25 марта Пентагон заявил, что весной 2003 года Россия передавала Саддаму Хусейну разведывательную информацию о планах американских военных по вторжению в Ирак. Как утверждается в недавно рассекреченных документах, Владимир Титоренко, в то время посол России в Ираке, передал Саддаму информацию о дате предполагаемого нападения американских войск на Багдад, о численности американской группировки и о тактике вторжения. К счастью, часть информации оказалась неточной, так что в результате получилась дезинформация, на самом деле сослужившая войскам США добрую службу.
Итак, от того, что русские делились разведданными с Саддамом, американцам в конечном счете стало только лучше. Однако, если эта информация подтвердится, получится, что Москва в военное время допускала действия, по своему характеру враждебные по отношению к войскам США, а по цели - направленные на срыв операции союзников против Ирака. Что весьма напоминает методы 'Холодной войны' и тем самым лишний раз демонстрирует, сколь глубоко въелось в умы российских руководителей неприятие США.
Причем передачей разведывательных данных враждебные действия Москвы в Ираке отнюдь не ограничивались. Советы Саддаму по подготовке войны с Америкой давали отставные советские генералы, среди которых были бывший командующий советской противовоздушной обороной Игорь Мальцев, бывший командующий советскими воздушно-десантными войсками и войсками спецназначения Владислав Ачалов, а также широко известный экстремист Альберт Макашов. Среди прочего, они советовали ему позаботиться о создании так называемого 'партизанского' движения - такого же, как во времена Второй мировой войны, когда СССР в борьбе против нацистов успешно разворачивал на оккупированных вермахтом территориях партизанские операции, оказавшиеся эффективным способом разрушения коммуникаций, сбора разведданных и борьбы против тыловых частей. Кроме того, Саддам всю свою жизнь восхищался примером вьетнамского генерала и автора победы Вьетнама над США Во Нгуен Зиапа (Vo Nguyen Giap), и, судя по всему, сделал партизанскую тактику неотъемлемой частью баасистских планов послевоенного сопротивления.
Это еще не все: некоторые бывшие сотрудники Пентагона утверждают, что русские, возможно, помогали Саддаму прикрыть иракскую программу по производству оружия массового поражения. По их словам, компоненты иракской программы ОМП были тайно вывезены из страны российскими силами специальных операций (так называемым Spetsnaz'ом) и спрятаны на территории Сирии, Ливана и, возможно, Ирана, а целые партии материалов - сброшены в Индийский океан. Однако все эти утверждения основаны на секретной информации и нуждаются в дополнительном подтверждении, а вот обвинения России в том, что она передавала Саддаму разведданые, посчитали достаточно серьезными, чтобы дать санкцию на соответствующий запрос в адрес Москвы.
Почему эти обвинения звучат только сейчас? Главным образом из-за фактора времени: как раз в настоящее время идет огромная работа по переводу и публикации тысяч страниц документов, захваченных в иракских архивах - в СМИ сообщалось о том, что директор национальной разведки США Джон Негропонте (John Negroponte) сначала выступал против того, чтобы рассекречивать этот богатейший источник, но конгрессмены настояли на своем. Так что не надо говорить о материалах, в которых фигурирует Россия - материалах, извлеченных из найденной американцами золотой информационной жилы, какая-то часть которой может, действительно, оказаться политически неудобной для тех или иных сторон - как о 'спецоперации' по дискредитации Москвы.
Официально министр обороны России Сергей Иванов и российская СВР, Служба внешней разведки, отвергли обвинения в передаче разведданных Саддаму. Однако же в неофициальных беседах российские дипломаты, хоть и называли подобные утверждения 'чепухой' и требовали 'вещественных доказательств', добавляли, что подобные вопросы надо обсуждать тихо, не вынося на публику. Такая реакция никак не тянет на абсолютное отрицание того, что у российской разведки были связи с Саддамом: ведь не секрет, что Ирак был страной-сателлитом Советского Союза и экономические интересы России в Ираке - контракты на разработку нефтяного месторождения Западная Курна (West Qurna) и другие экономические проекты - оценивались в миллиарды долларов.
И то, что эти шпионские скандалы вызвали неподдельное удивление общественности, есть не что иное, как лишнее напоминание о том, чего общественности до сих пор так и не удалось понять: что немало людей из числа нынешнего российского руководства, в особенности президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов - кадровые офицеры спецслужб, выросшие в системе, для которой антиамериканизм был смыслом существования. Поэтому думать, что они так просто откажутся от излюбленного инструментария своей профессии, было бы наивно, а надеяться на то, что они выберут курс на бескорыстную и верную поддержку Соединенных Штатов - столь же прекраснодушно, сколь и нереалистично.
Сегодня США смотрят на Россию с подозрением, потому что Кремль продает оружие и оказывает мощную поддержку Ирану в сфере политики и ядерных технологий; у Кремля расширяются экономические связи с режимом аятолл; в Москве принимают ХАМАС; и Москва всеми способами пытается, как во времена СССР, соревноваться с США на Ближнем Востоке, в том числе и в военной, и в разведывательной сфере. Однако существует определенный спектр интересов - и инраский вопрос, и политика нераспространения ядерных технологий, и разработка совместных энергетических проектов, и диалог по поводу политики России на территории бывшего Советского Союза, в особенности на Кавказе и в Центральной Азии, - ради которых в отношениях с Москвой надо проявлять уравновешенность и осторожность. Если этот инцидент заслонит для США полную картину происходящего, это, если смотреть шире, не будет в интересах Америки, а перетряхивание грязного белья в международной прессе точно никак не будет способствовать нормализации российско-американских отношений - точнее, того, что от них еще осталось.
Правительству Буша, ввиду резкого повышения напряженности в отношениях между Россией и Америкой в последние месяцы, следует критически переосмыслить свое участие в программах сотрудничества с Россией, в особенности в том, что касается обмена разведывательной информацией. Однако, как сказала госсекретарь Кондолиза Райс, прежде чем выносить этот вопрос на публику, его надо было бы обсудить в более тихой обстановке.
Более того, Соединенным Штатам необходимо точно установить, занимались ли в данном случае российские спецслужбы 'самодеятельностью' или их действия были санкционированы президентом Путиным либо кем-то еще из высшего руководства. Доподлинно установить, знал ли президент Путин о том, что происходит, а если знал, то что конкретно и с какого момента - вопрос принципиальной важности. Если у Америки появятся неопровержимые доказательства того, что при работе с секретной разведывательной информацией на Россию полагаться нельзя, или что Россия действительно шпионит в пользу врагов Америки, тогда всему сотрудничеству разведок необходимо положить конец.
Конечно, ни о каком международном кризисе речь не идет, и ущерб нельзя назвать непоправимым, но в любом случае это тревожный звонок для лидеров США, призывающий их переосмыслить свой взгляд на Россию.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник аналитического центра аналитического центра Heritage Foundation, специалист по России и Евразии, а также по вопросам международной энергетической безопасности. Автор книг 'Равновесие в Евразии: США и изменения в соотношении сил в регионе' ('Eurasia in Balance: US and the Regional Power Shift', издательство Ashgate, 2005 г.) и 'Российско-казахстанское энергетическое сотрудничество' ("Russia-Kazakhstan Energy Cooperation", издательство GMB Publishing, 2006 г.).