Громкие дела по отмыванию денег в банке ''Апоалим'' тихо закрываются или сходят на нет. На днях было закрыто дело, заведенное на одного из клиентов банка, подозреваемого в отмывании 123 млн долларов, без предъявления ему обвинительного заключения.
Аль Капоне - ''прачка'' №1
Выражение money laundering (дословно ''стирка денег в прачечной'') возникло в Соединенных Штатах Америки в 20-х годах прошлого столетия. Во времена ''сухого закона'' чикагские гангстеры скрывали происхождение нечестно нажитого капитала мафии с помощью... обычных городских прачечных. Взятые под контроль преступными синдикатами, эти заведения внезапно стали чрезвычайно прибыльными.
Сегодня этих ''прачечных'' по миру разбросано немало.
Процесс отмывания денег включает целый ряд операций, направленных на сокрытие источника финансовых активов, чтобы преступники могли затем воспользоваться этими активами, не скомпрометировав себя. По оценкам Международного валютного фонда, ежегодно в мире отмывается 600 млрд. долларов. В 1989 году была создана Международная комиссия по противодействию отмыванию капиталов. Вскоре эта организация опубликовала список из 15 стран, которые ''не противодействуют отмыванию грязных денег''. В него вошел и Израиль, где и вправду отсутствовали соответствующее общее законодательство, требования к банкам устанавливать подлинного владельца денег на счетах и их происхождение, система обязательного информирования банками властей о подозрительных операциях.
Перед нашей страной реально замаячили серьезные международные санкции, угрожающие всему комплексу ее экономических контактов с внешним миром. В кратчайший период времени, как мало какой другой, был одобрен законопроект по борьбе с отмыванием денег; 2 августа 2000 года он приобрел силу закона (в 2003 году к нему был принят ряд поправок). В 2000 году для контроля за соблюдением данного закона была создана служба финансовой разведки IMPA.
Прачечная закрыта на переучет
6 марта 2005 на весь Израиль прогремело известие: ''раскрыта крупнейшая международная афера за всю историю Израиля'', связанная с отмыванием денег в отделении израильского банка ''Апоалим'' №535, расположенном на улице а-Яркон в Тель-Авиве.
В тот воскресный день в отделение банка ''Апоалим'' нагрянули сотрудники полиции. Они задержали 22 работника банка, провели обыск и изъятие документации. 200 счетов клиентов банка были заморожены. Спустя несколько часов стало известно, что 13 из 22 банковских служащих арестованы по подозрению в махинациях. Из официального заявления представителя полиции Гила Клеймана следовало, что ''речь идет об отмывании сотен миллионов долларов''.
Как сообщалось, следствие было начато по инициативе международного отдела израильской полиции (ЯХБАЛ). В отношении 45 клиентов отделения банка ''Апоалим'', утверждал бригадный генерал полиции Амихай Шай, ''есть серьезные подозрения в правонарушениях''. Основой для этих подозрений стала информация, которую получил агент полиции, внедренный в банк. Главная цель расследования, в соответствии с заявлением ЯХБАЛа, - послать предупредительный сигнал банковской системе и криминальным группировкам о том, что Израиль не позволит превратить себя в ''прачечную по отмыванию грязных денег''.
Ох уж эта ''русская мафия''...
- До того как было объявлено об официальном ведении следствия, сбор материалов велся в течение двух лет, - говорит адвокат Моше Фридман. - Банк поставили на прослушку, было организовано наружное наблюдение скрытыми видеокамерами. Полиция прослушивала все переговоры сотрудников банка с клиентами, хотя в эту процедуру никто не имеет права вмешиваться, и разглашение содержания этих переговоров грозит банковскому служащему строгими санкциями. Пошли разговоры о ''русской мафии'' - в основном были арестованы накопительные программы и рабочие счета выходцев из России и стран СНГ, а также граждан России, которые вели бизнес в Израиле. Наш офис - адвокатская контора ''Фридман-Гольд'' - взялся за ведение 14 дел, связанных с отделением банка ''Апоалим'' №535. Как мы и утверждали с самого начала, наши клиенты не имеют никакого отношения ни к ''русской мафии'', ни к отмыванию денег. В основном, речь шла о евреях, жителях России, которые являются гражданами Израиля и которые открыли в банке счета для накопительных пенсионных программ. Уже через месяц-полтора после открытия дела стало ясно, что никакого нарушения закона нет.
Прошел ровно год
- Статьи по борьбе с отмыванием денег предусмотрены законодательством всех передовых стран мира, - поясняет адвокат Моше Фридман. - В своде израильских законов этой теме посвящена статья под номером 3. В пункте ''а'' этой статьи речь идет об отмывании денег, полученных преступным путем: оружие, наркотики, разбой, вымогательство, проституция, игорные заведения, дача взяток чиновникам государственного аппарата.
Сегодня, спустя год со дня открытия дел, наш прогноз подтвердился: не было выдвинуто ни одного обвинительного заключения по статье 3-а.
В статье 3-b речь идет о нарушении правил ведения счетов. Этот параграф направлен против людей, умышленно утаивающих от государства четкие данные о денежных операциях, осуществляющих различные маневры, чтобы эти сведения не передавались в IMPA.
Следовали обращения адвокатов в суд, и десятки заседаний судебных заседаний были посвящены тому, чтобы освободить счета от наложенного на них ареста.
Первыми были освобождены счета по накопительным программам, открытые до 2000 года, когда Закон о борьбе с отмыванием денег вступил в силу (примерно половина из общего количества замороженных счетов).
***
Год назад, как мы упоминали выше, 22 клерка банка были заподозрены в причастности к ''большой стирке'', после того как обнаружилось, что они оказывают клиентам поддержку, переводя крупные суммы из-за рубежа. Работники банка, считало следствие, замалчивали операции, не сообщали об этих трансакциях в соответствующие органы вопреки принятым в 2003 году поправкам к Закону о борьбе с отмыванием денег, которые требуют, чтобы об особо масштабных сделках банкиры ставили в известность полицию и Центральный банк. Согласно поправкам к закону, минимальная сумма, об операциях с которой следует подавать отчет в IMPA, - 10,5 тыс. долларов. Минимальной суммой, начиная с которой следует предъявлять обосновывающую документацию (отчет о том, каким образом она была получена и от кого), считаются 2,1 тыс. долларов США. В случае с ''Апоалим'', заявляло следствие, сотрудники банка умалчивали о проведении трансакций и не требовали от клиентов предоставления обосновывающей документации. В соответствии с подозрениями полиции, либо работники банка за взятки умышленно умалчивали проделанные денежные операции, либо подобные нарушения работников банка связаны с техническими ошибками. В то же время арестом счетов был нанесен колоссальный ущерб экономике Израиля, ущерб мобилизации денежных средств разных стран - Израиля, Франции, России. Спустя два года предварительного и год официального следствия, включая обыски, прослушивания всех разговоров, даже ведущиеся из дому, выяснилось, что у полиции нет подтверждений, что чиновники банка злоупотребляли служебным положением. Подтвердилось лишь полное отсутствие связи клерков с клиентами в преступном плане. Все служащие банка честно выполняли необходимые установки и инструкции. Никому из них не предъявлено обвинительное заключение.
***
Ряд дел по банку ''Апоалим'' остаются на следственном этапе. В начале марта текущего года были достигнуты договоренности между прокуратурой и двумя российскими гражданами, связанными с компаниями ''Минтон Интернейшнл'' и ''Мастония Интернейшнл'', зарегистрированными на Виргинских островах.
Из-за того, что владельцы компаний - иностранцы и потому не явятся на дачу показаний в Израиле, с ними был достигнут компромисс: они заплатят в государственную казну примерно миллион шекелей, а государство Израиль прекратит следствие, которое ведется против них, и не будет привлекать их к уголовной ответственности. Ранее были достигнуты аналогичные договоренности прокуратуры с иностранными гражданами (о них писала наша газета). На сегодняшний день в государственную казну в результате следствия по делу 535-го филиала банка ''Апоалим'' возвращено 60 миллионов шекелей.
''Мое имя очернили''
- Замораживание счетов отрицательно сказалось на деятельности бизнесменов, которые проводили десятки, а то и сотни банковских операций в день, - продолжает адвокат Моше Фридман. - 6 марта 2005 года, в один из своих приездов в Израиль, А., крупный российский промышленник, гражданин России, владелец счета в банке ''Апоалим'', был задержан полицией. Годовой оборот А. в банке ''Апоалим'' составил 123 млн. долларов. Следствие утверждало, что вкладчик отмыл через израильский банк все 123 миллиона. Суд запретил ему выезжать за пределы Израиля.
- Мы подали в общей сложности шесть исковых заявлений, и в конце концов судья окружного суда Халед Кабуб принял решение, позволяющее А. выехать из Израиля при условии внесения денежного залога, - 4 млн. шекелей наличными. Нам предстояло доказать, что наш клиент все денежные операции проводил на законных основаниях. Например, он должен был произвести в течение дня оплату 80 поставщикам, то есть произвести столько же перечислений. В таком случае надо говорить не об одной масштабной операции или указании общей суммы перевода в течение дня, когда цифры обязывают банкиров информировать полицию и Центральный банк, - речь идет о 80 отдельных операциях. ''Это нормальное функционирование бизнеса, - постоянно напоминали мы прокуратуре, утверждая, что данное дело не связано с отмыванием денег. - Этот человек производит и продает станки, он платит поставщикам за металл и необходимые детали для производства''. Мы с адвокатом Хананом Гольдом заявили прокуратуре, что ни на какие уступки и компромиссы не пойдем. В итоге на последнем совместном заседании прокуратура и защита подписали соглашение о том, что государство Израиль в лице прокуратуры официально заявляет: у него нет претензий к А. 6 марта 2006 года были освобождены все его счета и снят арест с недвижимости в Израиле.
***
Мы связались с А. по телефону, позвонив в один из крупных городов России.
- Минувший год, - сказал предприниматель, - прошел у меня под знаком пошатнувшейся веры в юридическую систему Израиля. Без доказательства вины было оглашено мое имя, что для ведения бизнеса равносильно ядерному взрыву, отголоски которого докатились до моих компаньонов из США, Германии и других стран. Мое имя очернили, хотя я не ''отбеливал'' деньги. Я попросил своих адвокатов подключить аудиторов и специалистов разных профилей для подсчета ущерба, нанесенного моему бизнесу, с целью предъявления в дальнейшем искового заявления прокуратуре Израиля.
***
- На подготовку искового заявления от имени А. уйдет около полугода, - говорит адвокат Моше Фридман. - Все подсчеты должны быть проведены тщательно, чтобы не вызвать ни малейшего сомнения у суда.
- Каковы результаты остальных дел, которые вы вели по банку ''Апоалим''?
- По некоторым получены такие же результаты, как у господина А. В ряде случаев мы пошли на сделку с прокуратурой, которая согласилась заявить в суде, что отзывает обвинительные заключения и что у государства Израиль нет претензий к фигурантам по делам. При этом прокуратура обязалась:
- не проводить дальнейшего расследования по данным делам;
- сообщить всем иностранным государствам, в которых проживают клиенты банка, что обвинительные заключения против них отозваны из суда.
Взамен мы, адвокаты, обязались, что наши подзащитные выплатят государству по 10% от спорной суммы. Это выгодно обеим сторонам. Наши клиенты, оставаясь законопослушными гражданами без уголовного прошлого, смогут продолжать вести бизнес в любой стране мира, а государству не придется вести по 2-3 года каждое дела, тратясь на содержание целого аппарата чиновников.
- Как вы полагаете, чем завершится противостояние следствию бизнесмена Аркадия Гайдамака по делу об отмывании денег?
- На мой взгляд, если ему и будет предъявлено обвинительное заключение, то суд закроет дело за отсутствием состава преступления. Если даже прокуратура соберет определенные доказательства по нарушению им статьи 3-b, ей не удастся доказать, что у Гайдамака был умысел нарушить закон. Прокуратура может обратиться к бизнесмену с тем, чтобы он выплатил в пользу государства 10-12% от спорной суммы, чтобы закрыть это дело гражданским путем. Но, судя по позиции Гайдамака, с которой я знаком только по прессе, он никогда не пойдет на этот шаг. Так что скорее всего прокуратура закроет дело за недостаточностью улик.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)