Покойники определяют и внешний вид Святого города, и политику его властей.
Время от времени в наших СМИ появляются небольшие сообщения о конфликтах из-за древних кладбищ столицы. Известно, что споры эти продолжаются давно и конца им не видно. Мы решили выяснить более подробно, что происходит в данной области, и узнали немало интересного.
В конце прошлого года на стройплощадке, где возводится здание Центра борьбы за человеческое достоинство, носящего имя Симона Визенталя (там будет находиться и Музей толерантности), были обнаружены древние захоронения. Как выяснилось, это часть заброшенного мусульманского кладбища Мамилла, или Мааман Алла (''Верующих в бога''). Это было установлено при так называемых спасательных работах, которые проводятся по закону для того, чтобы не повредить остатки древних поселений или культовых мест. Как и во многих похожих случаях, юристам предстоит найти соломоново решение, чтобы соблюсти интересы всех сторон - как живых, так и мертвых. Создается впечатление, что в Иерусалиме последним часто принадлежит решающее слово.
Вот что сказала мне Оснат Гоаз, пресс-секретарь Израильского управления древностей: ''Территория всего города - это целый археологический заповедник. Здесь происходили важные события в истории иудеев, христиан, мусульман. А где люди жили, там они и умирали''.
Всего на территории нашей страны насчитывается около 35 тысяч археологических заповедников, и никто не знает, сколько их еще на самом деле. Многие из них - древние места погребения, сохранившиеся главным образом в Иерусалиме. Время от времени, чаще всего при проведении строительных работ, в городе находят новые, еще неизвестные. И ныне живущим приходится учитывать интересы давно исчезнувших предков.
В 1980 годах член столичного муниципального совета Моше Амирав, занимавшийся всеми вопросами переноса древних останков, столкнулся с этой проблемой при строительстве шоссе №1. ''Тебя тогда здесь еще не было, - сказал он мне при встрече, - а вот все старожилы помнят, какие бурные дискуссии развернулись в СМИ и на улицах. С одной стороны, все понимали, что такая дорога нам нужна. С другой, нам приходилось учитывать интересы всех групп населения, когда происходили неожиданные открытия на местности...''
- И как же вы выходили из положения?
- С большим трудом, но нам удавалось лавировать между крайне левыми, обвинявшими нас в ''насильственном объединении города'', и крайне правыми, кричавшими, что мы ''насильно разделяем его''.
Первым делом, рассказывает Амирав, рабочие обнаружили остатки церкви IV века. Строительство было остановлено на месяц, и власти потратили 100 тысяч долларов для консервации развалин. Прокладка трассы продолжалась в северном направлении, но в районе ворот Мандельбаума было обнаружено древнее еврейское кладбище. Работы остановились на несколько месяцев, затраты на сохранение захоронения составили 200 тысяч долларов. Наконец Амираву и представителям религиозных кругов удалось договориться: шоссе приподняли над этим местом с помощью моста...
В результате в Иерусалиме находится сегодня больше всего в мире шоссейных мостов, проходящих на высоте... 20 см над поверхностью земли!
Но тем, кто планировал ''хайвэй'' имени Бегина, пришлось искать другое решение проблемы. Возможно, те, кто едет по шоссе к северу от столицы, обратили внимание на огромное скальное образование, которое дорога огибает между Гиват-Мордехай и Бейт-а-Керем. Здесь тоже нашли древнее кладбище, и дорогу пришлось отвести немного в сторону, чтобы не потревожить эту самую скалу.
С другой стороны, нет ничего удивительного, что евреи и арабы часто пренебрежительно относятся к захоронениям друг друга. Противники возведения здания Музея толерантности обвиняют его инициаторов в неуважении к арабской общине. Тогда как представители нашего старшего поколения, пережившие Войну за независимость, напоминают им о том, что творилось в то время на Масличной горе. Она использовалась как место для погребения покойников в эпоху Первого и Второго храма, когда ''многоместные'' гробницы для состоятельных семей высекались в ее склонах. Евреи стали вновь хоронить здесь своих близких в начале ХV века и продолжали делать это до самой Войны за независимость, когда Масличная гора перешла под контроль Иордании. В соответствии с соглашением о прекращении огня, иорданцы должны были разрешать евреям хоронить там своих усопших родственников. На самом же деле за 19 лет там появились не более двух десятков новых могил...
За тот же период времени кладбищу был нанесен огромный ущерб. Арабы в массовом порядке использовали мраморные надгробия как покрытия для полов в своих домах, а иорданская армия строила из их бетонных оснований казармы в Азарии.
Но самые большие разрушения произошли после пуска в эксплуатацию отеля ''Интерконтиненталь'' на северной оконечности кладбища. Чтобы привлечь побольше зарубежных туристов, иорданская администрация проложила прямо через него дорогу от гостиницы к святым местам Старого города.
Но и мусульманское кладбище Мамилла не впервые становится причиной конфликта. Оно находится на месте пруда времен Ирода и несколько веков было главным местом захоронения арабских жителей города. Но когда его населению стало тесно в средневековых стенах и началась застройка территории за их пределами, в начале 1920 годов британские власти запретили использовать Мамиллу.
Теоретически, могилы, потревоженные во время ''спасательных работ'', можно вернуть в прежнее состояние и, с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, использовать данное место в других целях. Даже законы шариата признают такую возможность. С разрешения ''кади'' (мусульманского судьи) содержимое гробниц переносится в другое место в особых ящиках. Он же объявляет кладбище ''заброшенным'' и после этого его территорию используют для общественных нужд.
В течение нескольких десятилетий указанное место неоднократно исследовалось: там планировалось разбить парк Независимости, построить две автостоянки и проложить дорогу. И Мамилла дважды объявлялась ''заброшенной'' - в 1929 году и 1964-м. Но инциденты продолжались. Дело в том, что еще в 1923-м Верховный совет мусульман, который тогда возглавлял главный муфтий Хадж Амин аль-Хусейни, разработал амбициозный план постройки на том же месте университета Аль-Акса. (''В ответ'' на возведение здания Еврейского университета на горе Скопус, которое началось в 1918 году.) Арабское учебное заведение должно было занимать площадь в 70 дунамов, в том числе участок, где находилось кладбище. Но эти планы так и остались на бумаге, хотя работы на местности уже начались, и несколько могил успели потревожить...
По инициативе того же аль-Хусейни на южной оконечности кладбища Мамилла, на улице Агрон, был построен и роскошный отель ''Палас'', который теперь реставрируется семьей Рейхман из Торонто.
В 1929 году, во время земляных работ для закладки фундамента будущего университета в том же районе, рабочие обнаружили могилы мусульман. Подрядчик Барух Катинка тотчас известил об этом муфтия. Тот побоялся, что его политический противник, мэр Иерусалима Раджиб ан-Нашашиби, издаст приказ о прекращении работ, и попросил Катинку тайно закопать кости в другом месте. Но факт перезахоронения останков вскоре стал достоянием гласности. Похожие инциденты, касавшиеся данного кладбища, повторялись несколько раз, и израильским правительствам приходилось проявлять чудеса изворотливости, чтобы мирить конфликтующие стороны.
В 1989 году муниципалитет Иерусалима проводил обычные работы по озеленению территории в районе деревни Силуан, недалеко от монастыря Св. Онуфрия. Недалеко от въезда в населенный пункт ковши экскаваторов раскопали несколько квадратных отверстий, оказавшихся входами в огромный погребальный комплекс. Оказалось, что это еврейское кладбище эпохи Второго храма. Его использование прекратилось в 70 году н.э., когда римляне заняли Святой город. Однако в конце существования Римской империи и ранний византийский период население вновь хоронило здесь своих покойников. Оказалось, что усопшие, принадлежавшие к различным религиозным конфессиям и эпохам, мирно соседствовали на этом необычном кладбище в течение нескольких столетий.
- Но почему же в прошлом удавалось находить решения проблемы, а теперь столько шума вокруг строительства Музея толерантности? - спрашиваю я у Гади Векслера, сотрудника Института Яд Бен-Цви.
- Многие считают, что это место имеет особое значение в истории и культуре палестинских арабов, но я не согласен с этим. Разве что на кладбище были похоронены воины султана Саладина, павшие в боях с крестоносцами, ну и что? Да еще там есть куполообразное здание эпохи мамлюков - Кабакийя, мавзолей аль-Кабаки. Тоже не такая уж большая реликвия...
- Но мусульмане чтят Мамиллу главным образом потому, что там якобы находится могила Омара Ибн-Хаттаба, второго исламского калифа, а также некоторых других религиозных деятелей эпохи завоевания арабами Иерусалима в 638 году...
- Это сомнительно. Ведь нет никаких достоверных доказательств погребения там ближайших соратников пророка Мохаммеда. Так что Мамилла не обладает особой святостью по сравнению с другими памятными местами мусульман на территории нашей страны.
Представитель ''Мория девелопмент компани'', занимавшейся земляными работами на месте будущего музея до их остановки по решению Высшего суда справедливости, сообщил представителям СМИ, что там были обнаружены около 250 скелетов. ''Такие останки находят во многих местах в Израиле, не только в Иерусалиме, - сказал он в конце своего выступления. - И решения всегда находились. Но в данном случае замешана политика: палестинцы решили в очередной раз показать, как израильское правительство относится к ним. Если там можно было строить аль-Хусейни, то почему нельзя нам?''
Впрочем, член муниципального совета Моше Амирав полагает, что следует в любом случае уважать веру и традиции мусульманского населения - только таким путем можно научиться жить вместе. Правда, он считает, что интересы живых следует учитывать в первую очередь, но важно показать нашим соседям, что даже в Иерусалиме нужно свовместно искать и находить альтернативные решения. ''Может быть, Иисус на самом деле родился совсем не здесь, Мохаммед никогда не посещал наши края, а Стена плача - вовсе не остатки иудейского Храма, - добавил он. - Но главное здесь - то, что люди упорно верят во все это''.
- И все же, скорее всего, разногласия насчет кладбища инспирированы некими политиками, преследующими свои корыстные цели, - не сдаюсь я.
- Но Иерусалим не то место, где следует выяснять отношения и идти на принцип. Именно тут мы должны быть терпимы друг к другу больше, чем в любом другом месте планеты... - отвечает Моше.
Он рассказал мне, что после вступления войск генерала Алленби в Святой город он приказал похоронить павших в последнем бою солдат на горе Скопус и в своей речи на кладбище призвал будущие поколения не застраивать места напротив него - чтобы оттуда открывался вид на Старый город. Спустя несколько десятилетий при возведении зданий Еврейского университета проектировщики учли это пожелание. И сегодня с горы открывается поистине захватывающая перспектива Старого города...
В бурной дискуссии, развернувшейся вокруг строительства Музея толерантности на месте тысячелетнего кладбища Мааман Алла, едва ли кто вспомнил о трагическом событии, произошедшем здесь в далеком 614 году. Тогда нашествие войск персидского шаха Хосрова II Парвеза (Победоносного) из династии Сасанидов положило конец трем столетиям процветания этого края при Византийской империи. Местное еврейское население примкнуло к завоевателям, свергнувшим ненавистных повелителей-христиан. Горя желанием отомстить за вековые преследования с их стороны, наши далекие предки разрушили сотни церквей и монастырей.
В 614 году, после 20-дневной осады, персидская армия взяла Иерусалим. По мнению некоторых исследователей, еврейское население Галилеи активно помогало ей. Их хроник того времени следует, что 20 тысяч наших соплеменников сражались тогда на стороне захватчиков. После взятия города началась массовая резня уцелевших христиан, и наши далекие предки принимали в ней активное участие.
Сегодня трудно сказать, сколько именно последователей Иисуса были убиты на территории Мамиллы. Израильский археолог Рони Райх утверждает, что их было около 60 тысяч в тот момент, когда персы остановили их избиение евреями. Сохранилась следующая запись одного из очевидцев, христианского монаха: ''Они даже выкупали пленников у персидских солдат за большие деньги и убивали их с большим воодушевлением на поляне Мамиллы. Вся она была покрыта кровью''.
Персы правили будущей Палестиной 14 лет. В 628 году Византия ненадолго вновь завладела лежащей в руинах страной, а вскоре здесь появилась огромная армия Омара Ибн-Хаттаба. В так называемой Сульхе аль-Кудс, договоре о капитуляции Иерусалима в 638 году, не было упоминания о резне в Мамилле за поколение до этого, и патриарх Софроний попросил включить в него пункт о защите населения города от свирепых евреев. И могущественный арабский правитель согласился...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)