В начале 1980-х годов в Бостоне таксист-ирландец спросил меня, на каком языке я разговаривала с пассажиром, которого мы только что высадили. Когда я сказала, что это был иврит, язык Израиля, он воскликнул: "Израиль! Это американская передовая! Израиль воюет за нас лучше, чем мы сами".
Теперь профессор Стивен Уолт из Школы управления Кеннеди при Гарварде и Джон Миршеймер из Университета Чикаго хотят заставить нас поверить, что таксист из Бостона попался на удочку "невероятного влияния израильского лобби". Их эссе, опубликованное в последнем номере London Review of Books и основанное на обширном рабочем документе с сайта Центра Кеннеди, утверждает, что американское правительство и многие граждане попали в рабство "коалиции людей и организаций, ведущих активную работу по смещению внешней политики США в произраильском направлении". Хотя не все члены предполагаемой "коалиции" евреи и не все евреи ее члены, главными заговорщиками являются такие организации, как Американо-израильский комитет по общественным проблемам (AIPAC) и Конференция президентов крупных еврейских организаций, примкнувшие к ним неоконсерваторы и аналитические центры, а также широкая сеть пособников, включая газеты The Wall Street Journal и New York Times.
Тезис Уолта и Миршеймера удивительно широк и односторонен: ассоциация лоббистских групп убедила страну пожертвовать своими интересами во внешней политике, таким образом, поставив под угрозу "не только безопасность США, но и безопасность значительной части мира". Израиль, говорят они, вредит всем аспектам жизни США: американская помощь Израилю во время войны 1973 года привела к нефтяному эмбарго ОПЕК. Израиль в ответе за войну с терроризмом: он подстрекал США к войне в Ираке, предает Америку путем шпионажа, разрушает американскую демократию, игнорируя любую критику. В последнее время израильское лобби начало запугивать университеты, пытаясь создать программы по изучению Израиля и вести мониторинг предубеждений против Израиля.
Если бы не лобби, США было бы нечего бояться в мире, включая ядерную угрозу со стороны Ирана. "Если Вашингтон мог сосуществовать с ядерным СССР, ядерным Китаем и даже ядерной Северной Кореей, он может сосуществовать и с ядерным Ираном. Вот почему лобби должно оказывать постоянное давление на политиков, добиваясь конфронтации с Тегераном". Не Иран, а лобби представляет реальную угрозу для безопасности Америки, пытаясь заставить США противостоять Ирану в ущерб их интересам. Опаснее всего то, что евреи контролируют лидера. Весной 2002 года "Ариэль Шарон и лобби взялись за президента США и одержали победу". С учетом широты творческого подхода удивляешься, не обнаружив намеков на причастность Израиля к распространению птичьего гриппа.
Эссе, построенное как обвинительное заключение, а не как расследование, не говорит о том, почему сформировалось "израильское лобби". 21 страна Лиги арабских государств, связанная с 1,2 млрд мусульман во всем мире, не присутствует в качестве активных политических факторов. Нет упоминаний об отказе арабов признать раздел Палестины решением ООН в 1948 году; о 58-летнем бойкоте Израиля Лигой арабских государств; о нападениях арабов в 1948, 1967 и 1973 годах; об арабско-советской резолюции ООН, определяющей сионизм как расизм; о финансовой и стратегической поддержке арабского терроризма против евреев и Израиля; о намерении ХАМАСа уничтожить еврейское государство. Авторы не задаются вопросом, почему арабская агрессия и мусульманский "гнев против Израиля" должны были обернуться войной с США и Западом. Существование Израиля порождает враждебность арабов и мусульман, и поэтому, с точки зрения авторов, в бойне, устроенной арабами и мусульманами, виноват Израиль.
Судя по первой реакции на статью, два профессора станут предметом насмешек, а не серьезных возражений. Несколько сайтов уже составляют перечень их ошибок, искажений и замалчивания фактов. Их тон больше всего напоминает брошюру Вильгельма Марра "Победа иудаизма над германством", изданную в 1879 году, где он говорит о евреях так: "Их не остановить. Немецкая культура оказалась неэффективной и бессильной против их чуждого влияния. Это факт, суровый и неумолимый факт". Параллельное издание двух этих текстов продемонстрировало бы американскую редакцию европейской модели, например, антисемитской лжи, что "израильское гражданство основано на принципе кровного родства". В действительности, в отличие от соседних арабских стран, получение израильского гражданства не обусловлено религией или расой.
Но было бы ошибкой относиться к этой статье об "израильском лобби" как к атаке исключительно на Израиль, на его сторонников-евреев, или на организации и людей, против которых выдвинуты обвинения. Ее подлинной мишенью является американское общество, которое сегодня поддерживает Израиль с большей уверенностью, чем когда-либо. Когда авторы дают понять, что поддержка Израиля в конгрессе обеими партиями является результатом еврейского влияния, они выступают как классические теоретики заговора, приписывающие решения нечестивым альянсам, а не выбору демократического электората. Их неуважение к согражданам порождает их рассуждения о легковерной и глупой Америке. Их утверждения, что американская поддержка Израиля куплена и оплачена лобби, говорит о презрении к американским суждениям и ценностям.
Неудивительно, что бывший лидер Ку-клукс-клана Дэвид Дьюк заявил, что эта статья "по всем пунктам подтвердила правильность того, что я делал еще до начала войны в Ираке". Но он и Уолт с Маршеймером поняли все не так. Американцы поддерживают Израиль не из-за какого-то сильного лобби, Израиль получил поддержку Америки своим трудом, по той самой причине, о которой десятилетия назад сказал таксист из Бостона.