После прихода к власти ХАМАСа было предложено немало сценариев того, как будут развиваться события в ближайшем будущем. Наиболее правильными, на мой взгляд, были те, согласно которым палестинские исламисты не станут идти на прямую конфронтацию с Израилем, а будут действовать по двум направлениям. С одной стороны, попытаются заручиться поддержкой международного сообщества и обрести легитимность в его глазах. С другой, постараются подорвать Хашимитский режим в Иордании и привести к власти здесь местных ''Мусульманских братьев''. В этом случае они станут хозяевами не на ограниченной и изолированной территории, коей являются Иудея, Самария и Газа, а земель по обе стороны Иордана. И уже с этого плацдарма смогут развернуть тотальное наступление на ненавистное ''сионистское государство'', а затем - и на светский режим в Египте.
Происходящие на наших глазах события, увы, как ни печально, подтверждают правильность такого сценария. Более того, становится очевидным, что ХАМАС действует не в одиночку, а совместно со своими намного более влиятельными и сильными союзниками - Сирией и Ираном.
11 мая иорданское телевидение обнародовало подробную информацию о деятельности ХАМАСа на территории королевства и об оружии, которое ХАМАС контрабандой доставил сюда для совершения диверсий и организации антигосударственной деятельности.
Как известно, 18 апреля иорданская разведка раскрыла заговор, подготовленный ХАМАСом, арестовала несколько активистов группировки и обнаружила тайники с оружием на территории страны: ручные гранаты, мины, взрывчатка, ракеты иранского производства. В ходе расследования, как следует из репортажа, стало известно о взаимодействии между ХАМАСом и Дамаском по дестабилизации иорданского режима. Главный подозреваемый, 43-летний Ауман Наджи Даражмех, по поручению ''друга'', активиста ХАМАСа, отправился в Сирию и встретился там с представителем этой организации Абу аль-Абедом. По предложению последнего Наджи остался в Сирии и прошел там курс обучения по сбору данных.
После этого, по признанию Наджи, его свели с еще одним человеком, также хамасовцем, неким Ваилом Абу-Ханташем. Наджи должен был работать с Абу-Ханташем в связке и получил от последнего карту с указанием пещер в районе Дир аль-Каф, куда доставлялось контрабандой оружие. Задание Наджи состояло в том, чтобы найти новые тайники для складирования оружия и пути его доставки туда.
Наджи такое место нашел. Это был пригород деревни аль-Каваджи, где пещеры и оливковые деревья позволяли замаскировать ''драгоценный клад''. После этого через многочисленных посредников незадачливый агент ХАМАСа намеревался переправить в новый тайник оружие из Сирии, однако был схвачен агентами иорданских спецслужб. Его напарники также признались в подрывной деятельности по поручению ХАМАСа.
После ареста членов группировки иорданские власти, как известно, отменили визит сюда министра иностранных дел ПА Махмуда аз-Захара. ХАМАС, в свою очередь, отверг все обвинения Иордании. После встречи короля Абдаллы и Абу-Мазена в Аммане было принято решение, что в королевство прибудет палестинская делегация для расследования обстоятельств готовившейся диверсии. На должность руководителя делегации был назначен глава палестинской разведки генерал Тарик Абу-Раджаб, однако правительство ХАМАСа отказалось включить в нее своих людей, и это вызвало предсказуемое раздражение в Амане. Представитель иорданского правительства Насер Джадех выразил ''сожаление'' в связи с решением правительства Исмаила Хании.
ХАМАС, правда, попытался сделать хорошую мину при плохой игре, предложив вновь направить в Амман аз-Захара для ''урегулирования''. Иордания в очередной раз отказала последнему и потребовала, чтобы сперва палестинцы прислали в королевство своих службистов и те занялись бы поиском других ''кладов'' на территории страны. ''Это (отправка поисковой группы палестинцами) должно предшествовать любым политическим контактам, которые предлагает правительство ПА'', - заявил Джадех 15 мая.
В ХАМАСтане не могли скрыть разочарования. ''Мы много раз заявляли, что у нас нет никаких враждебных намерений и планов относительно Иордании или какой-нибудь другой арабской страны'', - заявил Хания. Более того, действуя по принципу ''лучшая оборона - это нападение'', Хания обвинил Иорданию в сотрудничестве с ФАТХом для подрыва позиций исламистов в ПА.
Одновременно обострились отношения между Иорданией и Сирией. Дамаск, как и ХАМАС, поспешил заявить о своей благонадежности и обвинил во всем Амман. После того как Джадех намекнул, в связи со скандалом, на вовлеченность в антигосударственную деятельность ''других стран'', министр иностранных дел Сирии Валид Муалем обвинил иорданского премьер-министра Маруфа Бахита в оговоре. ''Я отрицаю подобного рода обвинения. Мы выступаем за безопасность Иордании и остаемся приверженцами дружественных отношений между нашими странами'', - заявил Муалем.
''Дружественное'' отношение Сирии к ее южному соседу хорошо известно. Сирийцы традиционно считают Иорданию, как и Ливан, частью ''великой Сирии'' и даже пытались повторить здесь ливанский эксперимент. Только вмешательство Израиля предотвратило падение монархии и спасло короля Хусейна. После начала интифады сирийские спецслужбы использовали территорию Иордании как базу для переброски террористов и оружия на палестинские ''территории'', что осложняло положение режима, и одновременно формировали в королевстве свою агентурную сеть. Это приводило к периодическим дипломатическим конфликтам между двумя странами, которые традиционно заканчивались демонстрацией примирения и дружбы.
Однако если раньше речь шла о попытках Сирии дестабилизировать режим в Аммане, то теперь дело выглядит серьезнее. Ибо Сирия действует не в одиночку, а в коалиции со своими партнерами, Ираном и ХАМАСом. Каждая из сторон в этом альянсе заинтересована в падении Хашимитского режима. При ХАМАС и Сирию уже было сказано. Что касается Ирана, то для него Иордания - естественный союзник США. Способствуя созданию в Иордании ХАМАСтана, он тем самым ослабляет не только Израиль и США, но и Египет, ведущую державу арабского мира на Ближнем Востоке.
Добавим, что в последнее время сирийский режим начал вновь действовать более открыто и агрессивно в своей поддержке террора. Объясняется это прежде всего безнаказанностью. Поняв, что США (не говоря уже о Европе) боятся расшатывать его власть, Башар Асад обрел уверенность в своих силах и, чувствуя ''плечо'' Ирана, вернулся к прежней роли спонсора и покровителя террора. Не располагая средствами для финансирования ХАМАСа, алавитский режим буквально выколачивает деньги из своих подданных на ''джихад с сионистским врагом''. Так, на прошлой неделе курдские источники сообщили, что сирийские спецслужбы оказывают давление на курдских бизнесменов в провинции Камишли, дабы они переводили средства ХАМАСу. Рэкетиры в погонах требуют от крупных предпринимателей от пяти до десяти тысяч долларов с ''носа''. С мелких торговцев, впрочем, берут меньше, ограничиваясь 500 сирийскими лирами... Часть собранных средств должна пойти на перевооружение ХАМАСа, часть - на дестабилизацию Хашимитского режима.
Запад, как всегда, делает вид, что не замечает происходящего. Разделение ролей сохраняется: США и Европа помогают бедствующему палестинскому народу, а ''арабские братья'', включая Сирию и Иран, используют этот ''бедствующий народ'' как марионетку, для осуществления своих интриг...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)