22 мая, через два дня после покушения на командующего палестинской службой общей безопасности Тарика Абу-Раджеба, ''Аль-Каида'' распространила заявление, в котором взяла на себя ответственность за диверсию. Заявление это было опубликовано в электронных СМИ, а затем передано телеканалами ''Аль-Манар'' и ''Аль-Арабия''. В сообщении также говорилось, что ''Аль-Каида'' не ограничится этим покушением, то же самое ждет председателя ПА Абу-Мазена и лидеров ФАТХа Мохаммеда Дахлана, Самира Машарауи и Абу-Али Шахина.
Напомним, 20 мая командующий палестинской службой общей безопасности результате покушения получил тяжелые ранения и был доставлен в тель-авивскую больницу ''Ихилов''. Взрыв произошел в офисе Абу-Раджеба в Газе, при этом погибли два его телохранителя, еще 12 человек были ранены. Во время похорон погибших члены ФАТХа стреляли в воздух и призывали к мести.
В силовых структурах ПА убеждены, что за организацией покушения стоит либо ХАМАС, либо одна из родственных ей фундаменталистских организаций. Эти подозрения вряд ли можно назвать надуманными. 21 мая в секторе Газы было предотвращено покушение на одного из руководителей палестинских силовых структур Рашида Абу-Шбака. На дороге, по которой двигался его автомобиль в сопровождении эскорта, было обнаружено взрывное устройство весом около 70 кг. Палестинские силовики заявили, что те, кто установил заряд, планировали уничтожить именно Абу-Шбака, поскольку он единственный высокопоставленный функционер ПА, который ездит по этому маршруту.
Рашид Абу-Шбак, как и Абу-Раджеб, входит в число самых доверенных лиц Абу-Мазена. Он возглавляет службу превентивной безопасности, которая контролирует пограничные терминалы.
Одновременно Газу заполонили воззвания против еще одного влиятельного палестинского ''барона'' - Мохаммеда Дахлана. Его обвиняют в пособничестве ''сионистам и империалистам'', краже огромных сумм из палестинской казны, предательстве интересов палестинского народа и прочих смертных грехах. Обвинения эти выглядят как прелюдия к вынесению смертного приговора Дахлану, наиболее мощному союзнику Абу-Мазена.
Кто стоит ли за покушениями на лидеров ФАТХа? Только ''Аль-Каида'' или также ХАМАС? Идет ли речь о сотрудничестве двух этих группировок для предотвращения самой возможности ''контрреволюции'' в автономии? Какова роль Ирана в происходящем?
Пока трудно дать исчерпывающий ответ на все эти вопросы, однако налицо очевидные свидетельства координации в ПА исламистских сил разного толка.
Несколько месяцев назад западные спецслужбы пришли к выводу, что иракский главарь ''Аль-Каиды'' Мусаб аль-Заркауи перевел свой в буквальном смысле слова убийственный взгляд из Ирака на страны Леванта и автономию. Теперь главная его цель - укрепление исламистских организаций в Иордании, Египте, Сирии и ПА с целью дальнейшего массированного наступления на ''сионистское образование''. Согласно разведданным, Заркауи наладил тесные контакты с палестинскими исламистами, то есть с ХАМАСом, и после победы последнего на выборах обе родственные группировки перевели сотрудничество в практическую плоскость. В результате уже в первые месяцы 2006 года десятки агентов ''Аль-Каиды'' просочились в Газу, а также в Иудею и Самарию, и, с благословения и при поддержке ХАМАСа, начали формировать здесь свои осиные гнезда.
В последние два месяца, по данным ШАБАКа, координация между двумя группировками возросла, несмотря на понятное желание главарей ХАМАСа скрыть это обстоятельство. В конце февраля израильские спецслужбы задержали двух активистов ''Аль-Каиды'' в районе Шхема. В начале марта информация об активности ''Аль-Каиды" в ПА была передана Абу-Мазену.
Автономия превратилась в один из наиболее безопасных заповедников ''Аль-Каиды'', куда Заркауи может беспрепятственно перебрасывать своих людей из Йемена, Пакистана и т.д.
Тем не менее, как уже было сказано выше, несмотря на то, что этот родственный союз в полной мере соответствует идеологии и интересам ХАМАСа, афишировать его для Исмаила Хании нежелательно. Необходим был некий передаточный механизм, который, с одной стороны, обеспечивал широкомасштабное сотрудничество с ''Аль-Каидой'', а с другой - не мешал бы Хании выстраивать столь необходимый для получения западных денег имидж достойного партнера.
Выход был найден: необходимо создать спецподразделение по наведению порядка в ПА. В апреле министр внутренних дел ПА Саид Сиам объявил о создании особой структуры - аппарата поддержки сил безопасности. Официальная цель этой структуры - установление порядка на территории автономии. Командиром подразделения был назначен Джамаль Абу-Самадана, глава так называемых Комитетов народного сопротивления (КНС) в Газе.
Однако подлинные задачи аппарата иные. Первая - стать костяком новой армии, создаваемой ХАМАСом в противовес прогнившим и деморализованным структурам палестинских сил безопасности. Вторая - превратить аппарат в подрядчика ХАМАСа, который осуществлял бы террористическую активность и отвечал за сотрудничество с другими исламистскими группировками, включая ''Аль-Каиду''.
Создание спецподразделения по понятным причинам пришлось не по вкусу Абу-Мазену, однако на данный момент ХАМАСу, судя по всему, удалось навязать палестинскому ''раису'' свою волю.
Настойчивость, с которой Исмаил Хания и Саид Сиам добивались утверждения кандидатуры именно Самаданы, не случайна. Чтобы объяснить феномен Самаданы, напрямую не связанного с ХАМАСом, стоит попристальнее вглядеться в ту роль, которую он и его организация играли в палестинской политике в последние годы.
Комитеты возникли в самом начале интифады по инициативе Самаданы. Осенью 2000 года он пригласил представителей всех ''борющихся сил палестинского народа'' (от ФАТХа, ХАМАСа, ''Исламского джихада'', "Народного фронта освобождения Палестины") и предложил создать совместную структуру для достижения ''священной цели - прекращения сионистской оккупации''. Структура эта была создана и получила название "Комитеты народного сопротивления" (КНС). За пять с половиной лет ''комитетчики'' совершили множество терактов в Газе. Некоторые акции отличались особым зверством, например, хладнокровный расстрел семьи Хатуэль на шоссе Кисуфим в мае 2004 года. Боевики в упор расстреляли беременную Тали Хатуэль и ее четверых детей, в том числе двухлетнюю девочку. В другом случае эти ''борцы за свободу палестинского народа'' обстреляли школьный автобус. Погибли два человека. В октябре 2003 года в Бейт-Хануне в результате диверсии КНС погибли три американских охранника, сопровождавшие атташе США по культуре.
Парадокс, однако, заключается в том, что хотя на счету Комитетов множество кровавых и отвратительных преступлений, эта структура не включена ни Израилем, ни США, ни ЕС в официальный список террористических организаций. Причина - ложная предпосылка, что КНС представляет собой часть военизированного крыла ФАТХа.
В прошлом Самадана действительно был активистом ФАТХа. Однако его прошлое давно уже не имеет никакого отношения к реальности. В действительности КНС вовсе не часть ФАТХа и не рядовая гангстерская банда, одна из тех, что действуют под разного рода громкими именами на Западном берегу и в Газе. Эта структура полностью разделяет идеи ''мирового джихада'' и тесно связана со всеми исламистскими группировками: не только с ХАМАСом, но и с ''Хизбаллой'' и ''Аль-Каидой''.
Уже сама терминология Джамаля Абу-Самаданы радикально отличается от терминологии главарей банд ''Батальонов мучеников Аль-Аксы'' и по своему стилю напоминает выступления Насраллы и Заркауи. Так, в интервью ''Санди таймс'' глава нарождающейся армии ХАМАСа заявил: ''У нас только один враг, и этот враг - евреи''. (Заметим, уже не Израиль и сионисты, а евреи). Самадана и его приспешники поддерживают идею создания ''подлинно исламского государства в Палестине'', интифаду называют ''джихадом во имя Аллаха'', Израиль - ''сатанинским образованием'', а евреев - ''сынами свиней и обезьян'' и ''убийцами пророков''.
Стилистические совпадения - не случайность. Самадана считает ХАМАС и ''Хизбаллу'' примерами для подражания и стратегические союзники. ХАМАС сыграл главенствующую роль в военной подготовке боевиков КНС. Активист Комитетов Шериф Зиада, арестованный в октябре 2005 года ШАБАКом, признал, что его структура получала оружие от руководства ХАМАСа. ХАМАС платил КНС по 15 тысяч долларов за каждую ''успешную'' вылазку. ''Хизбалла'' также спонсировала Самадану, переводя сотни долларов на имя родственников его приближенных. Ряд боевиков Комитетов были через Египет переправлены в Ливан, где прошли военную подготовку под обучением ''Хизбаллы''. Наконец, по данным разведслужб, в Египте люди Самаданы установили контакты с ''Аль-Каидой'' и стали посредниками между этой группировкой и ХАМАСом.
Мало того, по данным палестинских разведслужб, КНС являются также передаточным звеном в отношениях между ХАМАСом и Тегераном. Иран, как и ХАМАС, крайне заинтересован в устранении Абу-Мазена и палестинских силовиков, которые способны блокировать установление ''исламского государства'' в ПА и сорвать планы Тегерана по дестабилизации всего региона. КНС отводится роль исполнителя ''заказных убийств'' в то время как ХАМАС сможет оставаться чистым в глазах мирового сообщества и избежать обвинений в подрыве палестинского единства. Можно, в конце концов, использовать Самадану и как подрядчика при осуществлении терактов против Израиля, а в случае необходимости без сожалений избавиться от него.
В окружении Абу-Мазена полностью отдают себе отчет в опасности, которую представляет Самадана, и в целях его покровителей. Не случайно последние столкновения в Газе произошли между активистами ФАТХа именно с боевиками Комитетов. Однако пока таран ХАМАСа, ''Аль-Каиды'' и Ирана продолжает расшатывать остатки палестинских сил безопасности. Характерно, что именно КНС объявили, что начинают охоту на Дахлана...
На снимке: здание палестинской разведки - самое охраняемое в Газе, куда террористы заложили бомбу
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)