Недавно среди проживающих в Негеве израильтян-евреев был проведен опрос, касающийся их отношения к бедуинской общине. Согласно полученным данным, 20% евреев ожидали восстания бедуинов, подобного палестинской интифаде или недавним беспорядкам во Франции. 57% убеждены в том, что бедуины способствуют повышению уровня преступности на юге страны, 20% респондентов заявили, что бедуинов следует лишать израильского гражданства.
Большинство опрошенных выступило против любой государственной помощи бедуинскому населению. 46% высказались против предоставления их племенам постоянных территорий под обустройство и строительство. Но что мы на самом деле знаем о бедуинах и об их отношении к Израилю? И насколько наши знания соответствуют реальности?
Рауйя Абу-Рабиа - дочь первого в Израиле врача-бедуина. Она свободно говорит на иврите, что неудивительно: окончив начальную школу в бедуинском поселке Тель-Шева, Рауйа училась в израильской средней школе в Беэр-Шеве. Будучи, как принято говорить, человеком современных взглядов, она не носит хиджаб и традиционную одежду. Сейчас она заканчивает юрфак университета им. Бен-Гуриона и возглавляет отдел социальной работы в организации ''Ядид'', предоставляющей юридическую помощь представителям социально слабых слоев населения. Филиал ''Ядида'', в котором работает Рауйя, расположен в бедуинском городе Раате.
- Обычно израильские журналисты обращаются ко мне тогда, когда им нужно прокомментировать какие-то скандальные события, связанные с бедуинами, - не без горечи говорит Рауйа. - Никому из них до сих пор почему-то не пришло в голову, к примеру, сделать очерк о бедуинах со светским мировоззрением, или об образованных женщинах общины. А разве не было бы интересно проинтервьюировать единственную в Израиле врача-бедуинку?!
- Но в прессе много пишут о социальных проблемах бедуинов...
- У нас те же основные проблемы, что и у ''русских'' где-нибудь в Димоне или Офакиме, - бедность и безработица. Мне кажется, что именно ''русская'' община, на которой также отразилось сокращение социальных пособий, может проявлять солидарность с бедуинским населением. Поэтому мне лично очень мешают заявления, подобные тем, что делал в адрес бедуинов Авигдор Либерман, и я надеюсь, что русскоязычное население достаточно интеллигентно, чтобы понять правду и распознать высказывания явно расистского толка. Такие заявления лишь разъединяют людей...
Сегодня в Негеве живет 176 тысяч бедуинов, рассказывает Рауйа. Из них 76 тысяч - в 45 непризнанных государством поселениях в жуткой нищете, без дорог, водопровода, канализации и электричества. Существует и семь признанных Израилем поселений. В них можно увидеть самые настоящие виллы, но заглянув внутрь этих роскошных домов, увидите, что там проживают 5-6 больших семей и совсем нет мебели. В самом большом бедуинском городе Раате сегодня живет 45 тысяч человек. Официальный уровень бедности достигает там 30%, а неофициальный - 60%. Почему такая разница? Около 90% бедуинских женщин не работают, и большинство из них не отмечаются в службе трудоустройства и, следовательно, не учитываются официальной статистикой. Такая ситуация сложилась потому, что хотя Раат и является городом, там до сих пор нет филиалов большинства госслужб.
- Вы сказали, что к вам часто обращаются с просьбами прокомментировать какую-то очередную скандальную историю, связанную с бедуинами. Но, согласитесь, что это можно понять. По статистике большая часть преступлений в Негеве совершается именно бедуинами...
- К сожалению, СМИ часто представляют бедуинов как самую криминальную часть израильского общества. Не спорю, проблема преступности в нашей среде стоит остро. Но нельзя все бедуинское население стричь под одну гребенку. Процент бедности и безработицы среди бедуинов очень велик - отсюда и высокий процент преступности. Более 60% бедуинского населения - моложе 18 лет. Когда население так молодо, и при этом нет возможности учиться - последствия предсказуемы. Когда ребенок растет в поселке, где нет никакой инфраструктуры, нет даже школы, то, согласитесь, у него не очень большой выбор того, чем он может заняться в будущем. В последние годы многие в нашей общине поняли, что без высшего образования не найти хорошей работы и не произвести никаких социальных изменений. Интересно, что в университете сейчас наших девушек учится даже больше, чем юношей. Еще десять лет назад не было такого количества желающих и способных учиться. Не так давно в Раате построили Центр консультаций для потенциальных абитуриентов и студентов. Там помогают выбрать направление учебы и получить стипендии.
- Какие чувства испытывают бедуины, когда Израиль празднует очередной День независимости?
- Чтобы понять смысл Дня независимости Израиля для бедуинов и израильских арабов, надо вспомнить историю. Многие репатрианты думают, будто на этих землях до создания Израиля ничего не существовало, но это не так. В Израиле было множество арабских поселков со своим укладом жизни. Моя мама, например, жила на Севере страны в поселке Луби - сегодня это кибуц Лави. После 1948 года жители были изгнаны из своих домов. Вся семья моей матери оказалась за границей. День независимости, с одной стороны, символизирует эту потерю. По определению, Израиль - демократическое государство, но настоящего равноправия в нем нет. Например, все символы страны - еврейские, нам с ними отождествиться тяжело, как, наверное, и христианам. Мы надеемся, что со временем Израиль станет государством всех его граждан, как США, где сегодня индейцы, африканцы и выходцы из разных стран Азии и Европы действительно имеют равные права и возможности.
Ущемление наших прав наглядно видно хотя бы из распределения бюджетных средств на развитие бедуинских и еврейских поселков. Бедуины жили на этих землях до создания Государства Израиль. Государство национализировало эти земли, но не признало уже существующие бедуинские поселения. Что это, если не дискриминация? Наше положение похоже на положение аборигенов Австралии. Когда строился город Раат, в нем даже не была предусмотрена система канализации!
А разве события октября 2000 года, когда полицейские открыли огонь по демонстрантам и застрелили 13 израильских арабов, не доказывают дискриминирующее отношение? В 2000 году были демонстрации и на Севере, и в Негеве. Ведь это легитимное право - выражать свое мнение посредством демонстраций. Если бы полиция убила евреев, - какой была бы реакция? А ведь суд до сих пор не приговорил убийц! (Уважаемая Рауйа явно ''забывает'', что во время демонстрации в Галилее арабы перекрывали дороги, забрасывали камнями еврейские машины, призывали к еврейским погромам, а кроме того, стреляли по полицейским. - Ред.)
Сравнивать непризнанные бедуинские поселки с еврейскими поселениями на территориях неправомерно. Между еврейскими поселенцами, захватчиками не принадлежащих им территорий, и людьми, которые живут на своей земле, - тысячи различий. Бедуины не захватывали Негев!
Вместе с тем, важно понять, что мы - часть Израиля, мы его граждане и хотим использовать законные средства для того, добиться осуществления своих прав. Мы хотим, чтобы было создано палестинское государство - это право палестинского народа. Но это не значит, что мы хотим перейти жить в Палестину. Все эти разговоры о том, что возможно лишить израильских бедуинов и арабов гражданства или обменяться территориями и населением - для нас неприемлемы. Мы - часть этого государства и не хотим уходить в другое место.
Вместе с тем мы отождествляем себя и с палестинским народом. У многих из нас там живут родные. У нас одна история, - только в 1948 году народ разделился. В то же время у нас разные задачи. Палестинцы хотят освободиться от израильской оккупации ТАМ, а мы хотим законными средствами добиться равенства в правах ЗДЕСЬ. И мы добиваемся, чтобы религия была отделена от государства, как в США и других демократических странах.
Бедуинское население, конечно, придерживается национальных традиций, но между религией и традицией есть разница. Среди нас есть и люди светские. Проанализируйте результаты выборов: исламское движение получило 4 мандата, а две другие арабские партии - абсолютно светские: арабская компартия получила 3 мандата, и БАЛАД, во главе которой стоит христианин, - также 3. Это доказывает, что арабское население неоднородно. Усиление исламского движения в последнее время произошло из-за утраты веры в государство. Но если спросить бедуинов об их самоидентификации, то одни скажут - ''бедуин'', другие - ''мусульманин'', третьи - ''израильский араб''.
- Какие шаги, на ваш взгляд, должно предпринять государство по отношению к бедуинам?
- Государство должно признать существующие бедуинские поселки и создать в них инфраструктуру - это решит 70% проблем, даст людям возможность работать и получать образование, вести нормальный образ жизни. Процент безработицы и нищеты снизится, процент образования повысится, преступности станет меньше. Если ребенок живет в доме, который в любой момент могут снести, с какими мыслями он вырастет? Зачем учиться, зачем вкладывать силы, если все это бесполезно? Необходимо принимать бедуинов на работу в госучреждения. Когда бедуинский гражданин увидит подобные изменения - это автоматически вызовет у него чувство солидарности с государством. От этого выиграют все. Чтобы бороться с бедностью, не нужно давать человеку деньги, надо научить их зарабатывать. Сейчас бедуины, получившие образование, большей частью возвращаются работать среди своего населения. Мы не хотим разделения общин, мы хотим работать ради сближения. И уже сейчас в израильских больницах работают врачи - арабы и бедуины.
При планировании развития бедуинского сектора важно учитывать пожелания самих бедуинов. Мы видим, что в поселках городского типа им живется не очень уютно. Некогда наши предки зарабатывали животноводством и обрабатывали землю. Бедуины работают в кибуцах в качестве наемных рабочих. Почему бы не работать в сельском хозяйстве в своем поселке? Большой потенциал для нас есть и в области туризма, в организации деревенского отдыха. В поселке Лаакия существует небольшое предприятие народных промыслов, есть энтузиасты, которые хотят развивать это дело. Многие женщины хотят работать, думают о возможности открыть свой бизнес. У наших женщин большое желание изменить свой статус. Проблема в том, что пока еще очень сильна традиция, согласно которой они не могут работать в любом месте, в частности, там, где их могут видеть мужчины... Но возможно развитие всевозможных кооперативов, маленьких бизнесов, фабрик. Как социальному работнику мне приходится много работать с пожилыми женщинами. Они мечтают о том, чтобы их дочери смогли получить образование, осуществить то, что им самим было не дано.
- Много говорят о демографической проблеме, связанной со слишком большими семьями у бедуинов...
- Я думаю, что только образование может изменить статус женщины. Хотя мы не хотим полностью отменять традиции - их надо уважать. Но, безусловно, женщина должна быть вольна самостоятельно решать, как ей одеваться, за кого выйти замуж и сколько детей рожать. Изменения в мировоззрении и представлениях о норме требуют времени. Нормальный образ жизни и работа - все это решит многие проблемы. Я хочу еще раз подчеркнуть, что сейчас важнее всего вкладывать в образование.
Следующим моим собеседником стал Ашраф Абу-Сайам, живущий в поселке Лаакия, в 15 минутах езды от Беэр-Шевы. Он получил первую степень по биологии в университете им. Бен-Гуриона, а сейчас учится на юридическом факультете в колледже. Ашраф работает в общественной организации ''Аджик'', у которой широкое поле деятельности. Учреждение это расположено в одном из домов турецкой постройки в Старом городе, внутри - дворик, в котором под навесом сооружен традиционный бедуинский шатер. В нескольких комнатах проходят занятия, консультации и встречи волонтеров, которые работают со школьниками - подтягивают их по разным школьным предметам, ведут всевозможные кружки и секции для детей. Не умолкают телефоны, приходят и уходят люди - здесь довольно оживленно.
- Центр существует уже 4 года, у нас работают 350 добровольцев - и евреи, и арабы, и бедуины. Недавно успешно стартовал особый проект: команды, в которых по 10 евреев и 10 бедуинов, помогают детям готовить уроки, занимаются с ребятами рисованием и спортом. Команды эти ездят и в непризнанные государством поселки, где острая нехватка каких бы то ни было образовательных учреждений. Туда не ходит общественный транспорт, поэтому для добровольцев организована подвозка.
- Мне говорили, что в этих поселках нет даже школ...
- Особенно не хватает средних школ, с начальными дело обстоит несколько лучше. Есть так называемая окружная школа, в которую съезжаются подростки из нескольких поселков, некоторые дети ездят в школы в государственные поселки. Добираться в школы далеко и сложно - порой речь идет о десятках километров. Особенно проблематично это зимой. Мы добиваемся, чтобы построили еще одну среднюю школу. Более половины девочек сейчас не получают образования выше начального. Соблюдающие традиции родители считают, что девушки не могут передвигаться вне дома так свободно, как парни, поэтому не отпускают дочерей в дальние поездки. После окончания начальной школы девочки сидят дома, через несколько лет выходят замуж, и на этом для них возможность получить образование исчерпывается...
- Среди ''русских'' существует стереотип о том, что бедуины промышляют, в основном, криминальными видами бизнеса...
- Это действительно только стереотип, ''стигма''. Кстати, ведь и в отношении вашей общины сложилось немало ложных стереотипов. На самом деле криминальный мир интернационален, и преступник, независимо от своей национальности, должен сидеть в тюрьме. Повышение уровня преступности среди бедуинов - результат той системы образования, которую построил для нас Израиль. Не нашедшие своего места в школе, а затем и в жизни подростки проводят время в городе, в торговых центрах. От безделья рано или поздно они связываются с дурной компанией. Начинается все с кражи какой-то мелочи в торговом центре...
- Как бедуины относятся к Государству Израиль?
- Я буду говорить только за себя. Я родился здесь, живу на своей земле и готов соблюдать все законы этой страны. Я ожидаю, что смогу получать все положенные гражданину права и пользоваться услугами всех госучреждений в рамках, предусмотренных законом. Между двумя лагерями, между палестинцами и израильтянами, ведутся споры о том, возникло ли Государство Израиль в легитимной форме, посредством естественного развития, или земли были захвачены посредством агрессии против палестинцев. Я не знаю, кто прав - в те годы меня и на свете-то не было! Но нет сомнений в том, что по сравнению с арабскими странами Израиль - демократическая страна, и в этом есть многие преимущества. Я хочу жить здесь и быть частью демократического процесса. Что касается ряда высказываний Авигдора Либермана - безусловно, некоторые из них носят расистский характер. Например, угроза лишить пособий от ''Битуах леуми'' людей, проживающих в якобы незаконных поселках. Государство должно, прежде всего, провести в эти поселки электричество и воду, построить там поликлиники.
Множество специальных комиссий проводили исследования и пришли к выводам, что права нацменьшинств в Израиле действительно ущемляются. Это очень болезненная тема. И выполнение обязанностей по отношению к государству не гарантирует никаких прав. Солдат может вернуться из армии и обнаружить, что его родной дом снесен - такие случаи были.
- В армии служат далеко не все бедуины...
- По закону служба в армии для бедуинов добровольная. А вот у друзов, например, есть договор с государством об обязательной службе...
- Ты употребил понятие ''нацменьшинства'', но не кажется ли тебе, что демографическая ситуация такова, что скоро арабы и бедуины могут стать большинством?
- Даже если арабское население и окажется в большинстве - это еще не значит, что в Израиле будет арабское правительство - ведь многие представители меньшинств голосуют вовсе не за арабские партии! Просто для нас традиционно чувствовать себя хорошо в большой семье. Но лично я думаю, что надо учиться лучше планировать семью. Я до сих пор неженат, но, когда создам семью - сяду и хорошенько подумаю, скольких детей смогу воспитать. Важно дать детям образование и хороший уровень жизни. То, что я смогу дать трем детям, не смогу дать десяти. Соответственно, если дети получат хорошее образование - больше шансов, что они сделают что-то хорошее для общества. Хотя есть примеры семей, в которых и 10, и 14 детей - и это прекрасные дети, и все они учатся.
- Некоторые палестинцы получают израильское гражданство, заключив брак с израильскими арабами...
- Недавно приняли закон, который такого не позволяет. Я думаю, он несправедлив. Я считаю, что в демократической стране человек имеет право жениться по велению сердца, и не важно, живет ли его избранник в Израиле или в другой стране. Но - только если это касается первой жены. Часто с ''территорий'' берут вторую жену. В бедуинском обществе 30% семей полигамны - это огромная проблема, многоженство незаконно. Я лично против полигамии! Мужчина становится отцом кучи детей, которых он не в состоянии содержать.
- Мы говорили в основном о проблемах, какие же положительные процессы происходят в бедуинском обществе?
- Еще 8 лет назад количество студентов-бедуинов исчислялось десятками. Сейчас ежегодно в вузы поступает 400-500 бедуинов. Это произошло и из-за некоторого улучшения качества школьного образования, и благодаря созданному при университете им. Бен-Гуриона центру, способствующему продвижению абитуриентов-бедуинов и предоставлению им небольших дотаций в оплате обучения. Многие осознали необходимость учиться для продвижения в жизни. Бедуинские абитуриенты проходят специальные подготовительные курсы. В основном учатся на факультетах, где более легкие условия приема - история, общественные науки, педагогика. Точные науки изучают единицы. Пока только 43% старшеклассников в бедуинских школах получают аттестат зрелости. Причем эта статистика учитывает только тех, кто дошел до старших классов, - а ведь многие бросают школу. Если считать тех, кто начал учиться в средней школе, процент получающих аттестат уменьшится вдвое. И только 42% имеющих аттестат продолжают учиться дальше. И все же прогресс в этой области есть, и он радует - образованные молодые люди, в свою очередь, дадут лучшее воспитание своим детям.
Сейчас существует около 300 общественных организаций, занимающихся, в том числе, проблемами бедуинов. Они восполняют недостаток внимания со стороны государства. Важно не быть пассивными и влиять на улучшение ситуации. Я верю, что общество, в котором развиты процессы добровольной помощи согражданам, - здоровое общество.
"Русский израильтянин"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)