Это прекрасное, прекрасное будущее...
08.04.2006 | 12:41
Александр Майстровой, ''Новости недели''
Мир начинает признавать ХАМАС и строить планы на постразмежевание. Планы эти плохо сочетаются с оптимизмом Ольмерта.
В то время как Ольмерт занят формированием будущего правительства, которому, по его плану, предстоит обнести Израиль ''великой еврейской стеной'', ХАМАС занят тем, что разрушает виртуальную стену изоляции вокруг Палестинской автономии. И в своих начинаниях Исмаил Хания и его сподвижник, новый глава палестинского МИДа Махмуд аз-Захар явно преуспевают. Во всяком случае, их усилия обещают быть намного более продуктивными, чем идеи Ольмерта.
Трудно сказать, насколько заискивание Кремля перед ХАМАСом, в стремлении ''насолить'' единственной в мире супердержаве, принесло пользу России, но то, что оно пробило первую брешь в стене изоляции вокруг палестинских исламистов, - несомненно. Пример Москвы оказался заразителен для всех противников ''однополярного мира'' - от Брюсселя до Дели и Пекина, чья неприязнь к янки сильнее страха перед ''зеленой чумой''.
В минувшую пятницу Вашингтон заявил, что приостанавливает все контакты с ХАМАСом, сохраняя при этом отношения лишь с главой ПА Абу-Мазеном. ''Мы дали распоряжение нашим миссиям в Иерусалиме и по всему миру прекратить любые контакты с представителями автономии, связанными с нынешним премьер-министром ПА и его министрами в правительстве ХАМАСа, - сказал заместитель госсекретаря Адам Эрели. - Запрет включает в себя и проведение рабочих встреч. Если представители палестинцев так или иначе подчиняются министрам от ХАМАСа, мы не намерены иметь дело с ними вне зависимости от их уровня''.
К сожалению, следует сказать, что США остаются если не в полном одиночестве в своей политике в отношении ХАМАСа, то в подавляющем меньшинстве. Жесткую позицию США поддерживают только несколько стран, в частности Канада. Остальные так или иначе вступили в контакт с ХАМАСом, сводя тем самым на нет усилия Вашингтона.
Вслед за Москвой в переговоры с ХАМАСом вступили ЮАР и Турция. Диалог с группировкой начали дальневосточные гиганты Китай и Япония, а также Индия, и вскоре эти страны, по-видимому, объявят о своем признании нового палестинского руководства. По словам пресс-секретаря ХАМАСа Сами Абу-Зухри, неназванный индийский дипломат встретился с Ханией и сказал ему, что Дели стремится к развитию отношений с новым правительством ПА. Представитель посольства Индии в Тель-Авиве не опроверг эту информацию. На дипломатическом языке это означает, что она, во-первых, достоверна, а во-вторых, что официальный Дели даже не скрывает своих планов.
Пекин пошел еще дальше. Вчера аз-Захар заявил, что получил официальное приглашение от китайского дипломата, посетившего Газу, приехать с визитом в Китай. Это не было неожиданностью. О намерениях Поднебесной свидетельствовало интервью Махмуда аз-Захара национальному агентству ''Синьхуа''. Подобного рода интервью, учитывая характер государственного устройства Китая и его политические традиции, - не рядовая журналистская акция, но своего рода подготовка к последующему политическому признанию ХАМАСа. Аз-Захар превосходно понял, что именно желает услышать от него китайский народ, и потому поспешил подчеркнуть две вещи. Первое (чтобы не оставалось сомнений): ХАМАС никогда не признает права Израиля на существование. И второе: большинство стран мира готовы сломать стену непризнания ХАМАСа. ''Уже сейчас очень много государств приняли нашу сторону и поддерживают нашу позицию, - сказал он. - Мы будем выстраивать дипломатические отношения со всеми этими странами''.
Позиция ЕС, как всегда полна двусмысленностей и неопределенностей. По сообщению ''Галей ЦАХАЛ'', Франция на протяжении нескольких недель ведет переговоры с представителями ХАМАСа ''на низком уровне''. Более того, по данным журналистов, ссылающихся на источники в израильском МИДе, Париж действует не от своего имени, а от имени объединенной Европы. Посол Франции в Израиле Жерар Аро отверг эти сообщения, заявив, что его страна ''не поддерживает никаких контактов с ХАМАСом и не будет осуществлять их до тех пор, пока ХАМАС не выполнит три ключевых условия'' (признание Израиля, отказ от террора и принятие соглашений, подписанных между Израилем и прежними властями ПА). В израильском МИДе на сообщения о переговорах между Францией и палестинскими исламистами отреагировали заявлением, что верят европейцам.
Следует, однако, отметить, что если позиция Вашингтона в отношении ХАМАСа предельно ясна, то с Брюсселем дело обстоит сложнее. Во-первых, из-за традиционно намного более гибкой позиции европейцев, во-вторых, из-за разногласий в самом Европейском союзе. Часть стран ЕС выступает за сближение с ХАМАСом под тем же предлогом, что и Россия: переговоры с исламистами будут способствовать росту их прагматизма. Тон здесь задает, конечно же, Франция. Другие, в частности Германия и ряд государств Восточной Европы, ориентируются на США. Тема переговоров с ХАМАСом должна стать одной из ведущих на встрече министров иностранных дел ЕС 10 апреля. Напомним, что официально Брюссель внес ХАМАС в список террористических организаций, однако далеко не все политики в ЕС склонны следовать духу и букве собственного закона в этом вопросе.
Такая позиция Европы была вполне предсказуема. Более чем сомнительно, что ЕС будет ''равнять шаг'' на Америку - своего конкурента на Ближнем Востоке. Более того, позиция Брюсселя лишает всякого смысла проект Ольмерта по ''начертанию окончательных границ Израиля'' посредством одностороннего ухода из Иудеи и Самарии. Ольмерт заявляет, что мир примет новые границы Израиля, которые включат в себя ведущие поселенческие блоки. ЕС уже сейчас дает понять, что этого не произойдет. По словам европейского дипломата, ЕС не признает импровизированных границ, которые рассчитывает установить Ольмерт в одностороннем порядке, и вместо этого предлагает свой план. План этот сводится ...к аренде Израилем тех поселенческих блоков, о которых говорит Ольмерт, на некий пока еще не установленный, но вполне определенный срок. Этот дипломат изложил пожелания Европы в интервью газете ''Джерузалем пост'' на тот случай, если Ольмерт решится претворить в жизнь свой проект. Европейцы рассчитывают на то, что Израиль проявит ''великодушие и даст ПА больше, чем минимум''. На практике это означает, что даже если Ольмерт эвакуирует десятки поселений в Иудее и Самарии, выселит 80 или 100 тысяч поселенцев, от него все равно будут требовать новых уступок и новых эвакуаций. Европа никогда не согласится, чтобы Израиль обнес стеной безопасности Маале-Адумим или Ариэль и попытался де-факто начертить на местности границу Израиля. Если же Израиль все-таки хочет удержать часть поселений, то он не может делать это вечно и должен оформить ''приобретение'' как сделку по аренде недвижимости. Так, чтобы в конечном счете эта недвижимость вернулась ''законному владельцу'' - то есть палестинскому народу.
Идея об аренде поселенческих блоков, следует заметить, не нова. В ходе предвыборной кампании она уже выдвигалась в ''Аводе'' как вариант урегулирования. Авторы данной идеи предложили сюрреалистическую ситуацию: израильтяне, живущие в поселениях, платят налог на недвижимость палестинским властям, а подоходный налог - израильским. Проект сравнивался с Гонконгом, который Англия приобрела в аренду у Китая на 99 лет, а потом возвратила его Пекину. Единственный неучтенный ''нюанс'' в этой аналогии заключается в том, что Китай не собирался ни стирать с лица земли Гонконг, ни выселять его жителей, ни, тем более, вторгаться на Британские острова. Китай все-таки признает Англию как суверенное государство, чего не скажешь о ХАМАСе в его отношении к Израилю.
Подобного рода проекты, рождающиеся в головах европейских дипломатов и израильских ''миротворцев'', выглядят сегодня абсолютной маниловщиной. Однако вспомним, что когда-то не меньшей маниловщиной выглядели ''новый Ближний Восток'' Шимона Переса и идея одностороннего отступления без всякого рода соглашений и обязательств со стороны арабов вообще и палестинцев, в частности. Тем не менее, то, что казалось большинству из нас полной несуразицей и небывальщиной, необычайно быстро стало реальностью.
Вполне вероятно, что когда Ольмерт все же реализует своей проект по передаче Иудеи и Самарии ХАМАСу, на повестку дня выйдет план аренды. Когда его будут лоббировать одновременно в самом Израиле и за его пределами, он перейдет из области абстрактной фантастики в область реальной политики. И тогда Маале-Адумим, Гуш-Эцион и Ариэль разделят судьбу Гуш-Катифа и Санура. А от обещаний Ольмерта сделать их неотделимой частью Израиля останется то же, что и от обещаний Переса превратить Ближний Восток во ''второй Сингапур''.
На снимке: первая ласточка - китайский дипломат в палестинском МИДе
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: