то, что он все время напирал на то, что ты - ''русский'', а все ''русские'' для него, судя по всему, по определению алкоголики и подонки''.

Проходит несколько часов - и мне звонит раввин, у которого я учился в ешиве, и рассказывает, что с ним беседовал рав И., и эта беседа оставила у него очень тяжелый осадок. ''Будь осторожен! - сказал мне рав. - Не знаю, за что, не знаю, почему, но мне кажется, против тебя что-то замышляют!''

- Да кто же он такой, этот рав И.? - спрашиваю я. - И какое отношение он имеет к вашему ''шидуху''?!

- О, вот к этому мы как раз подходим, - отвечает Марк.

Явление рава И.

- Вы, наверное, знаете, - продолжает Марк, - что многие ''русские'' девушки приехали в Израиль одни, по разным молодежным программам и стали ортодоксальными еврейками, попав в религиозные школы или колледжи. На субботу этих девушек распределяли по разным религиозным семьям, и семья рава И. (который, кстати, официально раввином не является, и называют его так исключительно потому, что он - правнук самого Хефеца Хаима) принимала у себя по субботам обычно сразу несколько таких девушек. После этого И. почему-то решил, что он им отец родной и что, как и раббанит Х., он должен решать за девушек, подходит ли им тот или иной парень или нет. При этом, насколько я понял, самим девушкам все время усиленно внушали, что если они вступят в брак без одобрения раббанит Х. и рава И., то будут в нем глубоко несчастны. Внушали так усиленно, что девушки и сами в это поверили... Ну, а тем временем подошло время еще одного свидания с Н. Теперь я от нее не таился: я признался, что она мне очень нравится, что вижу в нашей встрече знак Свыше, и хотел бы, чтобы она стала моей женой. В ответ она улыбнулась мне такой счастливой улыбкой, которую я, наверное, буду помнить до конца жизни. Но тут же сказала, что для нее крайне важно мнение одного человека, и она хотела, чтобы я с ним встретился и поговорил.

- Этот человек - рав И.? - спросил я. - Что же, набери прямо сейчас по мобильнику его номер, и давай мы вместе поедем к нему домой.

Через час мы уже звонили в его дверь. Н. сразу же отправилась на кухню к его жене, а мы с И. остались в салоне. Разговор, который тогда произошел между нами, я помню слово в слово - может быть, потому, что временами И. казался мне просто сумасшедшим.

Кстати, он оказался довольно молодым человеком - лет 38-40, может быть, меньше. Но меня тогда неприятно поразил его внешний вид - И. был какой-то весь помятый, очень неопрятный.

- Так ты ''русский''? - спросил он меня. - А почему ты - ''русский''?

- Просто потому, что родился в России, - ответил я. - И, кстати, нисколько этого не стесняюсь. Скорее, наоборот - горжусь.

- Но лично я считаю, что нашей девочке не нужен ''русский''. Ей нужен хороший парень, настоящий израильтянин! - произнес он.

Я все еще не понимал, в чем дело и потому не знал, как себя вести.

- Если вы имеете в виду, что она приехала в страну намного раньше меня, то нам это не мешает, - сказал я. - Мы оба одинаково хорошо говорим и по-русски, и на иврите, так что никаких трудностей у нас в общении нет!

- Я имею в виду, что ей не нужен ''русский''. И я не позволю ей выйти за него замуж! - сердито повторил И.

Затем он наклонился ко мне и прошептал (с этого момента он и начал казаться мне сумасшедшим):

- Я сделаю тебе то, что когда-то сделали мне: я разрушу тебе ''шидух''! Я никогда никому не прощу, что когда-то мне разрушили ''шидух'' с девушкой, которая мне нравилась!

- Но, простите, ведь это не я разрушил ваш ''шидух''! - возразил я. - И потом, сказал Гиллель: ''Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. В этом - вся Тора. Все остальное - комментарии. Иди и учи!'' Вы не понимаете, что сейчас идете против Торы?! Да и почему вы хотите разрушить мою жизнь, почему не хотите дать соединиться с девушкой, которую я полюбил?

- Ты меня еще будешь Торе учить?! - взбеленился И.

Но через какую-то минуту успокоился, снова придвинулся ко мне и опять перешел на полушепот:

- В конце концов, можно жить и с нелюбимой женой. Я же вот живу!

Это его откровение меня поразило. А когда я узнал от свахи, что в квартире И. установлена скрытая камера, и он снял нашу ним беседу на пленку, у меня в голове начали появляться самые нехорошие мысли.

Почему, к примеру, он регулярно приглашал к себе на субботы несколько ''русских'' девочек? Не потому ли, что они играли для него роль ''свежего мяса'' - глядя на них, он как бы ''разогревался'', и ему после этого было легче выполнять супружеские обязанности с женой. И что, если такие скрытые камеры установлены у него не только в салонах, но и в других комнатах - не могли ли они снимать тех же девочек, когда те переодевались или просто вели себя непосредственно, думая, что за ними никто не следит?! А затем И. просматривал все отснятые кадры...

Но все эти мысли, повторю, возникли позже. А тогда дверь кухни распахнулись, из нее вышли женщины, и И. сразу же изменил выражение лица, и с улыбкой сказал, что он благословляет нас - меня и Н. - на долгую и счастливую жизнь. Я посмотрел на девушку, стоявшую от меня на расстоянии длины ладони, - она была счастлива.
Но я-то понимал, что Ш. лжет.

Суд

Через два дня сваха позвонила Марку и сказала, что девушка категорически отказывается с ним встречаться и просит ее больше не беспокоить. И еще она добавила, что раббанит Х. звонит всем свахам и не советует знакомить с ним девушек, так как Марк является агрессивным психопатом, и потому попросту опасным человеком. Если учесть, что круг ''русских'' ортодоксов достаточно узок, что слухи в нем распространяются с быстротой молнии, а слово раббанит Х. имеет в нем очень большой вес, то у Марка теперь просто не оставалось шансов найти невесту в той среде, которую он считает своей.

- Я не мог понять, почему она отказывается от встреч после того, как, по сути дела, сказала ''да'' на мое предложение пожениться, и несколько раз звонил и свахе, и раббанит Х. с просьбой предоставить мне с ней хотя бы еще одну встречу на десять минут, - рассказывает Марк. - Наконец, раббанит Х. вроде бы согласилась. Я пришел к ней домой. ''Итак, у тебя есть десять минут, - сказала она, беря в руки секундомер. - Время пошло...'' Я начал говорить, но на двадцатой секунде она меня остановила и дальше все время говорила сама. Вела она себя опять-таки странно - как я потом понял, она делала все, чтобы вывести меня из себя, сделать так, чтобы я взорвался и набросился бы на нее с кулаками или оскорблениями, и таким образом доказать Н., что я и в самом деле склонен к агрессии. К счастью, ничего у ней не вышло. Затем она попросту указала мне на дверь...

А еще через несколько дней Марк получил повестку в Иерусалимский мировой суд в связи с выдвинутым против него девушкой обвинением, что он ее, якобы, преследует ее и угрожает убить, если она не выйдет за него замуж.

- В иске они представили дело так, как будто я являюсь сумасшедшим, который помешался на том, что я и эта девушка являемся Адамом и Евой, а также одновременно Машиахом и его суженой, - говорит Марк. - Ничего подобного я, естественно, никогда не говорил. Мне пришлось обратиться к высококвалифицированному психиатру, пройти обследование и получить от него справку, что психически я совершенно здоров и никакой опасности для общества не представляю. Вот она! - он протягивает мне листок, скрепленный печатью профессора-психиатра.

- Но исковое заявление написала Н.?

- Да, но это было сделано явно по прямому указанию и даже под диктовку рава И. Причем, потом Н. вычеркнула из него несколько предложений, которые, видимо, показались ей слишком резкими - в результате в иске возникли исправления. Недавно я увеличил текст иска и сумел восстановить те фразы, которые были в нем зачеркнуты. В частности Н. перечеркнула предложение, что мои преследования являются ''тикающей бомбой'' и в самом деле могут закончиться ее убийством. Но не подать иск, если этого требовали раббанит Х. и ''рав'' И. она не могла, как не могла позволить себе встречаться со мной, если они ей это запрещают: как и многие другие, она оказалась под очень сильным их влиянием.

- А что было дальше?

- Дальше был суд. Вы знаете, в религиозных кругах вообще не принято обращаться в светские суды, и то, что И. и Х. подали иск именно в такой суд, уже само по себе выходит за рамки принятых у нас норм. Но вы бы видели, что творилось в зале суда. Истцы утверждали, что я постоянно звонил девушке, и это была ложь, потому что звонил я не ей. Затем, что я, якобы, несколько раз приходил к ее дому и пытался с ней заговорить - это вообще полная ложь, так как никогда такого не было. Судья над нами откровенно смеялась - ее явно забавляла вся эта ситуация, а также и мы сами - и как ''русские'', и как ортодоксы одновременно. В итоге она приняла решение, что мне в течение полугода запрещено пытаться каким-либо образом установить какую бы то ни было связь с девушкой.

- Это конец ваших отношений?

- Не знаю. Видимо, так...

Браки расстраиваются на Земле

Наверное, не стоило бы писать обо всей этой истории, если бы она - как удалось выяснить автору этих строк из разговоров со знакомыми ему ''русскими'' ортодоксами - не была бы и в самом деле довольно типичной.

Увы, в ''русской'' ортодоксальной религиозной среде в последнее время появилась группа лиц (и раббанит Х. - лишь одна из них!), которые считают себя вправе вершить судьбы сотен, а то и тысяч других людей, прежде всего, девушек.

Они настолько подчиняют себе своих учениц и воспитанниц, что те становятся покорны каждому их слову и предоставляют им право решать за них самые важные жизненные вопросы. Они выбирают для них женихов и затем нередко продолжают управлять ими и после свадьбы, явно опьяненные той властью, которую получили над их душами. Прямым следствием этого является, с одной стороны, разрушение ''шидухов'', то есть отмена по их указанию тех браков, которые вполне могли бы, не будь таких указаний состояться, а с другой... рост числа разводов в среде молодых ''русских'' ортодоксов.

Да, уважаемый читатель, как выясняется, беря на себя роль самого Бога, эти дамы и господа оказываются отнюдь не всеведущи. И созданные по их указанию и с их благословения семьи зачастую оказываются несчастливыми и распадаются. Одна из девушек, вступившая в брак по благословению своей раббанит, подала на развод... через четыре дня после свадьбы. Когда же она высказала претензии по поводу того, почему ей не рассказали всей правды об ее избраннике, ей ответили:

- Ну, что ты! Мы выдали тебя замуж за замечательного парня - он целыми днями учит Тору! Это ты виновата, что не смогла с ним ужиться!

Не знаю, знакомы ли эти люди со знаменитым высказыванием раби Леви-Ицхака из Бердичева о том, что можно всю жизнь просидеть в синагоге над Торой и не стать даже подобием еврея. Но неужели они настолько лишены здравого смысла, что не понимают той простой истины, что рвение в изучении Торы еще не превращает такого ученика не только в идеального человека, но и просто в хорошего мужа?! Неужели им неизвестно, что два замечательных человека могут совершенно не подходить друг другу, и изучение Торы, увы, никак или почти никак не влияет на их психологическую совместимость или несовместимость?

И еще одно я знаю совершенно точно: сама жизненная позиция этих людей, сам стиль их поведения, сама их претензия на абсолютную духовную власть не только не имеют ничего общего с Торой и иудаизмом, но и являются их прямой противоположностью. Самое же страшное заключается в том, что самими своими поступками эти люди не только не приближают других евреев к Торе, но и, наоборот, могут оттолкнуть от иудаизма многих из тех, кто решил жить по его канонам по велению собственного сердца. И вот тогда недавние ешиботники могут и в самом деле поехать жениться на Кипр...

Люди, подобные раббанит Х., действительно опасны - опасны для еврейского народа, для его связи с Торой, верность которой они исповедуют на словах и которую на самом деле ежедневно попирают..

''Кто-то должен остановить эту раббанит!'' - сказал Марк в начале нашей беседы.

Кто-то должен.

"Русский израильтянин"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus