Правительство ХАМАСа – визитная карточка
22.04.2006 | 12:02
Давид Шехтер
Точно в день израильских выборов - 28 марта, законодательное собрание палестинской автономии утвердило правительство ХАМАСа. Голосование прошло без каких-либо неожиданностей, новый кабинет получил вотум доверия благодаря автоматическому большинству в 74 голоса, которым располагает ХАМАС. За кабинет Исмаила Хании и основные направления его политики высказались 71 член совета, против - 36. Самая большая оппозиционная фракция совета - ФАТХ, вместе с фракциями "Третий путь" (Салама Файяда) и "Независимой Палестиной" (Мустафа Баргути) не поддержала вотум доверия. "Народный фронт" голосовал за, фракция "Аль-Бадиль" (Союз левых сил) воздержалась. Таким образом, впервые после 1933 года, партия, открыто призывающая к убийству евреев, не только одержала победу на парламентских выборах, но и сумела сформировать правительство.
Суммируя данные израильского Центра по изучению терроризма, информационного агентства "Раматан" и интернет-сайта ХАМАСа, можно дать краткую характеристику этому правительству и той политике, которой оно намерено придерживаться.
Следует отметить, что руководство ХАМАСа постаралось сформировать кабинет из молодых министров, получивших образование в странах Запада и ведущих университетах арабского мира. Но, несмотря на все усилия, в правительство не удалось включить представителей ведущих палестинских организаций. Коалиционные переговоры потерпели полный провал и ХАМАС, надеявшийся возглавить широкую коалицию, был вынужден, в итоге, сформировать правительство как без старшего политического партнера (ФАТХ), так даже без небольших фракций (например, «Народного фронта Освобождения Палестины»).
Девять министров, получившие главные портфели, являются членами ХАМАСа, остальные пятнадцать – технократы, или же независимые политики, связанные с этим движением. Большинство министров в прошлом активно участвовало в политической, социальной ("даава") и военной деятельности ХАМАСа. Число членов правительства из сектора Газа и Иудеи и Самарии примерно равно - 11 министров из сектора Газа, 12 - из Иудеи и Самарии, 1 - из Иерусалима. Однако представители ХАМАСа, проживающие в Газе, получили ключевые посты - премьер-министр, министр иностранных дел, министр внутренних дел. Скорее всего, именно этот регион будет служить центром деятельности правительства.
Возраст большинства членов кабинета колеблется между 40 и 50 годами, только трем министрам перевалило за шестьдесят. Восемь из них проживают в городах сектора Газа, Иудеи и Самарии, десять - в деревнях и небольших городах, пять - в лагерях беженцев. Один из министров - житель Восточного Иерусалима (министр по делам Иерусалима). В состав кабинета входят одна женщина (министр по делам женщин) и один христианин из района Бейт-Лехема (министр туризма).
Все министры имеют высшее образование, больше половины - доктора наук. Восемь членов правительства закончили университеты США, Германии и Великобритании, восемь - Египта, Саудовской Аравии, Сирии, остальные получили образование в университетах Иудеи, Самарии и сектора Газа. При формировании кабинета явно прослеживалась тенденция назначения министров в соответствии с их профессиями (врача - на пост министра здравоохранения, экономиста – на пост министра экономики, инженера – на пост министра транспорта и т.д.).
В биографии 13 министров имеется момент, которым они особо гордятся - заключение в израильской тюрьме. Некоторые из министров в прошлом задерживались и силами безопасности автономии. Большинство арестов пришлось на конец 80-х - начало 90-х годов. Естественно, нынешние министры арестовывались не за мелкие уголовные преступления, а за участие в терроре. Среди них немало и тех, кто в рамках своей деятельности в ХАМАС принимали участие в распространении исламского радикального мировоззрения посредством религиозной, образовательной и общественной работы, что лишний раз подчеркивает огромное значение, придаваемое ХАМАСом культивированию исламского самосознания и интенсивной его индоктринации в учебных заведениях.
Состав кабинета министров должен был продемонстрировать палестинскому обществу и всему миру, что, несмотря на опасения, ХАМАС сформировал ответственное правительство, состоящее из профессионалов и образованных людей. Однако, следует обратить внимание, что три самых главных портфеля оказались в руках проверенных годами активистов организации, поднявшихся на вершину партийной иерархии благодаря своей многолетней деятельности в ее рядах, за что они неоднократно задерживались израильскими силами безопасности. Именно эти активисты и составляют, по существу, основу нового правительства, и будут формировать его политику в намного большей степени, чем технократы с докторскими степенями, получившие посты во второстепенных министерствах. Кроме того, многие влиятельные фигуры ХАМАСа, не вошедшие в правительство, несомненно, будут оказывать кардинальное влияние на его работу. К ним, в первую очередь, относятся глава политбюро Халед Машаль, находящийся в Дамаске, и Мухаммад Дейф, глава оперативно-террористического крыла организации, скрывающийся в секторе Газа.
Политическая платформа нового правительства, опубликованная 20 марта на официальном интернет-сайте ХАМАСа, не оставляет сомнений в том, какой будет эта политика. Приведу лишь несколько пунктов программы.
Пункт первый – "прекращение израильской оккупации, ликвидация поселений, с последующим созданием независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме". Программа не определяет точных границ этого государства, но, вместе с тем, не признает права Израиля на существование. Член законодательного собрания от ХАМАСа Мушир Аль-Масри, заявил 19 марта в интервью египетскому телевидению: "ХАМАС однозначно противится признанию государства Израиль, и это является "яблоком раздора" между ним и другими фракциями".
Пункт второй - безоговорочное "право на возвращение" для всех палестинских беженцев. В нем указывается, что палестинские беженцы имеют "право на возвращение" к своему имуществу, находящемуся на всей территории исторической Палестины, то есть - в Хайфу, Яффо, Акко, Азур и другие города. Особо подчеркивается, что это право, как личное, так и групповое - неизменно и не подлежит отмене. Этот пункт, по сути, означает полный отказ от принципа "два государства для двух народов", то есть является призывом к уничтожению Израиля.
Пункт третий - борьба против "израильской оккупации". Он включает в себя действия, направленные на освобождение пленных (террористов, сидящих в израильских тюрьмах - Д.Ш), и активное противодействие "акциям сионистов на оккупированных палестинских землях, каковыми являются превращение Иерусалима в еврейский город, аннексия Иорданской долины, отделение Западного берега реки Иордан от сектора Газа, строительство расистского разделительного забора и т.д".
Пункт четвертый - представление легитимации "сопротивлению", т.е. вооруженной борьбе и террору. В пункте указывается, что "сопротивление в любом его виде" является "законным правом" палестинского народа, инструментом для "окончания оккупации и возвращения палестинских национальных прав". Следует подчеркнуть - по терминологии ХАМАС теракты-самоубийства включены в понятие "сопротивление".
Пункты 9 и 10 предусматривают уклонение нового правительства от признания и выполнения договоров, подписанных между палестинцами (ООП и автономией) и Израилем, а также международных договоров, связанных с израильско-палестинскими отношениями. В них указано, что ХАМАС будет вести себя по отношению к этим договорам "с полной ответственностью", "охраняя высшие интересы палестинского народа, соблюдая его права, и не допустит нанесения вреда его основным принципам". На деле это означает, что любой израильско-палестинский или международный договор может быть пересмотрен правительством ХАМАСа.
Вновь назначенный министр иностранных дел Махмуд Аз-Захар, заявил 20 марта информационному агентству "Мааян", что новое правительство проверит все подписанные с Израилем договоры, которые, по его словам, представляют собой "бремя на плечах палестинского народа". Мушир Аль-Масри выступил в том же духе: "Существуют договоры, дискриминирующие палестинский народ, часть из них была подписана на ограниченное время. Поэтому правительство обладает правом взвесить заново все договоры и проверить степень их законности" (интервью египетскому телевидению 19 марта).
Политическая платформа нового правительства автономии имеет ярко выраженную радикально-исламистскую направленность и базируется жестких принципах, содержащихся в манифесте ХАМАСа от 1988 года. Эти принципы не имеют ничего общего с декларациями, провозглашенными председателем автономии Абу-Мазеном в его письме о назначении нового правительства, и в его речи, произнесенной на церемонии приведения к присяге законодательного собрания (18 февраля). Они также не отвечают минимальным требованиям, выдвинутым правительством Израиля и международным сообществом перед ХАМАСом, которые предусматривают признание права Израиля на существование, разоружение ХАМАСа, прекращение террора и насилия, а также ратификацию подписанных ранее договоров между Израилем и палестинцами (ООП и палестинской автономией). Если правительство ХАМАСа намерено не на словах, а на деле придерживаться принципов, изложенных в его программе, то в очень скором времени Израиль будет вынужден принять по отношению к автономии самые жесткие меры, включая военные акции.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: