Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В мире
Архив статей

Германия и "Мюнхен"

17.04.2006 | 20:59


Виктория Мартынова ''Новости недели''

Только что из поездки по Германии вернулся бригадный генерал запаса, бывший высокопоставленный сотрудник военной разведки АМАН, а ныне эксперт по средствам массовой информации и исследователь истории сионизма Эфраим Лапид. Инициатива приглашения Лапида в ФРГ принадлежит Обществу дружбы Германия-Израиль. Эта организация пошла навстречу пожеланиям молодых немцев услышать мнение человека, работавшего в израильской разведке в момент, когда произошла трагедия на Мюнхенской олимпиаде 1972 года, о недавно вышедшем в широкий прокат спорный фильм режиссера Стивена Спилберга ''Мюнхен'' - о гибели наших спортсменов и последовавших за этим событиях.

Сегодня немцы хотят знать, насколько правдив американский фильм в отношении Израиля и израильского подхода к террору. А кроме того, им хочется понять: у кого есть шансы на победу в Третьей мировой - у американцев, европейцев, израильтян?

...Когда в одно прекрасное утро Эфраим Лапид собирался на свою обычную лекцию об истории терроризма, он не догадывался, что его там ждут особо заинтересованные слушатели. ''Мы из Германии, - сообщила ему одна из участниц встречи. - Меня зовут Клаудиа Коренке, я сотрудница Общества дружбы Германия-Израиль. Отношения между нашими народами - предмет весьма деликатный, а знаменитый фильм ''Мюнхен'' Спилберга разбередил старую рану. Скажите, а кем лично вы были в сентябре 1972 года?

- Офицером разведки, - улыбнулся Эфраим, - я был ответственным за координацию действий между различными разведслужбами в ходе операций по ликвидации террористических банд, одна из которых и подготовила теракт на олимпиаде в Мюнхене. По завершении серии операций я получил звание бригадного генерала.

- О, ваша лекция вызвала бы немало вопросов в Германии. Не согласитесь ли прочесть ее для наших слушателей?

Через несколько недель на столе у Эфраима Лапида уже лежало приглашение посетить десять городов по всей Германии, в том числе в Мюнхене, проехать более четырех тысяч километров и выступить с лекциями.

Собираясь в поездку, Лапид пересматривал личные архивы. Он много лет после ухода из разведки занимался разъяснительной работой, но случай подробного обсуждения проблемы террора с гражданами Германии ему еще не выпадал.

Историческая травма

Даже многие коренные израильтяне, не говоря уже о новых репатриантах, не в курсе, что Мюнхенская олимпиада 1972 года нанесла серьезную травму национальному самосознанию немцев. Ведь это была первая послевоенная олимпиада, и тот факт, что местом ее проведения была выбрана Германия, выглядел весьма символически. Германия должна была продемонстрировать миру свое дружелюбие и благожелательное отношение ко всем, в особенности к евреям. До сих пор предпринимаются попытки выяснить, как же могло произойти то нападение террористов. Ведь если появление террористов в супермаркете или автобусе трудно предусмотреть, то задача охраны спортсменов на международных соревнованиях является одной из первейших, тем более в такой стране как Германия, где дисциплина всегда была сильной стороной.

Непрофессиональность секретных служб ФРГ, которые сначала не смогли предусмотреть появления террористов, а потом в течение суток так и не нашли, чем ответить им, поныне вызывает вопросы у немцев, бывших свидетелями тех событий, и у молодых, изучавших их по книгам. Даже немецкие снайперы, привезенные на военный аэродром, чтобы ''снять'' террористов, маскировались так неудачно, что были ими опознаны, и в итоге, начав стрельбу, сумели уничтожить лишь четверых из семерых нападавших.

Евреи на лекции не пришли...

С первой же встречи израильский офицер совершенно явственно ощущал, что немцев задевает тот факт, что трагедия произошла на территории их страны и что спецслужбы солидного европейского государства ничего не смогли противопоставить террористам.

- Кто они были, ваши слушатели? Я имею в виду возраст, профессию и, разумеется, национальность.

- На мои лекции пришли в основном немцы. Евреев среди слушателей было очень мало, и принимающая сторона объяснила это тем, что немецкие евреи не проявляют особого интереса к Израилю и его истории. Совсем немного было там и представителей русскоязычной общины. Здесь объяснение другое - русскоговорящая община Германии ведет обособленный образ жизни, иммигранты из бывшего СССР в стране интегрировались слабо и поэтому практически не воспринимают сообщения, которые появляются на страницах немецких газет. Кроме того, иммигранты из Союза, как правило, не знают английского, - а именно на нем проходили мои лекции. Конечно, жаль, что мне практически не удалось встретиться с ними и услышать их вопросы. Но тема отношения к проблеме исламистского террора для жителей Германии очень важна. И любопытно, что теперь им стал казаться ценным и опыт израильтян, первыми принявших на себе удар.

- Заметили ли немецкие специалисты тот интерес, который проявили к вашим лекциям молодые люди?

- Да, в германской прессе (а было опубликовано более двух десятков статей), отмечалось, что лекции посетили в основном молодые люди, что в общем-то необычно. В Германии, как и повсюду, среди слушателей лекций по истории значительно больше пожилых. Но в данном вопросе новое поколение хочет докопаться до истины.

Доверять или проверять?

- Для внесения ясности в историю распространения терроризма в странах Европы я выбрал всего четыре весьма показательных, с моей точки зрения, эпизода, в которых участвовала израильская разведка и спецназ, чтобы сравнить, в чем заключалась разница между израильским и европейским подходом.

- Пожалуйста, назовите их и для наших читателей.

- Сначала несколько слов для фона.

В конце 60-х - начале 70-х годов в Европе возник ''призрак терроризма''. В Италии действовали Красные бригады, в Германии появилась группа Баадер-Майнхоф, террористы объявлялись во Франции и так далее... В 1968 году был захвачен самолет ''Эль-Аля'', вылетевший из Парижа, его посадили в Алжире. С этого момента началась эпоха захватов самолетов. Израиль выбрал в ней активную линию. В мае 1972 года бельгийский самолет авиакомпании ''Сабена'', вылетевший из Брюсселя, был захвачен террористами. Угонщики заставили посадить его в Ливии. Израиль отказался выполнить требования угонщиков и выпустить на свободу террористов из израильских тюрем. Израильские коммандос под командованием Эхуда Барака провели блестящую операцию ''Сабена'' и освободили заложников. В то время мы не соглашались выпускать находившихся в тюрьмах террористов. Разница между нашим и европейским подходами заключалась в том, что мы действовали активно, наступательно, уничтожая террористов. Дальше я обратился к примеру операции в Энтеббе 1976 года, а потом в Могадишо в 1977-м. Но, разумеется, подробнее всего мы рассматривали события в Мюнхене.

С первых же минут трагедии в Мюнхене Израиль предложил свою помощь для осуществления операции по спасению спортсменов. Наша страна была готова прислать бригаду спецназа для атаки на террористов. Руководство ''Мосада'' верило, что можно путем вооруженной операции освободить спортсменов, у нас были кадры и был опыт. Но правительство Германии отказалось, надеясь добиться успеха на путем переговоров. Для участия в них в ФРГ вылетел тогдашний глава ''Мосада'' Цви Замир. Но ему не позволили сыграть в переговорах заметную роль, а возглавил их тогдашний министр внутренних дел, будущий канцлер Герхард Шредер.

Важно отметить и такой факт: террористы выставили в качестве условия не только освобождения своих собратьев, находившихся в израильских тюрьмах, но и членов немецкой террористической организации Баадер-Майнхоф. Этим они подчеркнули особую связь между Германией и палестинцами. Но в то время европейские руководители еще не представляли перспективы размаха террористических движений и не придали значения этому факту.

Поняв это, израильское руководство само взялось за ликвидацию террористических сетей. Именно мюнхенская трагедия повлекла за собой разработку тактики точечных ликвидаций, которой Израиль следует до сих пор. Именно с той поры израильские разведчики выслеживают главарей террора и уничтожают их. Кстати, именно после Мюнхена израильтяне впервые воспользовались заминированным телефоном. (Напомню, что именно так много лет спустя был уничтожен Ихъе Айяш по кличке Инженер.)

Только после Мюнхена Европа стала потихоньку обдумывать, что делать с террористами. Немцы основали специальное подразделение по борьбе с террором GSG-9. Оно пригодилось им чуть позже в 1977-м, когда четверо вооруженных до зубов палестинцев поднялись на борт самолета, вылетевшего из Барселоны во Франкфурт. Никто и не собирался их проверять. Во всех учебниках современной истории написано, что за этим последовало - операция в Магадишо, которую немцы провели вместе с британской бригадой быстрого реагирования SAS. Это был один из первых случаев международного сотрудничества против террора.

Сейчас уже многие забыли, что было время, когда пассажиры самолетов проходили на посадку вообще безо всякого досмотра. И поскольку в Европе в начале семидесятых еще не было специальных подразделений, обеспечивавших безопасность полетов, один за другим произошло несколько захватов самолетов. Интересно, что больше всего сопротивлялись введению досмотра при посадке в самолет... авиационные компании. Они опасались, что проявление чрезмерной бдительности напугает пассажиров и они предпочтут пользоваться услугами компаний, которые ''не паникуют'' и предпочитают доверять, а не проверять. Дальнейшее развитие событий подтвердило, что правы те, кто требовал проверок. И последнюю точку в том споре поставила уже в новом веке американская трагедия 11 сентября 2001 года. После нее американцы ощутили, что все они готовы снять ботинки при прохождении контроля на безопасность при посадке в самолет.

Но до этого оставалось еще три десятка лет. А тогда, в семидесятые, израильские бойцы невидимого фронта перемещались по всему миру, стремясь уничтожить террористичекие сети. Они действовали четко и безошибочно.

Вот здесь меня и спросили о фильме Спилберга.

Правду ли сказал Спилберг?

Фильм Стивена Спилберга почти целиком основан на материалах книги Джорджа Джонаса, никогда в ''органах'' не работавшего. Эта книга - ''Месть: правдивая история об израильской антитеррористической бригаде'' - вышла на английском языке в США. На иврите она не публиковалась, зато в нашей стране есть ее аналог: вышедшее на русском языке издание под редакцией Рафаила Блехмана - ''АМАН, ''Мосад'' и все такое''. Русский читатель с упоением изучает эту небольшую книжицу, и достать ее непросто даже в букинистических магазинах. Между тем специалисты подвергают критике правдоподобность изложенных в ней фактов.

Литературная версия

'...Осенью 1972 года, через пять дней после мюнхенской трагедии и через три дня после того, как Голда Меир дала разрешение действовать, Меир, Замир и Ярив окончательно согласовали список ''кандидатов''. Кандидатов на что? На уничтожение, разумеется, на ликвидацию. Не было ли это превышением полномочий разведки? Не было ли это преступлением против закона? Имеет ли право правительство суверенной страны санкционировать ''охоту за людьми''?Не противоречит ли это нормам государства, объявляющего себя демократическим? Вопросы эти обсждались не только в израильском руководстве. Они сотни раз ставились впоследствии в западной печати, поднимались в дискуссиях, снова и снова предъявлялись израильским представителям за рубежом. Левоевропейские радикальные круги отвечали на них однозначно. В лучшем случае они ставили знак равенства между ''группами уничтожения'' ''Мосада'' и террористами: и те и другие убивают, пользуясь одними и теми же методами.

Методы действительно были сходны. Израильтяне первыми взяли на вооружение изобретенный еще в 1910 году неким шотландским инженером ''почтовый пакет со взрывчаткой''. С помощью таких пакетов были ликвидированы в 1956 году организаторы федаинских диверсий - Хафез и Мустафа. Позднее этот способ использовал Харэль, когда пытался вынудить немецких ученых отказаться от участия в египетской ракетной программе. В конце 60-х террористы перехватили этот прием у израильтян, и с тех пор ''Мосад'' отказался от ''взрывающейся почты''. Затем ''Мосад'' перешел к иной технике, впервые опробованной в Бейруте - против Хассана Канафани, - к дистанционно управляемым бомбам. Разумеется, палестинцы быстро освоили и этот метод. И все время на вооружении обеих сторон оставался старый, испытанный метод уничтожения - револьвер.


(Из книги ''АМАН и ''Мосад'')

Экранный вариант

- Когда меня спрашивали о киноленте ''Мюнхен'', я честно отвечал, что фильм этот любопытный, из серии ''по мотивам событий, имевших место''. Его никак нельзя назвать документальным, и он ни в коем случае не основывается на реальных исторических свидетельствах.

Я называл четыре пункта, в которых совершенно не согласен со Стивеном Спилбергом.

Спилберг изображает агентов ''Мосада'' этакими поверхностыми покупателями плохо проверенной информации, взятой из любых, самых ненадежных источников. На самом деле это была тщательнейшая, подробнейшая, как говорят у нас - ''муравьиная'' работа как разведывательных служб так и тех, кто осуществлял операции. Наши спецслужбы применяли минирование телефонов и машин, что требовало особой тщательности работы.

Далее. Никогда израильская разведка не называла подлинных имен своих воинов. Авнер - вымышленный персонаж, этакий израильский супермен в американском стиле (в упомянутой книжке разведчик носит то же имя). Действовали же другие. В те годы руководителям отдела по осуществлению операций был Майк Харири. Его фотографии до недавнего времени не публиковались. Лишь в декабре 2005 года коллективное фото руководителей разведки того времени было опубликовано в закрытом журнале АМАНа. В гражданских изданиях оно не публиковалась никогда. И я с радостью передаю право на первую публикацию ''Новостям недели''.

Майк Харири и есть тот самый человек, который держал в руках нити той сети, которая была создана в странах Европы с целью уничтожения террористов.

Далее - этический вопрос, который фильм трактует не так, как трактовали его в израильском руководстве: можно ли убивать ради того, чтобы предупредить террористический акт? Чем террор израильтян против палестинцев отличается от террора палестинцев против израильтян?

Первым мне этот вопрос задал рыжеволосый высокий парень Курт, студент колледжа в Дрездене, но потом он повторялся при каждой встрече.

А мы всегда подчеркивали, что речь идет не о наказании за преступление, не о мщении (книга тоже показывает Авнера мстителем за убитых спортсменов), - но о предупреждении еще большего зла. Месть трактовалась нами как бессмысленный акт, - ведь ничем нельзя компенсировать утрату человеской жизни. Но задача предотвращения зла - была обоснована, реальна, представима.

Вся Европа и весь мир знали, что за организацией убийств членов палестинских террористических организаций стоят израильтяне, хотя официально Израиль никогда не брал на себя за это ответственность. Наши воины (они так и назывались на иврите - ''лохамим'') отважно действовали на территориях других государств - в Италии, Германии, Франции... Преследовали и находили террористов повсюду.

История показывает, что ничего лучше и достойнее этой методики мир так и не изобрел. Точно так же сегодня, по прошествии более чем тридцати лет после трагедии Мюнхена, всесильное ЦРУ отправляет спецрейсами, которые не значатся в расписании, бригады захвата, которые задерживают подозреваемых в терроризме на территории суверенных государств Европы. И вновь продолжается бой. И дебаты идут между профессионалами из служб безопасности, которые доказывают, что воевать с террором можно всем миром, и политиками, отстаивающими достижения демократии. Именно в современной Германии и отразилось это противостояние: сотрудники секретных служб оказывали всемерное содействие американцам в отслеживании и задержании причастных к террору, - а политики возмущались нарушением гражданских прав.

Кстати, и операция ЦАХАЛа в Дженине тоже была направлена на предотвращение дальнейшего распространения террора. Я обратил на это внимание моих слушателей.

- В фильме говорится, что Голда Меир приказала ликвидировать 11 человек - по числу погибших спортсменов. А какую на самом деле цифру для ''Большой охоты'' назвала Голда, и сколько наших врагов было убито?

- Во-первых, никакой точной цифры Голда Меир не называла. Речь шла об обнаружении всех, кто был причастен к трагедии Мюнхена и продолжил заниматься планированием террористических операций против изральтян. Реально было уничтожено около тридцати человек.

Вместо послесловия

...Эфраим завершил свой рассказ и положил в портфель альбом с германскими фотографиями.

- Вы думаете, вам удалось склонить на нашу сторону кого-то из слушателей? - спросила я.

- Я очень четко осознавал, что не все, кто пришел ко мне на лекции, симпатизируют Израилю, - ответил он. - Но мне кажется, что в их раздумьях о судьбах родины появились и новые мотивы. Как говорится, нам и этого довольно...

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus