Деньги - отдельно, сочувствие - отдельно
01.04.2006 | 15:29
Александр Майстровой, ''Новости недели''
Надежды ХАМАСа на экстренную помощь извне пока не оправдываются, и этим они обязаны во многом своим ''заклятым друзьям'' из ФАТХа.
Речь Исмаила Хании в Палестинском законодательном совете могла бы стать образцом миролюбия и прагматизма. Если только не знать целей ХАМАСа и его отношения к Израилю... ''Новое правительство не пожалеет усилий для достижения справедливого мира в регионе. Мы не поджигатели и не призываем к террору и кровопролитию'', - заявил Хания.
Вряд ли может быть откровением, что все заверения не имеют никакого отношения к Израилю. Речь нового главы правительства ПА была обращена прежде всего к Западу, особенно к ЕС, а также к арабскому миру, весьма встревоженному развитием событий на Ближнем Востоке.
Выступление Хании совпало с началом очередного саммита Арабской лиги в Хартуме, на котором должен обсуждаться вопрос об оказании помощи палестинцам, и Хания крайне заинтересован в том, чтобы арабские страны ''правильно'' поняли устремления его организации. Успех и выживание ХАМАСа зависят прежде всего от помощи, которую он получит извне, а помощь эта, в свою очередь, зависит от его легитимности в глазах и арабов, и мира. Если Хания говорит о добрых намерениях ХАМАСа, то его соратник Халед Машаль намного более откровенен. ''Мы надеемся, что арабские братья обеспечат нам необходимую поддержку и окажут немедленную помощь'', - сказал он.
Это главное, что необходимо ХАМАСу сегодня: деньги, деньги и еще раз деньги. Большинство палестинских чиновников и службистов еще не получили зарплату за февраль, хотя уже заканчивается март, и чтобы выплатить ее, новым властям автономии необходимо как минимум 170 миллионов долларов.
Однако на сегодняшний день у лидеров ХАМАСа не слишком много оснований для оптимизма. США отвергли предложение Хании сотрудничать с ''квартетом'' столь же категорично, сколь и Израиль. ХАМАС должен выполнить три условия, прежде чем надеяться на сотрудничество с международным сообществом, сказал представитель госдепартамента. Эти условия - официальное признание Израиля, отказ от террора и принятие прежних соглашений.
Позиция Европы, как всегда, более расплывчатая и зыбкая. Это проявляется не столько даже в формулировках условий ХАМАСу, сколько в различного рода оговорках. ЕС хотел бы сделать все, чтобы не прерывать диалог с новыми властями ПА, и готов использовать для этого разные пути. В частности, переговоры с ХАМАСом при посредстве Абу-Мазена как президента автономии.
В ХАМАСе чувствуют, каковы настроения в Брюсселе, и пытаются заигрывать с Европой. Речь Хании была в значительной своей части предназначена именно для ушей европейцев. ''Мы заинтересованы в солидных отношениях с Европейским союзом'', - заверил он их.
Тем не менее, на сегодняшний день помощь ЕС также под вопросом, а у палестинских исламистов нет времени на ожидание. Поэтому главная их надежда - именно арабский мир в лице ЛАГа.
Однако здесь есть несколько препятствий. Во-первых, руководители арабских режимов, как чумы, боятся ''Мусульманских братьев''. В Каире, Аммане, Рабате и Алжире многое бы отдали, чтобы увидеть поражение ХАМАСа, которое отобьет тягу к власти у его последователей в их странах.
Во-вторых, они опасаются, что усиление ХАМАСа приведет к взрыву насилия и новой войне в регионе. Для большинства арабских режимов, как и для Запада, намного удобнее иметь дело с ФАТХом, нежели с ХАМАСом, - с его религиозным рвением и далеко идущими планами. Символично: представители ХАМАСа не были приглашены в Хартум на том основании, что правительство Хании еще не приведено к присяге.
В-третьих, арабы, при всей своей солидарности с ''борющимся народом Палестины'' и ненависти к ''сионистам'' никогда не были склонны отстегивать палестинцам сколько-нибудь значимые суммы. Вместо этого они предпочитали, чтобы помощь ''борющемуся народу'' оказывали страны Запада. С 2003 года арабские государства предоставили ПА всего 761 миллион долларов - около 30 процентов обещанной суммы. Это чуть больше, чем ежегодная помощь ПА со стороны Европы (около 600 млн. долларов). В 2002 году Арабская лига обещала выделять палестинцам 50 млн. долларов ежемесячно, однако только Саудовская Аравия, главный покровитель ХАМАСа, регулярно выплачивала свои взносы.
Наконец, на ЛАГ оказывают давление США, требуя свернуть поддержку ХАМАСу. Большинство арабских государств не намерены портить отношения с Вашингтоном из-за Исмаила Хании и его правительства.
Неудивительно, что арабские лидеры с самого начала дали понять ХАМАСу: они не склонны потворствовать его аппетитам. На конференции министров иностранных дел стран ЛАГа в Хартуме, прошедшей в минувшую субботу в преддверии саммита, министр иностранных дел Алжира Абдель-Азиз Белхадем заявил: арабские страны не склонны пересматривать прежние решения, и сумма ежемесячной помощи ПА не превысит 50 млн. долларов, о которых было договорено заранее. ''Мы гарантируем, что уровень обещанной помощи сохранится. Но увеличения не будет'', - подчеркнул он.
Арабской лиге оказалось не столь уж сложно пресечь поползновения ХАМАСа. Ей вовремя (так же как и Западу), подыграли ''заклятые друзья'' исламистов из окружения Абу-Мазена. Пережив первый шок от унизительного поражения, ''старая гвардия'' ФАТХа начала постепенно приходить в себя. За годы власти ''тунисцы'' приобрели достаточно опыта в коридорных боях, и сегодня эти навыки пригодились им более, чем когда бы то ни было. Не сумев предотвратить ''бархатный переворот'' у избирательных урн, лидеры ФАТХа начали готовить собственную ''бархатную контрреволюцию''. С помощью законотворчества и бюрократических проволочек, а главное - связей в арабском мире.
22 марта Исполнительный комитет ООП, в который входят 18 депутатов от этой организации (напомним, что основу ООП составляет ФАТХ), отверг политическую платформу нового кабинета ХАМАСа. Сразу же после заседания ИК ООП под руководством Махмуда Аббаса (Абу-Мазена), входящий в его состав Ясер Абд Рабо заявил: ''Мы решили, что не можем принять платформу этого правительства, поскольку она отвергает главные достижения палестинского народа, который до последнего времени представляла ООП''.
ООП выдвигает три претензии к правительству Хании. Первая: программа ХАМАСа ''не признает ООП - легитимного и единственного представителя палестинского народа - в качестве авторитетного руководства''. По словам Абд Рабо, горькая ирония состоит в том, что ''150 народов в мире признают ООП, в то время как новое палестинское правительство не признает''.
Вторая: ''Политика любого палестинского правительства должна базироваться на программе ООП, Декларации независимости 1988 года, решениях ООП, арабского мира и международного сообщества''.
Наконец, третье требование состоит в недопущении израильского одностороннего отступления, в котором ООП видит опасность для будущего палестинского государства. ''Правительство ХАМАСа игнорирует главную угрозу нашим национальным целям, имя которой - одностороннее отступление. Это решение диктуется Израилем и является антиподом соглашениям, принятым под патронажем мирового сообщества'', - говорится в декларации. Одностороннее отступление Израиля называется ''самым важным вопросом ближайшего будущего'', поскольку оно ''лишает палестинцев возможности создать свое государство''.
Все эти пункты содержатся в письме Абу-Мазена, направленном в адрес Хании. Бывший премьер-министр ПА Ахмед Курей (Абу-Ала) охарактеризовал политическую платформу ХАМАСа как неприемлемую, поскольку она не признает верховенство ООП.
Уже во вторник, после выступления Исмаила Хании в Законодательном собрании, Саиб Арикат заявил, что программа нового главы правительства ПА - это, по его мнению, сплошные лозунги. ''В ней не содержится упоминания о каких-либо практических шагах, будь то гарантии финансовой помощи или ликвидация разделительной стены'', - разъяснил он. Законодатели от ФАТХа поспешили назвать речь Хании ''расплывчатой и лишенной политического видения''.
Вся эта критика оказалась более чем своевременна. Словесная канонада ФАТХа направлена на то, чтобы подорвать международную легитимность правительства Исмаила Хании. Если ООП подвергает сомнению законность новых правителей Палестины, то стоит ли всему остальному арабскому миру устремляться им на помощь?
Протягивая одну руку к ''арабским братьям'' за срочной помощью, Абу-Мазен другой рукой эту помощь отталкивает.
ХАМАС отреагировал на критику в свой адрес и требования ООП ультимативным отказом - в тех же выражениях и в той же тональности. В официальном заявлении ХАМАСа требования ООП называются неприемлемыми и незаконными.
Означают ли эти взаимные требования и упреки начало междоусобицы в ПА? Было бы слишком поспешно делать такие выводы. ФАТХ во главе с Абу-Мазеном не в том положении, чтобы вступать в конфликт с ХАМАСом, за которым стоит большинство палестинцев. И Аббас уже дал задний ход, заявив после письма Хании, что решение ООП не приведет к конституционному кризису.
Однако главное уже сделано - и Запад, и Арабская лига получили удобный предлог, чтобы отказать в экстренной помощи ХАМАСу. Этого более всего хотят в ФАТХе. Чем меньше будет помощь правительству Хании, тем больше шансов, что оно потерпит неудачу и вернет власть ее прежним обладателям.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: